В известной песне пешеходный светофор проявил неожиданную щедрость к пешеходам: он сам собой включился и пролился на них бесконечным зеленым светом. К сожалению, ничего подобного нельзя сказать о Ташкенте. Пешеходные переходы здесь устроены непредсказуемо, они подвергают опасности и заставляют постоянно нервничать тысячи горожан.


Не секрет, что Ташкент пока далек от статуса идеального города для пеших прогулок. На сегодняшний день он представляет собой, скорее, рай для автомобилиста — едва ли не самые широкие в мире дороги позволяют автомобилям ездить, как вздумается. В Европе, например в Германии, федеральные трассы уже, чем наша среднестатистическая ташкентская улица (6–8 полос против 8–10 наших). Планировщики современного Ташкента опутали его серой паутиной: в городе строятся современные мосты и путепроводы, функционируют две кольцевые дороги. «Куда без этого, если город растет?» — спросят автомобилисты. И, с одной стороны, будут правы. Но есть и другая сторона.


За годы независимости проделана большая работа по расширению проезжей части и увеличению пропускной способности почти всех основных улиц Ташкента. Не будем сейчас поднимать больную тему деревьев, погибших при этом расширении, — что сделано, то сделано. Понятно, что дороги теперь уже едва ли будут сужать. Но почему бы не создать пешеходам условия для комфортного перехода этих смертельно опасных искусственных преград, где каждый автомобиль — невольный, но потенциальный убийца?



Посмотрим, что мы имеем. Ширина основных автомагистралей Ташкента — от 3 до 5 полос в одну сторону, то есть 6–10 полос в две стороны. Если в среднем ширина одной полосы составляет 3,5 метра, то пешеходу всякий раз приходится преодолевать расстояние в 21–35 метров, а бывает и больше. «Ну, и что такого? — возразят автомобилисты, — пусть преодолевают, только в положенных местах и на зеленый свет».


Согласен, обязанностей пешехода по соблюдению ПДД никто не отменял. Не раз наблюдал заграницей широкие дороги и то, как люди массово переходят их по пешеходным переходам исключительно на зеленый свет. Идиллия! Красота и порядок! Только есть одно «но»: заграницей пешеходные переходы на каждом шагу, нарисованы они ярко и заметно, а самое главное — пешеходный светофор там горит дольше, чем требуется среднему гражданину для перехода проезжей части. И он, как правило, снабжен экраном обратного отсчета времени. Пешеходы там переходят спокойно, некоторые даже вразвалочку, не глядя по сторонам, потому что знают: никто прямо на них не поедет, никто не станет им сигналить, а поворачивающие на свой зеленый свет автомобили всегда будут терпеливо ждать. Ждать, пока неторопливая бабушка доковыляет до противоположной стороны. Ждать, пока женщина провезет через перекресток коляску с младенцем. Ждать, пока дорогу перейдет весело болтающая детвора. Ведь пешеходы — это не только взрослые, осознанные и расторопные люди.


ПДД РУз

Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работы.Пешеходами являются также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.


А у нас? Если вам повезло, и вы запросто нашли регулируемый пешеходный переход в зоне видимости, то приготовьтесь либо бежать по нему со всех ног, как только загорится ваш зеленый, либо идти в своем обычном темпе, слыша возмущенные сигналы, рычание двигателей и иногда даже крики из окон ближайших авто, в лучшем случае: «Эй, тебе уже красный!». А ведь вы просто переходите улицу по Правилам дорожного движения Республики Узбекистан. Где в ПДД написано, что пешеход должен переходить проезжую часть на разрешающий сигнал светофора бегом или быстрым шагом, то и дело отпрыгивая в сторону от «быкующих», сигналящих и едущих прямо на него автомобилей?!


ПДД РУз

Звуковые сигналы могут применяться в следующих случаях:

1. Вне населенных пунктов при обгоне для предупреждения других водителей;
2. В необходимых случаях — для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

У нас по факту сигналят и при опасности, и без нее. Пытаются любое препятствие, будь то человек или другой автомобиль, немедленно прогнать звуковым сигналом.



Почему в Ташкенте каждый раз переход проезжей части — это стресс для пешеходов? Мало того, что улицы шире, чем в куда более крупных городах с куда более плотным трафиком, так еще и приходится нервничать, переходя на зеленый, который на десятиполосных трассах горит всего по нескольку секунд.


Почему на больших перекрестках Ташкента где-то на разделительной полосе у нас установлены дополнительные пешеходные светофоры, а где-то нет? Разделительная полоса условно приравнивается к сплошной стене, так откуда же пешеходу знать, относится ли к нему пешеходный светофор, стоящий через 35 метров от него (и не всегда повернутый точно в его сторону), или нет? А если такой светофор все-таки дублируется (один стоит на дальней стороне, второй — на разделительной полосе), то почему на дальнем от вас раньше включается зеленый, чем на ближнем? Почему нередка ситуация, когда красный 4–5 секунд горит всем: и водителям, и пешеходам? Вроде простые вещи, а кругом одни вопросы и негодование.


