Для кого-то физика — это сложный предмет из школьной программы, для некоторых — призвание. Доктор Хусниддин Олимов — физик до мозга костей, который прошел путь от Ташкентского государственного университета до Объединенного института ядерных исследований в Дубне и Института физики Боннского Университета. В 2017 году он получил престижную награду «Science Leader», а летом этого года защитил докторскую диссертацию по физике ядра и элементарных частиц.

VOT представляет интервью с доктором физико-математических наук, преподавателем университетеа Инха в Ташкенте Хусннддином Олимовым о важности ядерной физики, развитии альтернативной энергии, коллаборации в ЦЕРНе и ...о многих других непонятных пока читателю вещах.

Дисциплины: общая физика, физика ядра и элементарных частиц.

Природа в физике

Невозможно быть физиком, не поняв сути явлений в природе. К примеру, радуга, которую мы видим в семи цветах. Для физика эти семь цветов — составляющие белого солнечного луча, который расщепляется на семь цветов радуги за счет того, что лучи разного света имеют разные длины волн и поэтому преломляются по-разному внутри капли дождя.

Еще в школьные годы мой отец — ученый-физик — часто брал меня к себе в лабораторию, где я с интересом наблюдал, как ученые производили исследования на старых огромных компьютерах. Кажется, именно тогда я впитал в себя атмосферу, отчего и зажглась искра любознательности.

Ученому-физику необходимо знать все о происходящих процессах во Вселенной (космосе), так как они влияют на будущее нашей Земли. Задача ученого — заглянуть за пределы нашего понимания, познать природу и объяснить эволюцию жизни на Земле. Только потом мы думаем о применении того или иного открытия. К примеру, явление радиоактивности было открыто в институтской кладовке в 1898-м во Франции супругами Кюри, которые также открыли ядра полония и радия. Супруги поначалу не знали его применения. На сегодняшний день человечество познало отрицательные и положительные свойства радиоактивности ядер.Чрезмерная доза радиоактивности может привести к раку кожи, однако умеренное радиационное облучение семян пшеницы или других культур может предотвратить заболевания, а также улучшить их урожайность. Умеренное фокусированное облучение зараженной раком области тела человека радиоактивными пучками протонов, фотонов или других ядер низких энергий помогает уничтожить раковые клетки.

В 10-11-м классах специализированного физико-математического класса школы № 225 мой интерес к физике все нарастал, и я понял, что нашел свое призвание. Пути назад не было, а преподаватели стимулировали выбрать физику как дело всей жизни. Окончив школу в 1993 году, я поступил на учебу в Ташкентский государственный университет (ныне Национальный университет Узбекистана) на факультет физики, откуда путь лежал в аспирантуру Физико-технического института Академии наук Узбекистана.

Во время учебы в аспирантуре занимался исследованиями процессов фрагментации ядер кислорода во взаимодействиях с протонами. Мы ускоряли ядра кислорода до около 96 процентов скорости света, а затем сталкивали с протонной мишенью.

Исследования очень важны для расшифровки информации, которую несут космические лучи высоких энергий, падающие на землю и взаимодействующие по пути с ядрами атмосферы. Экспериментальные данные, проанализированные в моей диссертации, были получены в Лаборатории физики высоких энергий Объединенного института ядерных исследований (город Дубна, Россия).

В 2002 году я успешно защитил ученую степень кандидата физико-математических наук по специальности физики ядра и элементарных частиц. С 2003 по 2006 год стажировался в Институте физики Боннского Университета (Германия), где занимался исследованиями структуры перспективных композитных материалов, которые могут быть использованы в оптико-волоконных кабелях для передачи электромагнитных волн с минимальными потерями энергии.

Аргумент: познать — заложить фундамент

Большинство открытий в физике было сделано благодаря любознательности. Более того, ученый не всегда может сказать, когда и какая польза может быть от сделанного им открытия.

