Тема школьной формы, ее вида, стилистики и вообще необходимости самого факта ношения формы стабильно обсуждается пару раз в год. Общество расколото пополам: одни категорически против формы, другие видят в ней положительный инструмент воспитания. Автор VOT попробовал разобраться в вопросе, поговорил с врачом, изучил мнения родителей и настроения в социальных сетях.


Выбирать новую форму начали давно, образцы school-style, разработанные ассоциацией «Узтекстильпром» и Министерством народного образования, в марте-мае тестировали в школах № 91 Яккасарайского района Ташкента и № 4 Сардобского района Сырдарьинской области. И вот 15 августа, согласно постановлению Кабинета Министров «О мерах по обеспечению учащихся средних государственных общеобразовательных учреждений современной единой школьной формой», утверждена единая школьная форма, ношение которой в 2018/2019 учебном году добровольно, а с 2019/2020 учебного года станет обязательным. И хотя для изучения мнений проводили опросы, форму презентовали на телевидении и СМИ, у родителей школьников остались вопросы к цене, качеству, практичности и соответствию климатическим условиям этой формы.


Как выглядит школьная форма? Униформа представлена в трех вариантах комплектов: для учеников 1-4-х, 5-7-х и 8-11-х классов и единая для всех, а не созданная, например, для каждого региона в отдельности. Школьникам в очередной раз предложили варианты в виде классической тройки —рубашка, жилет, юбка\брюки — в классическом сочетании «белый верх, черный низ». Знакомая с детства фраза звучит в учебных заведениях не реже, чем похвала за хорошую успеваемость.


Представленные единичные варианты для лета и зимы на первый взгляд не отвечают климатическим условиям страны, где большую часть времени довольно жарко, и рубашки с длинным рукавом, пиджаки и жилетки — все это будет доставлять определенные неудобства школьникам, особенно ученикам младших классов.


Розия Гайнулина,

врач-терапевт высшей квалификационной категории


Климат в Узбекистане резко-континентальный, что влечет определенные сложности в выборе одежды. В сентябре при прохладном утре и вечере довольно жаркие дни. Зимой же температура может опускаться до −16° С, а летом превышать +40° С. Очевидно, что поздней весной и ранней осенью школьной форме нужны головные уборы, которые могли бы защитить детей младших классов от знойного солнца. С этой задачей прекрасно справились бы панамы. Ношение брюк с заправленными рубашкам в жару — это очевидная пытка для детей. Думаю, интересными могли бы стать идеи для формы с вариантами из бриджей или даже шортами и футболками-поло.


Самый острый вопрос — ношение юбок в осенне-зимний период. Роман с юбками на фоне пониженного иммунитета, повсеместно встречающегося у молодежи зимой, может закончиться острым циститом (воспаление мочевого пузыря), аднекситом (воспаление яичников и маточных труб), ишиасом (воспалением седалищного нерва). Все эти заболевания наносят серьезный ущерб женскому здоровью. Безусловно, в холодный период нужно надевать колготки, и не капроновые, а плотные — шерстяные, велюровые, с добавлением микрофибры или кашемира. Но как мама девочки-подростка знаю, как не просто уговорить надеть «бабушкины» колготки. Поэтому хотелось бы найти разумную альтернативу юбке из тонкой костюмной ткани.


Вышеперечисленное волнует как родителей, так и учащихся не только школ, но и всех учебных заведений, в том числе и высших. Почему девочки должны ходить в юбках и натягивать по две пары теплых колготок, если существуют брюки, которые на порядок теплее и удобнее в холодное время года? Почему люди с особенностями фигуры должны становиться поводом для насмешек и постоянных унижений, если они не готовы переходить на более открытый/закрытый вариант одежды? Но, как отметил в интервью начальник управления Министерства народного образования Акбар Тогаев: «Утвержденная школьная форма три года будет проходить апробацию и совершенствоваться на основе вносимых предложений». Родители и школьники верят, что будут услышаны.


