На Ташкент обрушился шквал интеллектуальных игр. Всего год назад столица и не помышляла о таком изысканном развлечении, как паб-квиз, а сегодня их стало больше, чем дней в неделе. Формат «барных викторин» очень заманчив: собраться с друзьями в ресторане, есть и пить в свое удовольствие и попутно решать интересные загадки.


Родиной паб-квизов считается Англия. Оттуда они победоносно прошествовали по Европе, прокатились по России и, наконец, добрались до Узбекистана. Октябрь 2017 года стал переломным: на смену интеллектуальному мастодонту «Что? Где? Когда?» пришли легкие, драйвовые, развлекательные викторины. В Ташкенте уже запущено около десятка проектов разного качества и степени успешности.


Автор VOT побывала на некоторых играх и делится впечатлениями.

«Мозгобойня»

Алексей Федоров,

соорганизатор паб-квиза «Мозгобойня»


Побывав в Санкт-Петербурге, я случайно попал на игру и подумал, что в Ташкенте очень не хватает такого вида развлечений. Вернувшись домой, стал обдумывать, как бы привезти «Мозгобойню» к нам. Вместе с другом, которому понравилась идея, мы заполнили заявку и отправили организаторам. Получить франшизу непросто, сначала надо было выполнить несколько условий: собрать людей на пробную игру, найти пять заведений, которые готовы нас принять, договориться с тремя потенциальными ведущими, получить одобрение от самих владельцев игры. После многочисленных переговоров нас утвердили как франчайзи, и мы подписали договор на проведение квиза.



Мозгобойня — пионер паб-квизов, именно с нее началась ташкентская эра интеллектуально-развлекательных викторин. Она пока самая многолюдная и разнообразная по форматам заданий. В серии — два игровых дня одновременно на двух разных площадках. Для всех локаций один общий пакет вопросов, но кодекс чести мозгобойщиков не позволяет «выносить» задания и ответы во вне.


Игра длится около 2,5 часа и включает семь туров по семь вопросов. В трех текстовых турах предлагается проявить общие знания: угадывать термины и события, дополнять факты и цитаты, продолжать мысли великих людей, переводить с иностранных языков. Новостной тур основан на последних событиях в мире. В вопросах с картинками угадывают, что или кто изображен, фрагменты картин и фильмов, в «музыкалке» — исполнителей, композиторов, авторов слов, события. Заключительный раунд — блиц-тур, в котором ответы оцениваются по особой системе.


За год с момента запуска прошло 24 регулярных серии игр, тематические игры («White», «Black», «Back 2 School», «Кино»), выездные и корпоративные мероприятия.

«Эврика»

Валерия Якимова,

соорганизатор паб-квиза «Эврика»


В «Эврику» мы с мужем первый раз сыграли в Калининграде. Нам игра очень понравилась, поскольку мы любим интеллектуальные вопросы, необычные задания. Игр подобного формата в Ташкенте уже несколько, но мы все-таки решили рискнуть и запустить наше дитя. Пока игра прошла всего один раз, большинство отзывов от игроков — положительные.



«Эврика» — самый юный столичный паб-квиз, его дебют состоялся 1 октября. Аудитория новой викторины — люди, которые любят подумать и поломать голову над сложными заданиями. Профессиональных игроков в «Что? Где? Когда?» обогнать в этой игре будет сложно, поэтому планируется вести два зачета — профессиональный и любительский.


Из шести туров три — текстовые, один — музыкальный, еще один — по картинкам. Есть и необычный видеотур, он связан с каким-нибудь музыкальным клипом. Команды сначала смотрят видеоролик, а затем отвечают на 10 вопросов, завязанных на реалии в клипе. Вопросы в «Эврике» составлены четко и качественно. Много задач на эрудицию, но немало и тех, которые можно «докрутить», составить логическую цепочку и найти ответ, опираясь на подсказки в вопросе. Даже в сложном музыкальном раунде требуется иногда не просто назвать песню, а поразмыслить, вспомнить, провести аналогию, вернуться к истокам. Так что Shazam тут бессилен, да и гугл часто тоже. Последний раунд оценивается по отдельным правилам, и здесь даже команда-аутсайдер может резко рвануть вперед и опередить былых фаворитов.

