Для одних 48 часов — просто два дня, а для других — время для съемок короткометражного фильма и шанс выиграть путевку в Нью-Йорк. 14 февраля открылась регистрация для участия в IV Центральноазиатском конкурсе «Снять за 48 часов». 48 часов для съемок начнутся 6 апреля.


Организаторы проекта Андрей Мануйлов и Нариман Абиев приезжали с рассказом о проекте в Ташкент и встретились с автором VOT.


Как пришла идея создать такой конкурс и существует ли аналог?


Андрей Мануйлов,

организатор конкурса 48hourfilmrace


Есть такой американский проект «48 Hour Film Race Project». Он функционирует с 2003 года и очень популярен.


Но тут есть отличие: в Америке он проводится в каждом регионе отдельно, а мы проводим раз в году, но масштабно.



Нариман Абиев,

организатор конкурса 48hourfilmrace


Я жил какое-то время в Америке и хотел создать аналог. В 2016 году в алматинском филиале американского консульства работал пресс-атташе по культуре Чарльз Мартин. Он был инициатором различных культурных программ в Казахстане. Когда-то в детстве он снял фильм на камеру для конкурса. Показал его своим родным на большом экране кинотеатра, получил в ответ бурю эмоций и эти эмоции и приятные воспоминания реализовал в проекте «Снять за 48 часов» в Казахстане. На организованный впервые конкурс народ откликнулся и начал снимать фильмы. В 2017-м мы планировали повысить количество работ в два раза, и наши ожидания вышли за все мыслимые рамки.


Расскажите немного о самом конкурсе?


Андрей Мануйлов


Сначала участники проходят регистрацию по онлайн-заявке. В этом году регистрация закончится 6 апреля. Все участники получают задание, в которое входят два предмета — персонаж и фраза. Задача — снять фильм за 48 часов, где будут присутствовать все они сразу. Важный момент — фильм не должен превышать четыре минуты. Далее лучшие работы попадают в топ-48, где отбираются победители. Отбор занимает несколько недель в зависимости от количества присланных работ. После отбора фильмы попадают в топ и уже здесь борются за право называться победителями. Весь проект заканчивается церемонией вручения наград и показом в кинозале Казахстана всех фильмов, что попали в топ-48.


Кто и по каким критериям отбирает видео?


Андрей Мануйлов


У нас существуют понятия «отборщики» и «жюри». Отборщики занимаются выбором видео, а жюри — непосредственно оценкой. Особых условий нет. Если есть хорошая картинка и звук — нам приятно. Фильм легче воспринимается. По умолчанию такие вещи цепляют глаз.


Нет гарантий, что эти фильмы попадут в топ-48. Очень много качественно снятых фильмов, которые оказались в пролете, они были без идеи. В прошлом году мы получили более 330 картин, из которых 48 вошли в топ. Многие из них — студенческие фильмы, которые имеют проблемы в техническом плане, но зато задорные и живые. Мы даем им шанс побороться. Одной из победительниц 2017 года стала картина, снятая на мыльницу. Технически она была далека от идеала, но в ней были темп и идея.


Нариман Абиев

Тот фильм отобрали, и в итоге он взял один из главных призов. Камера, свет, звук — это лишь преимущества. Главный критерий — идея. Если она классно реализована, хоть и донесена без помощи супер-камеры или супер-света, то в целом имеет шанс попасть в топ-48.



В странах Центральной Азии есть некоторые правила для съемок фильма. Можно ли снимать для «48 часов» фильмы с непристойной лексикой или сценами насилия?


Нариман Абиев


У нас есть некоторые правила: в фильме не должно быть пропаганды насилия или откровенных матизмов.


Но если это необходимо по сюжету фильма и не призывает к насилию или употреблению наркотиков, то почему нет?



Андрей Мануйлов


Вот в одном из предыдущих фильмов — «Фуск» был мат, но он был запикан. Работа была хулиганская, но по факту все было скрыто.


И сама работа была довольно задорная и даже провокационная. Она вошла в топ-48. Правда, не взяла приз, но потенциал в ней был.



Ранее говорилось, что перед съемками фильма участники получают задания в виде двух предметов, фразы и персонажа. Почему в прошлом году были иголка с ниткой, и что нас ожидает в 2019-м?


Андрей Мануйлов


Организаторы задумывали иголку с ниткой как метафору. Ассоциация была с «нетворкингом» между участниками. Но участники подумали, что это призыв снять фильм ужасов: зашивали рты и глаза. Даже был фильм про каннибализм. Там открыто это не показывали, но все считывалось. А насчет этого года — пока тайна. 6 апреля вы все узнаете.


Главная цель вашего визита в Ташкент?


Андрей Мануйлов


Познакомиться с аудиторией и показать несколько работ представителей Узбекистана и некоторые отличившиеся в прошлом году. Хотели также ознакомить с правилами регистрации. Для многих это было проблемно. О проекте в Узбекистане уже многие узнали благодаря публикации посольства США в Узбекистане на страничке в «Инстаграме». В прошлом году от вашей страны было восемь работ, в этом году надеемся получить больше.


Все ли 48 участников получат призы, и какие они будут в этом году?


Андрей Мануйлов


У нас будет денежный приз в размере 1 миллион тенге (около 22 миллионов сумов). 10 участников получат статуэтки и сертификаты по номинациям. Возможно, еще будут гаджеты.


