24 августа состоялись заключительные мероприятия двухмесячного просветительского проекта «Ташкент любит тебя», организованного Институтом «Стрелка» и Общественным советом при хокимияте Ташкента. С начала июля до конца августа около 1 000 человек посетили восемь лекций, два воркшопа для детей и взрослых и открытый смотр проектов по улучшению городской среды Ташкента. VOT побывал на нескольких лекциях и делится впечатлениями.



Соня Соболь,

директор региональных программ Института «Стрелка» и руководитель просветительского проекта «Ташкент любит тебя»


Для нас это был первый опыт проведения просветительской программы не в России. Мы начинали с достаточно простых и важных тем, которые должны, с нашей точки зрения, волновать каждого горожанина: как развиваются общественные пространства, что должно происходить с транспортом и транспортными системами, велосипедизация городов и как нужно в принципе принимать во внимание мнение каждого жителя (здесь мы говорили об антропологических исследованиях).


Мы очень довольны проведенной программой. В целом восемь лекций посетило более 1 000 человек, а регистрировалось более 2 500. Это значит, что людям как минимум не безразличны эти темы, и они уже о них думают. Потому что самое главное, наверное, что мы хотим и можем сделать, — это пробудить интерес людей к теме города, сделать его близким и понятным. Так, чтобы они у себя на кухне за ужином реально могли обсудить с друзьями: а куда же мы идем дальше? в каком городе я хочу жить? какой город будет у моих детей?

Зачем нужны общественные пространства

Открыла программу Дарья Парамонова, архитектор и генеральный директор бюро StrelkaArchitects. Она рассказала о том, как с помощью проектов благоустройства создать городскую среду, комфортную для всех жителей.


Очень часто достаточно изменить оптику набора, то есть посмотреть с другой точки зрения, чтобы представить, что, например, гигантское здание — это на самом деле не здание, а смотровая площадка. Все это такие вещи, которые не требуют серьезных изменений по сравнению со строительством нового квартала или города. Такие точечные внедрения очень сильно меняют наше с вами поведение. Но самое главное, к чему мы сейчас подходим, что, если в начале ХХ века города строились для того, чтобы там разместить какое-то производство, чтобы люди ходили на эти заводы, работали, то сейчас главная парадигма, в которой работают архитекторы, — это то, что город делается для людей, что самый главный капитал, который есть в городе, это люди.


Хочу подчеркнуть, что история про человеческий капитал и развитие городов — это две самые главные взаимосвязанные вещи, потому что именно люди, которые находятся в городе, и их интеллект, их возможности, то, где они живут, то место, которое они выбирают, определяет наше с вами экономическое развитие. Поэтому создание общественных пространств — это не просто красивые фонтаны, замечательные фонари, удобные лавки. Это именно то место, где развивается экономика благодаря тому, что нам с вами хочется там жить и работать.


Какой Ташкент сегодня?

Антрополог Михаил Алексеевский вместе с горожанами выяснял, каким видят Ташкент его жители и почему любые городские изменения нужно начинать с определения идентичности города.


Локальный патриотизм является очень важным магнитом, который удерживает людей в городе. Люди хотят гордиться своим городом, ценить его, показывать всем приезжим достопримечательности и рассказывать о том, почему их город — самый лучший на Земле. Сейчас по всему постсоветскому пространству — в Узбекистане происходит та же самая тенденция — все больше внимания начинают уделять локальной культуре и локальным особенностям. Например, это проявляется в расцвете краеведения и проектов, посвященных истории города.


Мне приятно, что Ташкент в этом смысле продвинут. Здесь проходят экскурсии в современном формате, появляются интернет- ресурсы, посвященные истории города и воспоминаниям о нем. В этом смысле память, традиции и культура города становятся все больше и больше предметом рефлексии и переживаний. При этом город не стоит на месте, он развивается, и встает вопрос о том, как развивать города, делать благоустройство в них и при этом сохранять или даже подчеркивать локальную идентичность.


Что такое дизайн-код и зачем он нужен городу?

Когда города начинают благоустраивать и делать более удобными для жизни, изменения касаются внешнего вида улиц, в частности, информационных конструкций. Как сделать так, чтобы поток информации — вывесок и рекламы — было легко воспринимать, чтобы он не мешал людям и не скрывал архитектуру? Об этом рассказала архитектор КБ «Стрелка» Алена Жмурова, а руководитель проекта внедрения дизайн-кода в Ташкенте Яна Козак объяснила, в чем состоит этот процесс и как он изменит город.


Сейчас в Узбекистане более половины населения проживает в городах. В Ташкенте живет более двух с половиной миллионов человек, а число горожан все время увеличивается. Все, что нас окружает в городе, формирует наш образ жизни. Это влияет на то, хотим ли мы остаться в городе, жить здесь дальше, работать.


