VOT продолжает делиться историями ученых в рамках рубрики «Искры познания». Кто тут антигуманитарий? Извечные споры, кто умнее — математики или лингвисты, продолжатся. Сегодня рассказ о себе девушки-математика Елизаветы Ан, уникального в своем роде специалиста. Приготовьтесь услышать «страшные» словосочетания: дискретная математика, инженерная математика, элементарная математика. Давайте разбираться вместе.


От юриста до математика

В нашей семье все имеют техническое образование. Родители — инженеры-строители, сестра тоже математик. Будучи детьми, глядя на родителей, мы с сестрой чертили планы жилого дома, высчитывали его углы, рисовали черновой дизайн. Нам часто дарили вместо обычных игрушек логические игры, конструкторы и головоломки. Мы с удовольствием собирали всей семьей какой-нибудь конструктор по вечерам. Думаю, что тогда и начало развиваться логическое мышление, что привело меня к профессии математика.



В 9-м классе я стала замечать, что уроки по информатике пролетали мгновенно. Мне очень нравилось создавать программы и видеть результат своей работы. Нравилась также практическая сторона предмета, имея определенные теоретические знания по математике, мы учились применять их в информатике. Моя сестра на два года старше, она показывала примеры и задачи, которые они проходили в школе, и таким образом к первому классу я набрала уже достаточную базу.


Был период, когда мне было трудно с математикой, в определенный момент я сдалась, просто перестала слушать учителя и вникать в тему. Но это продолжалось не так долго, точные науки всегда были ближе и интереснее гуманитарных. Как это бывает у всех школьников, я без конца перебирала в голове профессии. Кем я только ни хотела стать: и юристом, и переводчиком, и даже журналистом, но почему-то совсем не задавалась вопросом: «А получается ли у меня это?».



Когда пришла пора поступать в университет, я по совету папы благополучно поступила на факультет прикладной математики и информатики Национального университета Узбекистана, и сразу пришлось пережить «переломный момент». На меня «свалились» математический анализ, дискретная математика, линейная алгебра и аналитическая геометрия. В один из семестров был представлен предмет «Вариационное исчисление». Мне очень понравился этот курс. Например, как строится математическая модель или исследуется какой-либо экономический или физический процесс. Это один из предметов, который расширяет представление о мире. Наш преподаватель Муминжон Тухтасинович учил нас выстраивать такие стратегии, которые должны были привести к желаемому результату.

Куда «прикладывают» прикладную математику?

Одна из главных задач прикладной математики — построение математических моделей, которые описывают всевозможные процессы, физические и технологические системы, биологические и т. п.


В теоретической математике изучается сама теория математики, разрабатываются новые объекты, проверяются их свойства и т. д. Например, теория чисел в криптографии. Если раньше теория чисел носила исключительно теоретический характер, то сегодня на ней основана почти вся система шифрования и дешифрования. Другим примером может быть исследование и расположение на местности нефтяного путепровода. Прикладная математика может рассчитать проходимость нефти, учитывая поверхность земли, плотность нефти, длину путепровода, диаметр и наклон трубы, и даже фактор прилипания к магистральному трубопроводу. Также математическим путем можно определить, есть ли в недрах земли какие-либо полезные ископаемые или нет. Кстати, изменение климата также можно описать путем нелинейного математического уравнения.

Познания еще впереди

Во время магистратуры мне посчастливилось учиться у Кудратилло Садриддиновича Фаязова — ученого-математика в области некорректных задач. Это сравнительно новая теория в математике. Ее особенность в том, что некоторые математические задачи невозможно решить классическими методами, ранее считалось, что они не находят своего применения. Первым решение таких задач предложил российский математик Андрей Николаевич Тихонов, он основоположник теории. У нас в Узбекистане в этом направлении работает К. С. Фаязов и его ученики, которые также вносят свою лепту в развитие некорректных задач математической физики.



На протяжении семи лет преподаю математику студентам. Работала в лицее при Вестминстерском международном университете, а сейчас в Университете Инха, и, знаете, большой процент студентов искренне заинтересован в предмете. Причем есть студенты, которые сначала учились у меня в лицее, а теперь пришли в Инха. Я очень люблю свою работу, и для меня действительно очень долго длится летний отпуск. Искренне радуюсь успехам моих учеников, всегда желаю им только самых лучших результатов, а их желание учиться и максимализм заряжают и меня.

Будущее

Математика в Узбекистане не стоит на месте. В Национальном университете работает много математических кафедр. Насколько мне известно, изучаются и фундаментальные понятия, а также ученые-математики развивают и изучают новые методы и особенности решения задач. Проводятся семинары по математическим исследованиям, ну и, конечно, математические олимпиады — от школьной математики до олимпиад среди студентов-математиков.


Математика становится все более узкоспециализированной наукой. Лично мне интересно работать на стыке математики и экономики. Хочу глубоко изучить математическую статистику и математические методы в экономике. Это поможет производить, анализировать, делать прогнозы и систематизировать, обрабатывать статистические данные для теоретических и практических выводов.




В математику нужно идти в том случае, если доставляет удовольствие решать нестандартные и логические задачи, получать результат и развивать дальше свое мышление. В любом случае нужно любить свое дело, только тогда это будет приносить удовольствие. С развитием сферы информационных технологий, медицины, биологии, химии и физики возрастает спрос на математиков. Прикладная математика находит свое применение в самых разных областях — от коммерческих и банковских структур до научно-исследовательских и проектных и предприятий.


Текст: Жахонгир Азимов
Фото: Абдумавлон Мадмусаев