Компания «Яндекс» официально объявила о запуске в Узбекистане нового сервиса. «Яндекс. Махалля» — бесплатная социальная сеть, ориентированная на людей, проживающих в одном районе. Здесь можно узнать новости и обсудить их с соседями, разместить объявление, быстро найти товар или услугу, пригласить всех в гости и даже раздать котят.


Евгений Лукьянчиков,

региональный директор «Яндекса» в Узбекистане


Узбекистан для нас — рынок активного присутствия. С августа 2018 года работа компании в интернет-пространстве Узбекистана активизировалась. Появились новые сервисы, стало уделяться больше внимания их локализации и продвижению. Уже в октябре поисковик стал ежедневно получать около 800 тысяч запросов. Голосовой помощник «Алиса», который пользуется особой любовью ваших сограждан, каждый день отвечает на 200 тысяч запросов.


Для удобства пользователей все актуальные сервисы мы собрали вместе в нашем приложении «Яндекс». Специально для Узбекистана мы разработали локальную сборку приложения, десктопный и мобильный браузеры, где собраны последние новости, телепрограмма, прогноз погоды и т. д.


За последние несколько месяцев улучшилась работа локальных сервисов. В октябре был запущен сайт, где на главную страницу выведены самые популярные виджеты. «Яндекс.Карты» теперь покрывают весь Узбекистан, их качество улучшается каждый день. Особенно хорошо отрисован Ташкент, а информация о ситуации на дорогах и работе заведений постоянно обновляется. Заметны улучшения в сервисах погоды, новостей, поиска. Для удобства пользователей «Яндекс» использует новейшие технологии: распознавание и синтез речи (SpeechKit), компьютерное зрение, машинное обучение (Матрикснет), поведенческий анализ (Крипта), систему персональных рекомендаций (Диско).



На примере «Яндекс.Погоды» Евгений рассказал, как технология Meteum делает прогнозы погоды в пределах 200 метров от местонахождения пользователя. В штате «Яндекса» нет метеорологов, но их прогнозы зачастую точнее, чем у профессионалов. Это компиляция современных и традиционных технологий. В нейронную сеть были загружены исторические данные по местности за последнюю сотню лет и спутниковые снимки за 50 лет. «Яндекс» собирает спутниковые данные, наблюдения метеостанций по всей планете, прогнозы метеоагентств, а также делает свой традиционный прогноз. С помощью метода машинного обучения MatrixNet обнаруживает статистические закономерности и формирует набор правил для конкретной местности. Все это позволяет сделать точный прогноз для конкретных координат и времени (в пределах 10 минут).


По сути «Яндекс.Махалля» — локализованный и адаптированный вариант «Яндекс.Района», большой «соседской» социальной сети, контент которой создают сами участники. Главное ее отличие от конкурентов — таргетированность, ведь основная часть постов посвящена тому, что происходит поблизости от пользователя.


Виктория Соболева,

ответственная за запуск «Яндекс.Махалли» в Ташкенте


«Яндекс.Район» появился в 2016 году, и сейчас в нем общаются жители 14 городов. Он популярен в России, ежемесячно им пользуется свыше 3,5 миллиона человек. Больше половины составляют пользователи в возрасте 18–45 лет. На сервисе обсуждаются вопросы, которые могут возникнуть у населения любого возраста, пола, уровня дохода и стиля жизни. Пока сервис максимально популярен в крупных городах — Москве и Санкт-Петербурге.


Ташкент — первый город за пределами России, куда вышел сервис. Разработчики постарались максимально адаптировать его под регион: придумали и согласовали название, сделали интерфейс двуязычным, привлекли модераторов. Наряду с автоматической модерацией, которая удаляет ненормативную лексику и оскорбительные высказывания, работает еще и команда со знанием русского и узбекского языков. В ручном режиме публикации проверяются на предмет соответствия законодательству, блокируются сообщения, которые носят оскорбительный, агрессивный, ненормативный характер. Для «Яндекса» очень важно, чтобы в сети пользователи Узбекистана общались так же дружелюбно и комфортно, как друг у друга в гостях.


Перед запуском «Яндекс» провел маркетинговые исследования и выяснил, что люди с удовольствием общаются на самые разные темы. В «Яндекс.Махалле» можно обсудить буквально все — от бытовых вопросов до благоустройства двора, от ассортимента ближайшего магазина до срочного поиска сантехника. Как показывает практика, на рекомендации, оставленные соседями, ориентируются очень многие пользователи. Пригласить соседей на свадьбу, собраться на хашар, найти потерявшуюся собаку, узнать расписание детских кружков, прорекламировать свой маленький домашний бизнес, узнать о наборе в секцию, пристроить котят — вот далеко не полный список тем, на которые можно поговорить.


