Музейная жизнь Ташкента в видении Евгения Скляревского — проблемы и попытки их решения. Как мотивировать нас на посещение музеев. Одним из первых шагов станет выставка сокровищ музея Савицкого, и даже в Нукус ехать не придется.


Первое — в Галерее изобразительного искусства открылась выставка из собрания Государственного музея искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого. Экспозиция называется «Авангард сквозь пространство и время». Представлено 126 произведений — живопись и графика. Выставка внезапная (ранее никто не знал, что она готовится) и обрадовала ташкентцев, все наслышаны о сокровищах музея Савицкого, но не у всех есть возможность поехать в Нукус для посещения музея. С завистью читали мы о выставке музея в Москве — и вот, наконец-то, открылась и у нас. Продлится до 18 февраля.



Второе событие — выставка художников-авангардистов в Государственном музее искусств, тоже подарок любителям живописи и графики, дата будет оглашена. Выставка приурочена к столетию музея. И вообще музей искусств вдруг начал радовать активностью: издан шикарный каталог выставки и открытки с репродукциями, создана сувенирная продукция (ляган, чашка с блюдцем, бокалы) с фрагментами известных картин.



Снова заработал Общественный совет при музее. Это и есть третье событие. До этого Общественный совет собирался 4 июля 2018 года, было много предложений и пожеланий, публикаций и откликов в соцсетях, деятельность совета приостановили. И вот, по прошествии полугода, возобновили. Председатель и ведущий совета — основатель сайта Культура.уз Борис Рахимович Бабаев. Главная обсуждаемая новость — получено одобрение предложения об открытии во дворце Великого князя Николая Романова филиала музея, возвращение коллекции князя, с которой и начинался музей, на свое родное место. По словам Бориса Анатольевича Голендера, дворец с коллекцией князя будет главным туристическим объектом столицы, таким же важным для посещения, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге.


На совете послушали рассказ Елены Роман об итальянских музеях, Елена недавно была в Италии (Рим, Ватикан, Флоренция) и рассказала об электронных гидах на выбираемом языке (дорогих и дешёвых — на любой достаток), об отсутствии смотрителей и звуковых/световых сигналах при попытке прикоснуться к объекту, о том, что семьи ходят с детьми в колясках и на руках, что среди экскурсантов много инвалидов и для них созданы все условия.



У музея много проблем. Каждый год планируется закрытие на ремонт и каждый год откладывается. Проблемы с освещением — просто не хватает ламп на третьем этаже. На втором этаже лампы установил (спонсировал установку) художник Есионов во время своей выставки. Из 35 вакансий сотрудников заняты лишь 12 — негде рассадить людей, кабинеты используют для хранения экспонатов.


Тем не менее директор Музея искусств Василя Салиховна Файзиева полна оптимизма, записывала все предложения и пожелания участников совета, чтобы выполнить что-то из них по возможности. А предложения сыпались беспрерывным потоком: разработать план по маркетингу, открыть бук-арт-кафе и интернет-магазин, поднять квалификацию смотрителей до экскурсоводов, проводить викторины и акции для детей, постоянно рекламироваться в СМИ, придумывать инфо-поводы для напоминания о музее, устраивать конкурсы и творческие встречи, вести странички в соцсетях и канал в Телеграме.



Интересная дискуссия прошла в соцсетях на тему «будут ли у нас очереди в музеи?». Не будут. Даже на открытии выставки из музея Савицкого не было аншлага, пришли постоянные посетители выставок — искусствоведы, журналисты, художники и их знакомые. Большинство ташкентцев не чувствует необходимости в посещении музеев. Раньше детей из школ приводили в музей искусств, что-то оставалось в памяти, запоминалась атмосфера прикосновения к великому искусству. Сейчас же музеи не то, что в приоритете — на самом последнем месте при решении вопроса о проведении семейного досуга. Надо возвращать звание культурной столицы Азии — совместными усилиями, вместе с телевидением и журналами, через школы и художественные фильмы поднимать интерес к музеям, показывать, что успешный человек должен быть духовно богатым, в том числе и культурным багажом.



Еще интересный вопрос — откуда можно узнать о готовящемся открытии выставки? Реклама на кабельном телевидении? В газетах? Баннеры на улицах и в метро? Рассказывать на радио? Или создавать мероприятия в Фейсбуке для пользователей, испытывающих сложности с доступом к нему? Где основная целевая аудитория? Мнения разделились, суммируя их, можно предположить, что приглашать на выставку надо везде, где только можно.


Вот такое богатое на выставки начало года. Будем надеяться, что заданный темп будет выдерживаться весь 2019 год. А мы, ташкентцы, будем посещать наши выставки, радуясь обильным коллекциям шедевров в наших музеях.


Текст и фото: Евгений Скляревский