В жизни нередко выходит, что одну и ту же профессию выбирают несколько поколений одной семьи. Делать то, что нравится, — это свобода, а вот любить то, что делаешь, — уже истинное счастье. Своей историей становления преподавателем поделилась с VOT учитель русского языка и литературы высшей категории школы № 145 Яшнабадского района, Отличник народного образования Ольга Афанасьевна Сержан.


Главный образ учителя

Нашей преподавательской династии уже около 130 лет. Честно говоря, я только недавно осознала это, когда мой сын стоял в кабинете передо мной в качестве учителя. В семье нас три сестры, и мы одновременно окончили педагогический институт в разных городах именно в тот год, когда наша мама уходила на пенсию. У мамы педагогический стаж 47 лет, а у меня 40 лет. Когда пару лет назад мне вручали награду «Отличник народного образования», я думала только о том, как горда была бы сейчас моя мама.


В пять лет я хотела стать почтальоном. Мы жили в деревне, в глубинке Челябинской области, и я твердила: «Вырасту, буду обязательно почтальоном. Буду носить большую сумку с газетами и письмами. Это же так здорово». С возрастом приоритеты поменялись. Начиная с четвертого класса, говорила, что буду только учителем. Видела в этом какую-то своеобразную романтику.


Жили мы очень скромно. Отец работал с молодежью, а мама работала в две смены и всегда была загружена работой. Она сильно уставала, и мне было ужасно жаль ее. В доме вечно были огромные стопки тетрадей, и я решила как-то помочь — села и начала проверять их. Просто обожала проверку тетрадей, а вот сейчас это мое самое нелюбимое занятие.


Образ истинного учителя — образ моей мамы, а воплощение идеального учителя русского языка — Мария Михайловна, у которой я училась и которой всегда восхищалась. Профессия была выбрана мною не случайно. Я хотела соединить в себе двух дорогих мне людей и хоть немного стать похожими на них.

От Белогорской средней школы до 145-й

Как-то отправили меня в район, который находился в трех часах езды от дома, что было относительно близко. Заходим мы, выпускники, в Районный отдел народного образования, все романтически настроены на получение хорошего места в высшей школе. Я зашла в числе первых. Осознавая, что один из русскоязычных поселков в нашей глубинке — это поселок Лубинко, конечно же, хотелось попроситься туда. Но узнала, что мест уже не осталось. Взамен предложили устроиться в Белогорскую среднюю школу. «Ой, до чего же красивое название — «Белогорское»! Звучит как «Белогорская крепость» из произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка», — подумала я. И вот, окрыленная и витающая в облаках, вышла и сказала всем ребятам, куда направляюсь.


«Ты что, с ума сошла?! Там такие меловые бури, вихри, что тебе даже пудра не нужна будет!». Я расстроилась неимоверно и повторно зашла к руководству, надеялась, что можно будет поменять пункт назначения. Но, зная то, что в Белогорскую среднюю школу желающих точно не найдется, руководство не спешило исполнить желание наивной выпускницы. Делать было нечего. Я погрузила вещи в чемодан, доехала на поезде за три-четыре часа до места, вышла, дошла до автостанции, там села на автобус, проехала 70 км по каменным дорогам. Вышла и не знаю, куда идти. Попала в казахскую деревню. Самым «оживленным» местом в поселке была остановка, где все сидели на лавочке, чтобы посмотреть, вдруг кто интересный заглянет к ним. Меня здесь принимали за свою и никак не могли понять, почему я не знаю казахского языка.


Первые ученики — как первая любовь. С некоторыми я до сих пор поддерживаю связь. Спустя два года переехала в Ташкент, тут жили моя младшая сестра и все родственники. Долго не могла устроиться работать в школу. Выпал случай стать помощником научного секретаря в Научно-исследовательском институте. Невзирая на карьерный рост в НИИ, душа требовала преподавания, и я ушла спустя два года в начальную школу в Бектемирском районе. Оттуда судьба занесла меня на 15 лет в 34-ю школу. В 2000 году я устроилась работать учителем в школу № 145.

Третье поколение

Я никогда не задавалась целью вырастить в сыне страсть к преподаванию, но он сам выбрал свой путь. В этом году мне приятно осознавать, что два моих ученика вернулись в школу в качестве преподавателей — мой сын Дима и ученица Алина. Изначально он мечтал об английской филологии и целенаправленно шел к этому, но у судьбы свои планы на нас. В конечном итоге вышло так, что Дима поступил в педагогический университет. И вот, окончив вуз, вернулся в родные стены школы работать учителем. Я вижу, как он мотивирован и стараюсь поддерживать его.

Чтобы мама гордилась

Учителя, который любит своих учеников, видно сразу. Даже по походке можно определить, хочет он идти в школу или нет. Я буквально лечу на крыльях. У меня нет чужих учеников. Они все мои родные.


Но как бы ни любила свою работу, вижу один самый большой недостаток в ней — страдает семья. Домой прибегаю, на скорую руку что-то готовлю, мало времени уделяю сыну. Разорваться невозможно. Учителем становятся, не рождаются. Я ведь тоже не сразу стала Ольгой Афанасьевной. Была девочкой, чья тетрадь была перекроена вдоль и поперек красной ручкой. Даже почерк был ужасный. Но я никогда не отступала от цели. Ведь сама себе обещала, что стану достойным учителем, чтобы мама мной гордилась.


Текст: Наргиза Азимова

Фото: Жахонгир Азимов