Большая часть участников — обычные горожане, но появляется все больше категорий пользователей, которые делают полезный и интересный контент и делятся им с другими. Это городские СМИ и сообщества, культурные площадки (музеи, театры, парки), представители среднего локального бизнеса (кафе, рестораны, магазины) или просто ваши соседи, предлагающие услуги (налепить пельмени или посидеть с детьми). Ожидается, что эти категории будут лояльны к ближайшему окружению и смогут предоставлять особые условия своим соседям. Диалога ждут и от представителей власти, «Яндекс.Махалля» — удобная площадка для того, чтобы озвучить свои проблемы и быть услышанным.


В «Яндекс.Махалле» город разделен на 11 районов (туманов), можно присоединиться к одному или нескольким. Самые интересные публикации, высоко оцененные пользователями, попадают в ленту-агрегатор «Обсуждают в городе», куда стекаются посты со всех районов. Свою ленту можно формировать самостоятельно, выбирая нужные посты по тэгам или подписываясь на любимых авторов. Активных пользователей ждут ачивки (награды), которые помогут заработать авторитет и выделиться, а еще дадут возможность модерировать сервис.


Татьяна Горелик,

руководитель сервиса «Яндекс. Махалля»


Наш сервис интерактивен, и этим он удобнее, чем популярные мессенджеры. Это не просто просмотр ленты, а участие в ней. Не только новости, но и события, о которых может рассказать каждый. Это объявления, акции и скидки от вашего локального бизнеса. Это узколокальный контент только на тот район, который вам интересен.


У «Яндекс.Махалли» есть мобильная версия для android и других ОС, она включена в приложение «Яндекс». Сервисом удобно пользоваться, если в браузере есть турбо-режим, тогда можно быстро серфить по ленте, не потребляя много трафика. Если на ваш пост кто-то ответил, вам приходят всплывающие push-уведомления, и вы не пропустите важные новости.


Ожидается, что представители районных хокимиятов будут вести в «Яндекс.Махалле» официальные аккаунты, а Общественный совет при хокимияте столицы — способствовать тому, чтобы они отвечали на вопросы пользователей. Правда, никакой официальной договоренности с госорганами нет, они должны сами захотеть выйти на диалог с пользователями.


В планах у разработчиков — собрать всех участников городской жизни в одной ленте и создать самую удобную платформу для рекомендаций, советов, вопросов и ответов. В ближайшее время заработает раздел акций, где будут уникальные выгодные предложения для соседей от представителей бизнеса. Планируется запустить домовые ленты для жителей многоквартирных домов. В этих узколокальных группах можно будет пообщаться с соседями по подъезду или по лестничной клетке и сообща решать насущные вопросы, касающиеся совместного житья.


Большое внимание уделено возвращению пользователей в сервис. Чтобы, посетив его один раз, люди приходили снова и снова. Для сбора своей аудитории сотрудники «Яндекса» обратились к ключевым СМИ с просьбой рассказать населению о запуске проекта. Они считают, что общественное обсуждение проекта сформирует привычку говорить, обозначать свои потребности и обсуждать их со всеми, выводить важные темы в формат дискуссии. За последние несколько лет пользование интернетом в Узбекистане сильно выросло, многие общаются в крупных мировых соцсетях и пользуются множеством digital-инструментов. Еще один инструмент в лице «Яндекс.Махалли» будет только кстати на этапе бурного роста потребления дижитала.



Пока «Яндекс» надеется на органический прирост пользователей. На главную страницу сайта выводятся самые обсуждаемые темы, к которым невозможно остаться равнодушным. Чем более интересный контент формируется, тем больше народа на него реагирует и приходит через главную страницу. Когда будет охвачена активная часть пользователей, люди поймут, что сервис удобен, и все чаще будут возвращаться сами. Этот проект — часть большой экосистемы, куда приходит все больше людей. Будет расти аудитория «Яндекса», и вместе ней будет расти аудитория «Яндекс.Махалли».


У сервиса несколько точек входа на главной странице и прямая ссылка «Яндекс.Махалля» очень ждет активных пользователей и интересных авторов, которые будут участвовать в жизни сервиса. Со своей стороны представители компании обещают всестороннюю поддержку тем, кто формирует интересный контент о городе и событиях в нем.


Диёр Мирзаахмедов,

заместитель председателя Общественного совета при хокимияте столицы


Наше общество привыкло к digital-инструментам. Жителям Узбекистана уже не надо объяснять, каким образом интернет может помочь в повседневной жизни, как дать знать о своих проблемах и предложениях. Очень приятно, что для презентации «Яндекс.Махалли» к нам приехали сами представители компании, которая хочет нам помочь. Многие digital-компании говорят, что рынок Узбекистана не приоритетный в глобальном масштабе. Мы представители не самого крупного, локального, рынка. «Яндекс.Махалля» — первый зарубежный проект, и начат он не с Беларуси, не с Казахстана, а с Узбекистана.

Зал активно участвовал в сессии вопросов и ответов. Присутствующие обсудили приватность в интернете, конкуренцию с уже существующими соцсетями и мессенджерами, уточнили функционал сервиса, дали предложения по улучшению работы интерфейса и методам привлечения новых пользователей.


Текст: Александра Стимбан
Фото из Сети