Вот уже более месяца жителей и гостей столицы зазывают на лекции Института «Стрелка», которые проходят совместно с Общественным советом при хокимияте Ташкента. Образовательная программа «Стрелки»:«Ташкент любит тебя» посвящена городскому развитию и призывает изменить сознание, прослушав практические советы и рекомендации.


Я старалась не пропускать ни одной лекции, но особый интерес вызвали именно лекции на около-транспортную тему: какой может быть транспортная система в больших городах и роль велосипеда в качестве городского транспорта.

Ташкент без машин

Утопичная мечта «зеленых» — лишить города автотранспорта. Было бы неплохо пофантазировать на эту тему в реалиях Ташкента. Специалист в области транспортного планирования Илья Петушков пояснил, почему дорогами столицы важно заниматься уже сейчас, не дожидаясь московских пробок. Согласно наблюдениям Ильи, основной проблемой при строительстве дорог в Ташкенте становится тот же путь, что и в других крупных городах, — город для дорог, но никак не дороги для города. Расширяя дороги, архитекторы по всему миру ринулись сносить близлежащие кварталы, делая путепроводы отправной точкой градостроительства. Однако такой ход едва ли спасет образ города и его самобытность. Подобным образом были обезображены многие города США, но стоит ли вторить заокеанскому примеру?



И без того широкие улицы Ташкента просто не требуют большего расширения. Отнюдь. Чем шире дорожное покрытие, тем более бесполезно оно будет использоваться, погребая под собой деревья и тротуары. Нужно ли это Ташкенту? Вероятно, нет. А как быть с избытком движения в центре столицы? Как решение данной проблемы эксперты предлагают ввод платного въезда на некоторые отрезки улиц, минимизируя их загруженность и брошенные вдоль них автомобили. А как это поможет ситуации с общественным транспортом? Разбираемся.

Общественный транспорт как «модная» мера

Самые крупные города мира решением транспортного коллапса сделали массовое «пересаживание» горожан на общественный транспорт. Дубай был оснащен широко раскинутыми ветками метро, Цюрих покрыли полотна трамвайных путей, центр Москвы разлиновывают под автобусные линии. Что же касается предложений экспертов о популяризации общественного транспорта в Ташкенте, объективно это пока едва осуществимо.



Как верно было замечено аудиторией, ташкентский общественный транспорт не оснащен даже базовыми условиями для комфортной поездки. При средней летней температуре в 40 градусов автобусы (а это единственный оставшийся вид транспорта) не оснащены системой кондиционирования. О каком уровне комфорта может идти речь? Но это далеко не все проблемы наземного транспорта. В отличие от других городов-миллионников с активным движением, в Ташкенте общественный транспорт не имеет ровным счетом никаких преимуществ, а значит, вынужден стоять в пробках, как и частные автомобили и такси. И пока ситуация будет оставаться без изменений, у людей едва ли возникнет желание сменить авто на душный и плотно набитый автобус, простаивающий в пробках.



И для того, чтобы у ярых любителей авто и такси появилось желание сменить вид транспорта, этому самому транспорту предстоит масса изменений, начиная от нормативных актов, регулирующих специальные условия перевозчиков, и заканчивая банальным оснащением техническими возможностями.

Крути педали

Еще одним решением для разгрузки автодорог становятся велосипеды. Многие города уже полюбили этот компактный и маневренный вид транспорта. Однако на вопрос о невероятно жарком и резко-континентальном климате вразумительного ответа так и не было дано. Но советник по велотранспорту вице-губернатора Санкт-Петербурга Дарья Табачникова довольно подробно рассказала о том, как велоинфраструктура внедрялась в России на примере Санкт-Петербурга и Альметьевска, и заверила, что и с Ташкентом проблем не возникнет.



Разумеется, жителям города мало просто сменить авто на велосипед. Для полноценного перехода на этот вид городского транспорта необходимо не только видоизменять улицы, добавляя велодорожки, но и пересматривать правила дорожного движения. Также важно рассмотреть и способы парковки и аренды велосипедов, которые непременно должны быть централизованными и подотчетными государственным структурам.



Именно по завершении лекции о велосипеде дискуссия развязалась по-настоящему активная. Дарья, слушатели и представитель хокимията долго не могли прекратить «перестрелку» в формате «вопрос ответ», отчаянно стараясь быть услышанными.

Вместо эпилога

Говорить о дорожной ситуации в столице и Узбекистане в целом можно бесконечно, как и обсуждать возможности улучшения дорожных условий. Но без конкретных действий со стороны граждан, которым зачастую не хочется придерживаться базовых правил движения, едва ли что-то можно изменить. Смотрите по сторонам.

В августе Институт «Стрелка» совместно с Общественным советом при хокимияте проведет серию бесплатных лекций, дискуссий и профессиональных воркшопов о принципах развития современных городов, архитектурном наследии и городской культуре. Жители Ташкента узнают, как благоустройство влияет на городскую среду, как сделать транспортную систему города безопасной, зачем организовывать городские фестивали. Следующая лекция «От махалли до блокчейна: Ташкент в глобальных трендах городского развития» пройдет 10 августа в театре «Ильхом».


Текст: Маргарита Урманцева
Фото: бюро Strelka Architects