Интеллектуальный клуб «60 секунд»

Дмитрий Вагапов,

интеллектуальный клуб «60 секунд», Узбекистан


Еще в 2014 году президент клуба «60 секунд» Леонид Эдлин предлагал мне открыть филиал игры в Ташкенте. Тогда это был практически единственный квиз, а сейчас в «60 секунд» играют по всему миру: десяток стран, более 70 городов. На нашей игре не требуются специальные знания и умения. Мы специально подбираем несложные, интересные, порой шуточные задания, а ведущий по ходу игры объясняет, как «раскручивать» тот или иной тип вопросов и выбирать правильную версию.



Заседания клуба «60 секунд» собираются каждую неделю. Этот паб-квиз — аристократ среди барных викторин, корнями и правилами он восходит к легендарным «Что? Где? Когда?» и «Своей игре». Академичность этих патриархов интеллектуального мира, разбавленная шутками и драйвом, — вот идеальный рецепт полезного и веселого вечера.


Игра проходит в два этапа. Первый — разминка «Матрица» — проходит по принципу телевизионной игры «Своя игра». Четыре темы и вопросы с нарастающей ценой и сложностью дают возможность быстро набрать очки. Вторая часть — три тура с 10 традиционными вопросами и столь же традиционными ответами на них.


Чтобы играть в «60 секунд», не нужен ни опыт, ни энциклопедические знания, достаточно помнить школьную программу. Гораздо важнее здесь логика, интуиция, чувство юмора и умение работать в команде. Кстати, командная работа — «фишка» этой игры. В основном квизы — это викторины, рассчитанные на знания. В клубе же стараются составить вопрос по классической двухступенчатой схеме. Первый уровень — если в команде оказался игрок, который сразу знает правильный ответ. Второй — если готового ответа нет, но играет слаженная команда, вы вместе можете раскрутить вопрос и дойти до ответа логическим путем, перекидывая друг другу версии, как мячик от пинг-понга. Игроки рассматривают задачу с разных сторон и ищут последовательные логические цепочки, которые ведут в нужном направлении. В интеллектуальном клубе стараются делать акцент не на развлечение, а на team-building, давая игрокам понять, что можно абсолютно случайно собраться в одну команду, сработаться и достичь успеха.


В клубе успешно работает вариант «сборных», поэтому, если хочется попробовать, а своей команды нет, можно обратиться к администраторам, и они подберут достойную компанию.

Inquizitor

Ян Садковский и Артем Семенов,

организаторы паб-квиза Inquizitor


«Inquizitor» — игра родом из Азербайджана, там это популярный квиз. Наши азербайджанские друзья предложили проводить ее и в Ташкенте. Мы не просто получаем готовые вопросы, а делаем совместный продукт, стараемся адаптировать игру под наших соотечественников. Не буду скрывать, вопросы у нас чуть посложнее, чем у конкурентов, но мы стараемся помочь игрокам, сделать вопрос «играбельнее». Примерный уровень — чуть выше среднего. Стараемся охватить все области знаний, чтобы всем игрокам было интересно.



Прошедшим летом гость из жаркого Азербайджана паб-квиз Inquizitor пережил второе рождение. После недолгих каникул интеллектуальное шоу вернулось в обновленном формате. Теперь оно полностью соответствует своему названию, ведь игры стали сложнее и разнообразнее. Игра состоит из шести туров, в которых могут попасться текстовые, картиночные или даже «осязаемые» вопросы (как, например, дегустация напитков в одной из игр). После второго, четвертого и шестого туров играются аукционы, где можно приумножить заработанные очки или даже потерять все.


Раз в пять игр проводятся тематические турниры. Есть и отдельный турнир «Великолепная семерка», где за один сезон, состоящий из 10 игр, в зачет идут семь лучших результатов, показанных участниками. Первые три места награждаются сертификатами на посещение того заведения, в котором проводятся игры. Чуть позже организаторы планируют запустить игру для детей.


Интеллектуальное шоу Inquizitor — не только логика и адреналин, но и место, где можно обзавестись друзьями. На игру приходит много участников (в среднем восемь-девять команд), большая часть из них становится преданными поклонниками квиза.

Head Trick Quiz

Отабек Джураев и Динара Адылова,

организаторы Head Trick Quiz Tashkent


Наша викторина исключительно о футболе. Мы и сами любим интеллектуальные игры и футбол, а так как у нас в городе раньше не было тематических квизов, решили попробовать. Сначала из интереса, а дальше уж как получится.




