Любовь к ретро-автомобилям объединяет каждый год посетителей специализированной выставки, где представлены уникальные модели машин из прошлого. Уже несколько лет в Ташкенте функционирует реставрационная мастерская ретроавтомобилей, о которой известно лишь избранным. На счету мастеров восстановленные модели от «Жигулей» до военной техники. Автор VOT встретилась с руководителем RetroGarage Дамиром Гафаровым и поговорила о том, с чего же все начиналось, о трудностях и перспективах реставрационного искусства.


Все началось с нее...

Первую машину мы собрали в 2006 году. Друзья случайно предложили купить «Волгу» — ГАЗ 21 3-го выпуска. У них не хватало уже ни сил, ни терпения закончить ее. Тогда, без мастерской и профессионального опыта, мы с несколькими мастерами отреставрировали машину, а потом нашли хорошего заказчика и выгодно ее продали.


Первое время работа с автомобилями была на уровне увлечения и дополнительного заработка. За два года мы сделали несколько машин, которые понравились клиентам, и тогда я понял, чем на самом деле должен заниматься: взял в аренду небольшую территорию и с 2008 года стал работать в полную силу.

Рабочий процесс

Процесс в мастерской построен по циклу, схожему с заводской сборкой. Когда машина приходит, мы ее разбираем и проводим пескоструйную обработку — очищение кузова. Затем в случае необходимости восстанавливаем поврежденный кузов. Маляры подготавливают поверхности автомобиля, подбирают соответствующий цвет и красят корпус. Механики проводят диагностику и непосредственный ремонт механизмов и деталей.


Салон восстанавливаем по имеющейся информации о той или иной модели: копаем сайты, статьи, книги, чертежи. Надо сказать, что мы не занимаемся тюнингом, несмотря на просьбы некоторых клиентов. Работаем исключительно по реставрации, доводя автомобили, насколько возможно, до оригинала.

Путь к оригиналу

Главные сложности реставрации связаны с поиском запчастей. Их приходится заказывать в аналогичных мастерских России, Украины, Молдовы. Многое зависит и от модели. Чем старее модель, тем меньше сохранилось о ней информации.


Например, для автомобиля ГАЗ М-1 70 процентов запчастей восстанавливали местные умельцы по копиям заводских чертежей. Автомобиль стал аналогом одной из машин Ford, поэтому некоторые детали пришлось покупать на специализированных сайтах США. Заказы по интернету заслуживают отдельной истории. Здесь нужно разбираться в машинах и знать английский язык. С первым проблем не было, а вот из-за английского случались промахи. Заказывали, долго ждали, а приходило иногда не совсем то, что означало потерю драгоценного времени. Но методом проб и ошибок наладили процесс.

Алло, мы ищем таланты

Мало кто любит возиться со старыми машинами, отсюда и не менее актуальная проблема с кадрами. Молодое поколение предпочитает разбираться в современной технике. В нашем же деле важно иметь не только технический склад ума и умелые руки, но и терпение и любовь к делу. Несколько мастеров работают с нами еще с первой «Волги». Мы выросли на этих машинах, такие автомобили были у наших родителей, знакомых и соседей, именно поэтому они так дороги и близки сердцу.


Итак, ваш вердикт. Какие машины качественнее — старые или современные?

— Современные машины качественнее, намного надежнее. Время идет, и недочеты старых машин учитываются современными производителями. Помню, когда выезжали куда-нибудь далеко с семьей, у дяди в машине лежал целый ящик запчастей и инструментов, канистры с маслом, ведра и многое другое. Автомобили были настолько просто сделаны, что каждый автолюбитель мог устранить неполадки практически на ходу и поехать дальше. Хотя старые авто были мощные и более выносливые.

Реставрация как архаизм

Перспективы развития у реставрационной мастерской небольшие. Мой сын даже по огромному желанию не сможет заниматься ею. Но есть другая перспектива, точнее, мечта — создать в Узбекистане музей ретроавтомобилей. Скажу, не кривя душой, отличительная черта узбекского народа — бережливость, в том числе по отношению к машинам. У нас до сих пор ездят на «Москвичах», «Жигулях» в хорошем состоянии и всегда начищенных до блеска. Можно даже найти экземпляры в идеальном состоянии, почти с нулевым пробегом. Если сегодня мы еще можем собрать экспонаты для музея, то завтра выставлять будет нечего. Многие машины уходят в частные коллекции или продаются за рубеж. Конечно, можно закупить за большие деньги автомобили в России, Беларуси, Украине. Но на сегодняшний день организовать музей можно гораздо дешевле. Думаю, многие захотят прийти посмотреть, сфотографироваться рядом с историей. Иначе все уйдет в небытие, словно ничего и не было.


Текст: Надежда Пак

Фото: RetroGarage