Даже в самом образцовом городе есть множество мелких проблем, которые не раздражают до тех пор, пока с ними не столкнешься лично. В крупном городе эти неприятные «мелочи жизни» встречаются чуть ли не на каждом шагу и могут серьезно испортить настроение и не только. Мы поговорили с жителями столицы о тех неудобствах, которые чаще других отравляют жизнь.

Продолжаем говорить о недостатках города. В первой части материала уже обсудили проблемы мусора, среды для людей с особыми потребностями и отсутствие тротуаров.


Паркуюсь, как хочу

Личного транспорта становится все больше, а вот места для него — увы и ах! Парковочных мест, по сравнению с количеством автомобилей, и правда катастрофически мало. Эта проблема растет в двух направлениях: «ночные» парковки у домов и «стихийные» вдоль дорог и во дворах.



После тотального сноса гаражей владельцам «железных коней» обещали уютные персональные места на благоустроенных дворовых парковках. Проходит год, два, три, а строительством и не пахнет. Пессимисты скидываются и строят парковки своими силами. Оптимисты ждут милости от природы, наблюдая, как обломки гаражей зарастают бурьяном. А реалисты тихонько «отжимают» место у садоводов-огородников и бетонируют личные три квадратных места под соседскими окнами. Все остальные ставят машины на тротуарах, детских площадках, газонах. К вечеру по улице приходится передвигаться замысловатыми зигзагами, а утро начинается с задорного пересвиста сигнализаций и клубов дыма от разогреваемых двигателей.


Основное веселье происходит на дорогах. Искать место для парковки и идти триста метров пешком не принято. Легче оставить машину прямо там, где приспичило. Ну и что, что она стоит третьим рядом, да еще и на остановке? Наглядный пример — новый парк «Ашхабад». При нем есть парковка на 600 мест, но она то ли не вмещает всех желающих, то ли не всегда работает. По вечерам машины выстраиваются в три ряда, а в четвертом ряду таксисты подбирают пассажиров. Те, кто не успел занять место у дороги, паркуются в соседних дворах, перекрывая выходы из подъездов. Пробка тянется от ТашМИ до станции метро «Машинасозлар», и люди в форме проблему не решают ни на йоту.



Фотографии стихийных парковок и «запертых» автомобилей постоянно публикуются в соцсетях. Все чаще звучит предложение взять пример с российского движения «СтопХам» и помечать особо зарвавшихся водителей памятными наклейками на стекло.


Наргиза Сулейманова,

водитель (стаж вождения 10 лет)


Одна из самых серьезных причин, создающих проблемы с дорожной обстановкой и, в частности, с парковкой, это не столько наличие свободных мест, сколько неуважение ко всем участникам движения, и к водителям, и к пешеходам. Часто машины паркуют далеко от края проезжей части и друг от друга, отнимая пространство у других автомобилей. Там, где можно разместить пять машин, стоит максимум две-три. Даже на специально размеченных парковках при супермаркетах ситуация не лучше.


Машины ставят как вздумается — и вдоль разметки, и поперек, и загораживая проходы. Во дворах паркуются не только вдоль бывших гаражей, но и на детских площадках. Самым неприятным сюрпризом оказывается парковка на «слепых» поворотах и въездах в жилой массив. Если в темное время суток можно увидеть едущий навстречу из-за слепого поворота автомобиль, то днем ситуация значительно усложняется.

«Невидимые» пешеходные переходы, ведущие в никуда

В мае «Фейсбук» облетело шокирующее видео, подборка съемок дорожных камер, где жертвами ДТП становились пешеходы. Людей, неспешно фланирующих по пешеходному переходу или в паре метров от него, водители-лихачи сбивали как кегли. Возникает закономерный вопрос: что мешает пешеходам переходить улицу по переходу, а водителям — замедляться перед ним?


На нерегулируемых переходах водители обязаны уступить дорогу пешеходам. Места перехода обозначаются знаками и дублируются дорожной разметкой. Не заметить их просто невозможно. Тогда почему в прошлом году только в одном Ташкенте произошло 1 137 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов? Кто те 134 пешехода, которые погибли в 2017 году? Неужели это те законопослушные граждане, которые чинно шли по пешеходному переходу перед пропускающими их машинами?


Пока посреди дороги стояли разделительные заборы, все грешили на них, мол, из-за неправильно подобранной формы и высоты заборов не видно, кто готовится перейти дорогу. Заборы убрали, но статистика не улучшилась. За 1,5 месяца (с начала марта до середины апреля) количество ДТП и пострадавших в них увеличилось по сравнению с этим же периодом 2017 года. 171 происшествие против 138, 27 погибших против 19, 196 пострадавших против 163. (Цифры озвучены на встрече начальника УБДД ГУВД Ташкента с журналистами в апреле 2018 г.)


Кстати, о переходах. Продолжая тему о маломобильных гражданах, надо заметить, что иногда и хочется перейти по правилам, а возможности нет. Редкий переход начинается и заканчивается съездом на тротуар. Большинство же упирается в арыки, деревья, газоны, заборы.


Несколько раз в год Управление безопасности дорожного движения объявляет, что теперь-то пешеходов-нарушителей будут штрафовать по всей строгости закона. Несколько десятков человек попадает под показательную акцию, а остальные продолжают штурмовать заборы, перебегать улицы, игнорировать переходы. К концу лета УБДД опять намерено ужесточить борьбу с нарушениями, а люди все скачут и скачут...