На самом деле, отступая от глобальных вопросов, это очень сильно влияет на наше настроение с утра. Я думаю, вы согласитесь, что, безусловно, приятно, когда, выйдя утром из дома, вы видите чистый подъезд, когда не ждете автобус больше пяти минут, когда вечером хотите прогуляться по освещенной улице до дома, когда в выходные можете сходить в парк с детьми или на спортивную площадку.



Все эти элементы — еще далеко не все. Последние десятилетия все большее значение приобретает другой элемент, который называется информация. Мы с вами все время сталкиваемся с довольно агрессивным и растущим информационным потоком, в частности с рекламой.


Рекламу в интернете можно заблокировать, рекламу по телевизору — переключить, а с рекламой в городе сложнее — от нее так легко не спрятаться. Говорят, что среднестатистический горожанин видит от четырех до десяти тысяч элементов рекламы в течение дня.


Транспортная система в больших городах

Какой может быть транспортная система в больших городах Как правильно организовать комфортную транспортную инфраструктуру, которая благополучно будет менять городскую среду, рассказывал специалист в области транспортного планирования Илья Петушков.


Автомобиль занимает немалую территорию в городе, где, по самому его определению, на одного человека приходится не так много места. Городские улицы могут вместить ограниченное количество транспорта, из-за чего возникают пробки. Транспортная проблема — проблема использования городского пространства.


Многие города в мире, впервые столкнувшись с проблемой, поставили во главу угла интересы автомобиля и пошли по пути расширения дорог. На практике оказалось, что даже максимальное расширение городских улиц не дает достаточно пространства для транспорта, и тогда ради новых дорог начинали сносить городские кварталы и целые районы. Задавшись целью спасти город от транспортных проблем, его стали уничтожать. Решить проблему дорожных заторов это не помогло.


Ташкент в глобальных трендах городского развития

Какое место в мировом развитии занимает Ташкент? Чем город похож, а чем отличается от Каира, Нью-Дели и Варшавы? Антрополог и исследователь Ташкента Артем Космарский вместе с горожанами разбирался, как прошлое, будущее и настоящее города определяет его место среди мировых мегаполисов.


Говоря о будущем, об информационных технологиях в городе, хочу подчеркнуть два направления. С точки зрения горожан это принципиальные различия. Есть интернет вещей, smartcity — «умный город» и так далее. Это именно сверху. Это такие программы перестройки города, его более прозрачного управления, когда всюду датчики, информация о том, что где происходит в городе, мгновенно передается кому надо. Это именно проект трансформации сверху города внешними силами.


В этом смысле блокчейн — это счастливое исключение, если угодно, которое идет снизу, с корней. Банки, государство пытаются ее подгрести под себя, монополизировать, и это в чем-то правильно, но пока она масштабируема и нейтральна, ее могут брать любые люди, организации, группы и с помощью нее трансформировать вокруг себя, не дожидаясь, пока сверху что-нибудь изменится. Я пытаюсь донести, что просто сидеть и ждать, пока государство сверху примет правильный закон, уже бесполезно, мы не в то время живем. Надо постоянно думать о том, как в городе люди могут сами организовывать свою жизнь.



ProjectReview

В последний день программы впервые в Ташкенте прошел ProjectReview — открытый смотр презентаций проектов, на который можно прийти и послушать о новых инициативах и вдохновиться на создание собственного проекта. Это мероприятие особенно примечательно тем, что на него пришли не только люди, задействованные в городских изменениях, но и обычные жители города. Они высказывали свое мнение — этот диалог стал важной частью всего проекта. Он может послужить началом для постоянного диалога при разработке проектов в Общественном совете, где важную позицию занимают жители города.


Соня Соболь,

директор региональных программ Института «Стрелка» и руководитель просветительского проекта «Ташкент любит тебя»


Проведя смотр проектов с Общественным советом, мы надеемся, что заложили добрую традицию, и Общественный совет, и департамент, который с нами сотрудничал, будут продолжать использовать этот формат, слушать и смотреть идеи и предложения своих жителей. Всех горожан волнует одна очень простая задача — люди хотят быть счастливы в городе, в котором живут. Это счастье создается из небольших деталей, таких, как кварталы, удобные парковки или дворы, социальные связи и традиции, которые могут наследоваться и сохраняться. Традиции, которые были созданы когда-то в махалле, должны и могут передаваться дальше при постройке новых жилых кварталов. Главное, чтобы их могли слушать и слышать.



Редакция VOT следит за работой института «Стрелка». Создатели и активисты действительно повышают теоретическую подкованность небезразличных к судьбе своего города, позволяют им открыто высказываться и обмениваться мнениями. С какой именно из описанных в материале проблем начнутся положительные изменения в инфраструктуре Ташкента — покажет время. А мы напишем.