А самый главный приз — три путевки в Нью-Йорк на недельное обучение в киноакадемии «New-York Digital Film Academy».



Нариман Абиев


Это большое движение, и у нас глобальные цели, чтобы люди из разных стран между собой взаимодействовали. Чтобы были налажены связи, как иголка с ниткой. Раньше цель была в увеличении охвата, а теперь — в «коннектинге». Три путевки не даются трем командам, а одному участнику каждому из команд. Лидера они сами выбирают. Так и собирается новая команда из троих человек. Есть вероятность, что они будут из разных стран. И уже в Нью-Йорке снимут новый фильм.


Какие страны могут принимать участие в конкурсе?


Нариман Абиев


На данный момент только страны Центральной Азии. В этом году могут принимать участие Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан.


В 2016 году конкурс проходил в рамках другого фестиваля, мы получили 100 заявок и 50 работ. Это небольшие цифры. А в 2017-м мы полностью занялись организацией конкурса и получили 1 200 заявок и 320 работ. Нашим генеральным спонсорам — Американскому консульству — это понравилось, и они решили, что в 2018 году это должен быть Центральноазиатский конкурс. В этом году все осталось без изменений.


Андрей Мануйлов


В 2017 году было много заявок из Украины, России, Кыргызстана, но в 2016–2017 годах могли участвовать только граждане Казахстана, поэтому мы решили сделать охват шире.





Есть ли в дальнейшем планы по усовершенствованию проекта?


Нариман Абиев


На самом деле отбирать работы в топ-48 долго. У жюри уже замыливаются глаза. Мы собираемся сократить до топ-24. Так легче воспринимать картину и будет меньше воды, но мы пока не знаем, как отнесутся участники. Ведь шансы попасть в топ сократятся в два раза. Здесь самое главное — пробовать.


На момент подготовки к выпуску этого материала от Узбекистана на конкурс было подано 90 заявок. Мы обратились за комментариями к некоторым из команд.


Мавлон Досмухамедов,

режиссер Citrus Team


Конкурс короткометражных фильмов «Снять за 48 часов» является своеобразным вызовом для каждого в киногруппе. Ведь до старта участники понятия не имеют, какие условия их ждут на этот раз. Организаторы задают обязательные условия: предметы реквизита определенного персонажа, которые должны «работать» в фильме, а также ключевую фразу, вокруг которой должно происходить действие.


Наша команда попала в топ прошлого года с фильмом «Фуск». Все началось с того, что нашли в Сети объявление об этом конкурсе. Все заинтересовались. Команда у нас веселая, решили зарегистрироваться. Тем более у нас уже был опыт создания подобных проектов. А тут то же самое, только с определенной целью, не просто так.


К конкурсу мы подготовились основательно: разработали несколько набросков в разных жанрах. И все равно сняли фильм экспромтом, потому что иголку с ниткой, яблоко, персонажа в шляпе с фразой «Do you speak English?» в наши заготовки можно было инкрустировать только с большой натяжкой. Но наши брейнстормы были полезны. Мы быстро (за 15 минут) придумали сюжет для фильма и побежали за необходимым реквизитом и на поиски локаций.


Фильм формировался по ходу смены. Диалог придумывался прямо во время съемок, не говоря о финале. То есть на тот момент мы еще не решили, чем закончится картина. На это потратили еще полчаса... Пора было садиться за монтаж. Потом озвучка, титрование. Фильм готов. И тут мы обнаружили, что у нас еще осталось много времени. Дело за скоростью нашего любимого интернета!


Могу с уверенностью сказать — это потрясающий опыт для киноделов. Именно сплоченность команды, взаимопонимание между коллегами, сохранение единой волны являются залогом успеха в конкурсе. Участие в съемках за 48 часов — это как сертификат на выездной семинар по тимбилдингу. Но бесплатный. Вот почему мы обязательно участвуем в нем и в этом году.


Анастасия Ли,

продюсер DBLA


Принять участие в проекте «Снять за 48 часов» не получалось два года из-за занятости. В этом году специально заранее выделили в календаре эти дни, чтобы обязательно поучаствовать.


От DBLA будет принимать участие вся наша постоянная команда — это порядка 10 человек. У нас активно развивается креативный отдел, и вся команда в ожидании чего-то нестандартного. Всегда полезно принимать участие в новых проектах, в чем-то, что требует спонтанности, импровизации и командного духа. «За любой кипиш, кроме голодовки» — этот девиз остался с нами со времен «ТЧК».


Мы подобрали темы, которые нам интересно было бы затронуть посредством подаваемой работы. Подготовиться к подобного рода конкурсу практически невозможно: 6 апреля получим фразы и несколько предметов, которые необходимо включить в сценарий. Мы лишь можем постараться раскрыть тему, которая нас трогает, и донести ее до членов жюри и зрителя. Все остальное — импровизация и слаженная работа команды.


Думаю, что это очень крутая инициатива, которая активизирует скрытые таланты. Люди, которые никогда не думали, что могут придумывать что-то, снимать, получают возможность раскрыть в себе талант к съемкам.


Текст: Нигора Фозилова
Фото со встречи с организаторами 48hourfilmrace в Citrus Team