Камила Абубакирова,

водитель


Нерегулируемые пешеходные переходы — зона повышенного риска. Во-первых, они располагаются на многополосных дорогах, на которых их ставить в принципе нельзя. Ограничение для подобных переходов должно быть не более двух полос. Во-вторых, водители предпочитают не видеть знака, обозначающего пешеходный переход, и практически летят на переходящих в положенном месте пешеходов. Один из ярких примеров — переход недалеко от «Корзинки» на Туркменском — там приходится сначала долго пропускать несущиеся с двух сторон машины и только потом (иногда специально подняв руку) проходить по переходу. Все это происходит, безусловно, от отсутствия страха неминуемого наказания за подобное нарушение.

Сквозь лабиринт улиц

Планируя новые улицы, градостроители применяют нестандартные решения, которые призваны разгрузить дороги. Круговое движение на перекрестках, оттянутые развороты вместо светофоров, мосты над загруженными перекрестками должны оптимизировать движение. На деле же эти идеи только усложняют движение по городу, и часто, чтобы попасть с одной улицы на другую, соседнюю, надо объехать полквартала и сделать несколько разворотов. Взять хотя бы перекресток рядом с массивом Себзар. Здесь сходится несколько дорог и построена сложная система разворотов. Попасть с ул. Тахтапуль на ул. Тахтапуль Дарвоза можно, просто повернув направо. Зато нельзя просто повернуть обратно, для этого вам придется сделать как минимум три разворота.


Притчей во языцех стала недавно обновленная улица Мукими. Путепровод планировался без перекрестков и светофоров, а получился одним из самых сложных в городе, с дальними запутанными объездами. Глас народа услышали наверху, и на инновационную трассу стали возвращаться привычные светофоры и перекрестки.


Это малая часть того, что мешает нам наслаждаться жизнью. Появилась робкая надежда, что администрация города стала поворачиваться лицом к жителям. К нам приезжали и давали рекомендации датский архитектор Ян Гейл и российский урбанист Аркадий Гершман, а КБ «Стрелка» даже представило свой проект обновленного проспекта А. Темура. В свою очередь делегация ташкентского хокимията посетила Москву, где ознакомилась с передовыми методами архитектурного планирования. Пожалуй, в первый раз власти и общественность пошли на открытый диалог, вылившийся в создание Общественного совета при хокимияте, который ставит перед собой цель превратить Ташкент в лучший город Центральной Азии. Судя по тому, как активно включились пользователи в обсуждение десяти самых злободневных проблем столицы (на момент создания материала у публикации более 200 комментариев), у Ташкента есть все шансы стать современным, удобным, дружелюбным. Кстати, до 31 августа у каждого неравнодушного жителя столицы есть возможность внести предложения по улучшению Ташкента.


Рашод Муратович


Мусор. Нужны урны, особенно возле базаров и аллей. И ввести законодательно: бросил мусор, плюнул — штраф.

Перенять опыт Сингапура.




Ольга Саипова - Антонова


Вымерший безлюдный центр города после восьми вечера. Отсутствие гуляющих. Произвол милиции, останавливающей людей в вечернее время и препровожающей их в участки для снятия отпечатков пальцев (с моим сыном, возвращающимся с репетиции, это происходит регулярно раз в неделю в районе ЦУМа).


То же происходит в районе Сквера. Милиция целенаправленно распугивает людей с улиц. Рейды и задержания ужинающих в вечерних заведениях тоже не добавляют городу популярности и желания жить в нем дальше



Елена Калинина


Разбитые дороги (особенно на Кадышева). Вырубка деревьев. Нехватка урн на улицах. Внедрение раздельного сбора мусора (начали, но так до ума и не довели). Отсутствие кондиционеров в автобусах. Отсутствие всем доступного плана развития города на ближайшие 10–15 лет. Велодорожки (которых нет). Повсеместное насаждение елей, которые не приживаются и чахнут. Бардак в системе ЖКХ и коммунальных службах (когда уже все будет работать в цифровом формате?). И много еще чего...



Максад Джангиров


Прежде всего незаконные застройки. Ташкент превращается в каменные джунгли и лысый город, теряет славу зеленого города. Город должен быть для людей, а не наоборот. Советская архитектура строила массивы просторные, с воздухом и зелеными зонами, то есть для людей. Нужно смело строить дорожные бессветофорные развязки, двух- и трехуровневые. Строго соблюдать технологии при строительстве и ремонте дорожного покрытия. Развивать электротранспорт. Скамейки, урны. Меньше заборов в госучреждениях. заборы символизируют закрытость от народа. Велодорожки. В общем, тем много, но нужна концепция развития города.


Саодат Олимова


Неорганизованные перекрестки, нет системного изучения пробок. Часто они возникают именно из-за неправильно установленного таймера на красный, желтый, зеленый.

Мне кажется, нужно изучить загруженность дорог и исходя из этого отрегулировать все светофоры




Шамшод Элбеков


К теме вырубки деревьев, считаю, необходимо и жизненно важно добавить и проблему арыков. Ведь не зря большинство чинар было посажено именно вдоль арыков, так как они впитывают большое количество воды. А сегодня в редких районах можно увидеть, что в арыке течет вода, вот они и сохнут и болеют от нехватки влажности, а потом их под этим предлогом безбожно рубят.


Кроме того, если восстановить эту оросительную систему (арыки), это заметно повлияет на климат города, и летом не будет такой невыносимой жары.



Фархад Артикбаев


Пожалуйста, поднимите тему детей с инвалидностью. Нет нигде пандусов, и нереально людям переходить дорогу. Не все парки, аттракционы готовы катать детей с инвалидностью, у кого диагнозы ментальные. Каждый раз надо бороться. Поднимите эту тему. Ведь и наши дети имеют право посещать все места, как и другие дети. И так родители уже на нервах и борются.




Текст: Александра Стимбан

Фото: Алексей Глезденев, Надежда Тен, фото Даврон Жалилов