Открытие 43-го театрального сезона театра Марка Вайля «Ильхом» пройдет громко в прямом и переносном смысле этого слова. Уже сегодня ташкентский зритель увидит премьеру спектакля «Симфония» — результат творческих усилий четырех режиссеров: Бориса Гафурова, Глеба Голендера, Анвара Абдуллаева и Артема Кима.


От первоисточника — пьесы Виктора Понизова «Аз есмь тварь» — «Симфония» взяла только текст, а что такое текст в театральном пространстве? Всего лишь один из способов разговора со зрителем, один из... Нас ждет глубокое полуторачасовое погружение в чистилище — фантасмагорическое, зрелищное, не чуждое юмору и старой доброй бюрократии. Утонченно-ироничный Борис Гафуров в роли допрашивающего и издевательски-хамоватый Глеб Голендер в роли жертвы. За апокалиптичное шоу отвечают десять музыкантов и хор: все для зрителя, все для раскаяния!


Мы задали три вопроса о спектакле Анвару Абдуллаеву, выпускнику Лаборатории молодых режиссеров и одному из творцов «Симфонии».

О зарождении

«Аз есмь тварь» долго лежала на полке и ждала своего часа. Очень хотелось перенести ее на сцену, но было негде и не с кем. Когда Артем Ким спросил, есть ли у меня произведение для постановки, я тут же вытащил эту пьесу. «Симфония» стала логическим продолжением Лаборатории молодых режиссеров, попыткой сплавить театр и музыку в единое целое. В спектакле много личных отсылок, практически вся вторая часть состоит из историй, отсутствующих в первоисточнике. Мы адаптировали пьесу, чтобы она стала близка и актерам, и зрителям.

О сути

Сложно выделить одну тему, так как в постановке поднимается много острых вопросов. Но лично мой главный вопрос: «Есть ли жизнь там, за чертой? Учитывается ли там то, что человек делает здесь?».


Ответственность за грехи — серьезная тема, но было решено не подводить зрителя к определенному мнению, поэтому спектакль получился балансирующим на грани между серьезностью и шуткой. Мы не давим зал горячими призывами покаяться, не скатываемся в драму и разбавляем сцены юмором.

О финале

Финал у постановки острый и неоднозначный. Зрителю придется самостоятельно решить, чем же закончилась «Симфония». На выбор два варианта: простой и спокойный или страшный и жестокий. Решение за вами!


Отличительная черта хорошего спектакля в том, что каждый на сцене видит свое. «Симфония» — хороший спектакль. Для меня он о театрализованности современной жизни, неискренности эмоций, задубевшем нутре, которое сложно пробить на раскаяние.


А еще о том, что человеку везде нужно шоу: со слепящим светом софитов, громкой музыкой, эффектным швырянием глиняных големов. Люди создали шоу на земле и заберут его в чистилище, чтобы не было скучно. Как видите, моя «Симфония» совершенно не о том, о чем говорил Анвар Абдуллаев.



Текст: Екатерина Цой
Фото: Эльёр Немат