Первая игра Head Trick Quiz Tashkent прошла 3 апреля, а в октябре команды отыграли юбилейную десятую игру. Пока это единственная узкотематическая столичная викторина, которая собирает истинных любителей и знатоков футбола. Через квиз уже прошла пара десятков команд, и многим уровень вопросов показался сложным, остался костяк из восьми-девяти команд, которые приходят регулярно.


В футбольной викторине вопросы разбиты по турам. Все они тематические, но самые разные по формату, ибо футбол многогранен. Есть фотовопросы (увидел-узнал-ответил), вопросы-соответствия (правильно расположить предложенные варианты), вопросы на чистые знания, задания на «раскрутку». Организаторы не стоят на месте и пока экспериментируют со сложностью вопросов и форматом игры. Например, недавно провели узкотематический музыкальный квиз, получили отличные отзывы и в будущем, возможно, будут регулярно проводить такие игры.

Quizkent

Ганишер Рахматуллаев,

организатор игры Quizkent


Квизов сейчас как грибов после дождя, но это и неплохо: у людей есть выбор. Пройдет время, и начнется спад популярности, людям начнут надоедать интеллектуальные игры. Посещаемость упадет, выгода и интерес в проведении тоже уменьшатся. Поэтому мне кажется, что скоро квизов в Ташкенте станет меньше.


Quizkent — теплая, ламповая игра с вопросами, рассчитанными на знатоков среднего возраста. Формат игры непостоянен, с ним пока экспериментируют, добавляя и убирая туры. Кстати, он наш соотечественник, делается не по франшизе, а весь пакет вопросов организаторы готовят и собирают сами. Турниры проходят еженедельно, приходит на них в основном сложившийся костяк команд. Регулярные игры обычно посвящены отдельным темам. Уже прошли «Неслучайные случайности», «Этот город — самый лучший город на Земле», модная и киноигра. И то ли еще будет!

В середине октября стартует детская серия игр Quizkent Junior, где будут играть знатоки 7-11 и 12-16 лет.

Saint Twins Detective

Максим Романенко,

соорганизатор игры Saint Twins Detective


Мы нашли организаторов франшизы случайно. По описанию игра показалась очень интересной, решили попробовать, тем более что мы с супругой любим детективы и логические загадки. Сыграв, поняли, что эта игра — наша любовь.



На фоне игр, в которых игроки сражаются интеллектом, выгодно выделяется нуарный Saint Twins Detective, в котором каждая команда — это маленькое детективное бюро, ведущее собственное расследование. Организаторы умело создают таинственную обстановку маленького вымышленного городка Сент-Твинс 50-х годов. На это играют и приглушенный свет, и реквизит, и музыкальный фон. Команды получают брифинг (обращение клиента), свежую прессу, адресную книгу города и лист вопросов, на которые необходимо ответить в конце расследования.


Это единственная игра, в которой использование гаджетов не только не запрещено, а жизненно необходимо. При помощи гаджетов и специальной программы игроки «катаются» по городу, выбирая нужные адреса и получая на некоторых нужную для расследования информацию. Игра не динамичная, идет неспешно. За два часа команда выстраивает свою версию, а потом узнает от ведущего, что произошло на самом деле.


Еще одна отличительная черта: для победы не нужно обладать сильной эрудицией, понадобятся логика, смекалка и интуиция. Тут и игроки из клуба знатоков «Что? Где? Когда?» (у которых, кстати, не всегда получается выиграть), и те, кому нравится погружение в атмосферу, кто хочет почувствовать себя детективом.

«Без дураков»

Весной в Ташкенте появился очень интересный по формату московский гость квиз «Без дураков». Он ошеломил множеством туров с разнообразными вопросами на знания, догадки, логику или просто удачу. А потом тихо пропал с небосклона... На странице игры до сих пор одиноко висит летний анонс последней игры и обещание скоро встретиться.



Интеллектуальные игры — как живые организмы, они рождаются, живут яркую насыщенную или уныло-серую жизнь, становятся бессмертными или умирают в забвении. Трудно сказать, почему что-то выстреливает, собирает полные залы и приносит прибыль, а что-то остается камерными играми для избранных. Судя по количеству игроков в большинстве квизов — бывает, что надо сильно постараться, чтобы зарегистрировать команду. В Ташкенте явно ощущается дефицит интеллектуальных развлечений, где можно поломать голову, на практике применить накопленные знания и пощекотать самооценку.


Текст: Александра Стимбан