Примеров только навскидку по Ташкенту десятки. Вот лишь некоторые из них:


пешеходный переход через улицу Мустакиллик, там, где примыкает улица Оккургон. На зеленый сигнал не успеваешь перейти даже быстрым шагом. Половина машин, поворачивающих с ул. Оккургон на ул. Мустакиллик, не пропускает пешеходов.



круг возле кинотеатра «PremierHall» / Гостиница «GrandMir». Как бы ты ни торопился, за один зеленый сигнал ни за что не успеешь перейти всю проезжую часть, разве что бегом. К тому же прямо на тебя едут автомобили слева, с круга, которым в этот момент тоже почему-то горит зеленый... Nocomments.



гигантский пятидесятиметровый пешеходный переход на улице Бабура в сторону магазина «DiSport». И снова только бегом. Если переходить быстрым шагом, то за один зеленый сигнал успеете перейти не более 2/3 перехода.



переход через ул. Нукусская возле Святоуспенского собора (Мирабадский рынок). Там постоянно переходит масса пожилых людей, и им приходится это делать вприпрыжку, чтобы успеть.



ахангаранское шоссе в месте примыкания к нему ул. Бешарык. Нерегулируемый пешеходный переход проезжей части шириной более сорока метров! Автомобили носятся, не обращая внимания на «зебру». Перейти невозможно. Это называется «как хочешь, так и переходи».



Особо хочется остановиться на примере под номером 3 (перекресток Бабура/Усмана Носира, рис. 3). Длина пешеходного перехода на этом перекрестке составляет 50 метров, зеленый свет пешеходам горит ровно 20 секунд. Получается, чтобы успеть на зеленый, пешеход должен переходить со скоростью 50 метров за 20 секунд = 2,5 м/сек. = 9 км/ч. Средняя скорость пешехода, как известно, 5 км/ч. Пожилые люди, женщины с колясками и инвалиды передвигаются значительно медленнее, пусть даже 4 км/ч. И как же им переходить? 9 км/ч — это только бегом. Пешеходы ускоряются, как могут, но все равно не успевают, еще и слышат в свой адрес проклятия и гудки.


На нерегулируемых пешеходных переходах дело обстоит еще хуже. Там как русская рулетка — не знаешь, на каком из десяти рядов тебя собьют. Кто-то пропускает, а кто-то проносится мимо, даже не думая снижать скорость.

Уважаемые планировщики улиц города. Хоть раз выйдите из машин и побудьте пешеходами, которым приходится ежедневно и многократно переходить, как по минному полю, через проезжую часть. Давайте будем уважать сограждан, которые ходят пешком. Конечно, в идеале нужно организовать пешеходные переходы со светофорами через каждые 100 или 150 метров на каждой улице, по международным стандартам, но пока этого нет, то можно хотя бы:


Отрегулировать периодичность переключения пешеходных переходов. Попросите пожилого человека лет восьмидесяти с привычной ему скоростью, не торопясь и не нервничая, перейти проезжую часть. Засекаете время, добавляете еще секунд 5 про запас, готово.


Добавить на пешеходные светофоры табло обратного отсчета времени. Пешеходы смогут точно рассчитывать, успеют ли перейти, или лучше уже дождаться следующего зеленого. С таким табло светофор не переключается на красный внезапно, когда ты на середине проезжей части.


На разделительной полосе установить островки безопасности, а на них — дублирующие пешеходные светофоры, которые включают зеленый свет раньше, а не позже, чем светофор на противоположной стороне улицы. Или по крайней мере одновременно с ним. Иначе люди вынуждены переходить улицу до разделительной полосы, а потом стоять и ждать еще одного переключения. А если при этом нет даже островка безопасности, то повышены шансы быть сбитым.


Оборудовать пешеходными светофорами нерегулируемые пешеходные переходы города на всех дорогах шире двух полос в одну сторону. Иначе люди так и будут бояться больших дорог, и их так и будут сбивать на скорости, не глядя.


Усилить контроль за соблюдением следующих пунктов ПДД в отношении пешеходов, которые нашими водителями соблюдаются через раз:

ПДД РУз, раздел XVII. Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств

109. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть.

110.
Если перед нерегулируемым пешеходным переходом транспортное средство замедлило движение или остановилось, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед остановившимся транспортным средством нет пешеходов.

111.
На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.

112
. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.


Пешеходов наказывать за несоблюдение ПДД тоже нужно, несомненно! Как, например, в соседнем Казахстане, где за нарушения ПДД пешехода не только по закону, но и по факту штрафуют на крупную сумму (на май 2019 года штраф составляет 12 000 тенге, или 267 000 сумов, за первое нарушение, а при повторном нарушении в течение года — штраф в три раза больше). Но чтобы пешеходам соблюдать эти правила, должны быть созданы определенные условия. Все по порядку. Получается формула: cначала создать пешеходам условия, потом осуществлять контроль за исполнением и наказывать за нарушения.


Текст: Максим Новицкий

Фото: Валерия Вааде, Максим Новицкий