Автор VOT отправился в Ферганскую долину, прожил там несколько недель и делится впечатлениями о прекрасном крае.
Когда приходит осень, я предпочитаю на время поменять обстановку и увидеть новое. Я люблю известную на весь мир ферганскую литературную школу (Абдуллаев, Хамдамов), и решил в этот раз встретить сентябрь именно в Ферганской долине. Какая же она?
Утопающая в зелени, с гигантскими лепешками, вкусными ценами, велосипедами повсюду и газировкой «как раньше». Несмотря на маленькую площадь долины, все города и области (а в ней их три: Андижанская, Наманганская и Ферганская) на ее территории мало похожи друг на друга. «Любящий тебя» (как и Ташкент) Андижан, Фергана со своими
Андижан
Андижан не показался уникальным. Глобализированный по самым современным лекалам, стандартизированный до неразличимости, обычный современный узбекский город маленькая копия столичного новостроя: те же торговые центры, «Корзинки» и «Макро», бутики и



Здесь есть все: тротуарные арки, разукрашенные под ворон мусорки у госучреждений,
Фергана
Фергана — город замедленного, растянутого и плотного, как воздух в чиллю, времени, инерционной истории и ее наблюдателей, ради которых я и затеял свое путешествие. Уникальные люди, живущие в Фергане целую жизнь и не желающие ее ни на что менять. Знатоки кофейного дела, музыканты и библиотекари, отшельники и старожилы, ученики и друзья гениального Шамшада Абдуллаева, они видят наше время из




Но Фергана интересна не только мудрецами, но и своим колоритом: здесь вполне естественно встретить посреди нового квартала элитных банковских многоэтажек старинный дом 1906 года, поговорить с обслуживающим персоналом на своем родном языке и услышать много интересных историй. Здесь можно попробовать курт первозданной вулканической формы и ощутить ностальгию по зеленым городам — многие ферганские улицы до сих утопают в вековых чинарах.
Наманган
Наманган — настоящий центр социальной, финансовой и



Коканд
Коканд — это тригород. Ибо город трех культур, которые дают о себе знать через три вида архитектуры: традиционно исламскую, царскую российскую конца XIX века и современный унифицированный стиль. Органичность жизни трех городов в одном просто шокирует взгляд ташкентца. На маленькой территории — примерно как весь Чиланзар — эти три вида архитектуры и образа жизни взаимоперетекают один в другой плавно и незаметно. Будь я исконным кокандцем, и не подозревал бы, что они из разных времен и цивилизаций. Кажется, местные и не обращают внимания на это: работая, разъезжая на велах, непринужденно болтая с гостями на словно законсервированном литературном русском, помогая вам добраться до места назначения и угощая местными вкусностями (очень советую самсу с тыквой).




Кстати, цены на еду и транспорт в Коканде уже по-ташкентски высокие, а само меню в среднем не сильно отличается от столичного. Что отличается, так это напитки — популярные у нас бутылочные шипучки здесь успеха не имеют, тут пьют традиционную для Ферганы разливную газводу с сиропами из колбы. И эпицентр производства этих напитков для всей долины — именно Коканд, что я узнал случайно. Собираясь уезжать, я поинтересовался у сидящего рядом на топчане интеллигентного и волевого мужчины, как мне добраться до автовокзала. Он тут же спросил, почему я здесь и кем работаю. Узнав, что я занимаюсь социологией, он попросил у меня совета («сын совсем отбился от рук») и пригласил к себе. Оказалось, мой собеседник — бизнесмен, капиталист, варит на всю Фергану «советские» сиропы для газировок со знакомым нам с детства вкусом: «Лучшие сиропы!» (не успел он договорить эту фразу, как мне поднесли шипящий стаканчик). Мы проболтали более двух часов, обсудив, кажется, все на свете. И расстались хорошими друзьями.
Довольный, с багажом новых впечатлений и сравнений, перед самым отъездом из долины я оказался в центре внимания местных таксистов — такого ажиотажа вокруг потенциального клиента я не встречал даже в Ташкенте.
Текст и фото: Филипп Гаджили