Зарубежное отношение к школьной форме

За примером обратимся к одной из консервативных стран мира — Великобритании, которая с особым уважением и гордостью относится к традициям образования. Ведь начиная с XI века (именно тогда, по некоторым данным, был основан Оксфордский университет), англичане накопили достаточный багаж опыта в построении системы образования. Типичный комплект школьной формы в школах Великобритании состоит из рубашки-поло, V-образного пуловера, шорт, футболки для уроков физкультуры и обычного классического костюма. Чаще всего на предметах одежды вышит логотип учебного заведения и предлагаются разные цветовые варианты. Посмотрим на школьную форму самой обычной школы Ashmole Academy в Великобритании. Несмотря на сложившийся стереотип консервативности британцев, данные наборы созданы с учетом климатических особенностей, но в то же время ученикам разрешается использовать различные варианты ношения этой униформы, то есть вовсе не обязательно каждой девушке надевать юбку, а юношам — галстук или пиджак с жилетом. Каждый ребенок одет в форму, но сохраняет собственную индивидуальность, подчеркнуты достоинства фигуры, скрыты возможные недостатки.



Конечно, заявлять, что в высших учебных заведениях Великобритании нет униформы, не совсем корректно. Форма существует. Суть в том, что формально униформа практически во всех университетах существует, но её ношение — дело исключительно добровольное, состоящее из гибкого списка комплектующих. Чаще понятие униформа заменяется дресс-кодом. Но если вы не хотите носить униформу — это ваше право, однако ваш внешний вид должен соответствовать определенным критериям. Вот некоторые из них, которые присутствуют в City University London:

— ваша одежда не должна быть облегающей, с глубоким вырезом или прозрачной;

— вы не можете носить более одного кольца на руках;

— если вы желаете носить галстук, то должны использовать клипсы для предотвращения удушения;

— ваши волосы должны быть чистыми и аккуратными.


Здесь можно ознакомиться с полным перечнем требований к свободной униформе. Отметим, что у этого университета довольно жесткие правила, так как его основной профиль — медицина, поэтому студенты одеваются с учетом того, что будут обслуживать пациентов и постоянно контактировать с людьми различных конфессий и взглядов. На самом деле идея с дресс-кодом довольно интересная, так как она исключает необходимость постоянного контроля соблюдения формулы: «белый верх, черный низ» и позволяет проявить смекалку и креативность учащихся в использовании цветов, присущих их учебному заведению. Еще один важный момент — большинство учебных заведений как в Европе, так и в США запрещают носить одежду с логотипами производителей и известных брендов.


Длина юбки как индикатор нравственности

Масла в огонь в вопросе о форме для учащихся на днях подлил и телеканал «Узбекистан 24», который в своем сюжете подверг критике внешний вид учащихся и учителей столичных школ № 50 и № 110. Министр народного образования Шерзод Шерматов прокомментировал сюжет на своей официальной странице в Facebook:



Среди неравнодушных пользователей социальной сети возник флешмоб, где известные блогеры, журналисты, рестораторы, активисты и бизнесмены рассказывают свою историю о школьных временах:


Вместо заключения

Форма в учебных заведениях должна быть своеобразным объединяющим звеном, но в то же время не должна создавать каких-либо неудобств и тем более психологического давления. Человека нельзя не допускать к обучению и подвергать психологическим атакам из-за отсутствия формы, ведь это прямое нарушение права каждого человека на получение образования. Но если есть необходимость и желание общества в создании униформы для школ, то она должна отвечать реальным условиям нашего климата, а не измеряться исключительно в цветах. У школ должен быть собственный выбор формы для своих учащихся, а в вузах нужен дресс-код, как это сделано в университетах Великобритании. Необходимо понимать, что в вуз поступают совсем не дети, а совершеннолетние и полноправные граждане страны.


Текст: Малик Ходжаев