Алишер Санетуллаев,

доктор физических наук

В 1895 году Рентген и предположить не мог, что рентгеновский аппарат будет использоваться в медицинских целях: для сканирования и получения изображения легких человека, его костей и так далее. Он просто хотел изучить природу этих лучей — фотонов высокой энергии. Когда у него спросили о практическом применении этих лучей, он не смог дать ответ.

Давайте посмотрим на самую яркую звезду на Млечном пути — Солнце. Прямо сейчас, в эту минуту, в результате реакций, которые происходят в недрах Солнца, высвобождается огромная энергия, которую мы привыкли видеть в виде солнечных теплых лучей — фотонов, падающих на землю. Без этих лучей, которые поддерживают температуру, необходимую для жизнедеятельности на Земле, а также осуществляют процесс фотосинтеза растений, невозможна жизнь на нашей планете. А теперь представьте, что через 5–6 миллиардов лет все топливо, горящее в недрах Солнца, закончится. В этом случае человечеству светит конец существования. Что делать?

Ученые мира работают над увеличением доли альтернативных источников энергии, то есть использования энергии Солнца, ветра, приливов и отливов и так далее для получения электрической энергии. Также бурно развивается безопасная атомная энергетика. Электрическая энергия, получаемая на атомных электростанциях, — самая дешевая и самая эффективная. Сырье атомных электростанций — обогащенные ядра урана. Для сравнения, электрическая энергия, получаемая из килограмма урана, эквивалентна электрической энергии, получаемой от сжигания десятков тонн угля или нефти.

Преимущество современных атомных электростанций в том, что они, в отличие от тепловых электростанций, работающих на угле, нефти или газе, не загрязняют атмосферу. Например, современные атомные электростанции имеют десять и более степеней защиты, что практически исключает возможность какой-либо аварии и радиоактивного загрязнения атмосферы. Радиационный фон вокруг современных атомных электростанций не отличается от естественного уровня радиации атмосферы Земли.

Открытия: копнуть за пределы нашего понимания

Летом 2018 года я защитил докторскую диссертацию по физике ядра и элементарных частиц. Результаты моей докторской позволили оценить температуру плотной горячей материи, образованной в центральных столкновениях ядер, ускоренных практически до скорости света до столкновения, а также получить ценную информацию о свойствах этого состояния материи.

Представьте, состояние материи существовало несколько микросекунд после так называемого «Большого взрыва», который ученые считают началом рождения нашей Вселенной. Температуры, полученные нами для плотной и горячей материи, образованной в центральных столкновениях ядер высоких энергий, в сотни тысяч раз превышают температуру в центре Солнца, тогда как температура в центре Солнца составляет порядка 15 миллионов градусов.

Будущее: Коллаборация

В наш век информационных технологий физические границы между учеными стираются. Специалисты в области физики ядра и элементарных частиц работают в международной коллаборации, оперативно обмениваются информацией и становятся частью больших экспериментов.

Будучи членом коллаборации в ЦЕРНе (Европейский центр ядерных исследований, Швейцария), я анализирую экспериментальные данные, полученные на Большом адронном коллайдере, где ядра свинца ускоряются почти до скорости света до соударений друг с другом.

— Зачем человеку идти в науку?

— Наука — это призвание. В науку идет человек, который действительно ее любит и хочет открыть и познать новые явления, а также закономерности в природе, окружающем нас мире и Вселенной.

Самая большая награда ученого — это открытие новых закономерностей и явлений, публикация достижений в престижных научных журналах, на которую будут ссылаться другие ученые. Открытие новых явлений и закономерностей в фундаментальной науке — это фундамент внедрения будущих инноваций в промышленность и производство. Будущее развитие экономики и самого государства невозможно без этого.

— Можно ли заработать, занимаясь наукой?

— Если быть профессионалом своего дела, как и в любой другой отрасли, то можно заработать на жизнь и в науке.

— Каким вы себе представляете будущее ядерной физики в Узбекистане?

— Будущее ядерной физики, особенно в связи с постройкой атомной электростанции в нашей стране и соответствующим развитием отрасли атомной энергетики, вижу только светлым и бурно развивающимся.

Текст: Жахонгир Азимов