С февраля текущего года зрители канала ТНТ болеют за нашего земляка Олега Тернового (он же Terry) на телешоу «Песни». Композиция «Hype» в его исполнении выстрелила в самом начале проекта и сразу же привлекла к Олегу миллионы зрительских взоров и внимание членов жюри. Но, как правило, за кадром и за сценой всегда остаются композиторы, и яркий свет софитов не освещает их вклад в происходящее. И пока Terry покоряет сцену проекта своим талантом и харизмой, мы решили побеседовать с автором музыки к композиции, которая сделала звездой исполнителя из Ташкента, Алексеем Извольским.


Алексей — талантливый человек с интересным внутренним миром, обилием увлечений, оригинальным, но объективным взглядом на жизнь. И жизнь его имеет множество граней. Одно получается лучше другого, третье успешно сосуществует с четвертым. Алексей — музыкант, звукорежиссер, композитор, актер театра, а еще он семьянин и заботливый отец. Как одному человеку удается совмещать все это и наслаждаться происходящим?

Детское увлечение

Мои отношения с музыкой складывались сложно, сквозь тернии к звездам. В шесть лет я стал первоклассником двух школ одновременно. Помимо общеобразовательной, мама отдала меня в музыкальную школу на класс фортепиано. Сначала принимать не хотели, говорили, что нет слуха. Но мне повезло, и замечательный педагог Вера Семеновна Миленина все же согласилась меня принять. В итоге слух был разработан усердным трудом.



А через два года в мой детский мир ворвался театр. Я увлекся им безоглядно и, вероятно, навсегда. Поступил в театральную студию «Лик» под руководством Елены Владимировны Лопатко. Занимался там допоздна, и мне очень нравилось. Как все дети, я иногда прогуливал среднюю и музыкальную школу, но занятия в студии никогда не пропускал.

«Усидеть на двух стульях»

После окончания музыкальной школы я не прикасался к инструменту целый год. Сказалось то, что занимался музыкой без особого желания. После школы поступил в музыкальный колледж имени Хамзы, но не на пианиста, как хотела мама, а на академический вокал — компромисс. Решил пойти путем наименьшего сопротивления, как мне на тот момент казалось.


В то же время меня приняли в студию русского драматического театра. И опять все закрутилось. Снова после занятий в колледже я не без воодушевления бежал в студию, снова оставался там до позднего вечера. Из-за этого начались проблемы в колледже — иногда не мог оставаться на парах. Мне говорили, что если пытаться усидеть на двух стульях, ничего не выйдет. Но я упрямо ходил в театр. По прошествии двух лет из нашего состава служить в театре остались всего около шести человек, в том числе и я. Колледж я тоже благополучно окончил.

К чему приводит «выпендреж»

Музыку начал писать случайно. В театре увидел фоно и решил повыпендриваться. Как же, я ведь обучался музыке, надо показать себя! Начал наигрывать какую-то мелодию. А однокурсник Виктор играл на гитаре. Тут я попросил его научить меня, Виктор показал аккорды. И тогда я понял, что вся музыка строится на аккордах — можно сочинить что угодно, правильно их подобрав. Получается, в школе я просто не вникал в суть музыкальной теории, а благодаря гитаре понял основу. Так что, если хотите научиться музыке, начните с гитары!


Я стал что-то сочинять. Однажды увидел, как музыканты работают в компьютерной программе. Знакомый рэпер попросил меня наиграть в ней ноты. Работать с программой мне понравилось, решил накопить денег, купил свой первый ноутбук. Установил программы и начал пытаться создавать музыку. Естественно, сначала получалось коряво, но тогда я думал «О, это ж я сочинил! Как круто!».

«Я пришел сюда, чтобы научиться»

Обучение в театральной студии изменило мое мировоззрение. Я стал увереннее и всерьез задумался о поступлении в Консерваторию. Начал готовиться к экзаменам, а за одну ночь до творческого конкурса написал произведение. На вступительных решил просто показать и рассказать все, что знал и умел. И когда экзаменатор спросил об одном неизвестном мне музыкальном термине, ответил честно, что не знаю, о чем речь. «Но ведь я же пришел сюда научиться этому!» — сказал я. В итоге получил высокий балл на творческом конкурсе и поступил на композитора. Но, как и везде, были свои подводные камни. Преподаватели старой школы часто браковали композиции с современным звучанием. Один преподаватель всегда наигрывал диссонансы и при этом с загадочным видом спрашивал: «Чувствуешь?». А я чувствовал только, что звук резал слух, представляете? Хотя, может, раньше такая музыка была приемлема, или я чего-то не понял. (Примечание автора: диссонанс — нестройное звучание, неслияние звучащих тонов. Термин, противоположный понятию «диссонанс», — «консонанс» — согласное звучание).



Тем не менее я многому учился и двигался дальше. Однажды трек, который мы с другом сделали ради прикола, услышал знакомый и представил нас опытной команде аранжировщиков. Они поняли, что я дружу с гармонией и умею играть. Я понял, что они могут научить меня создавать чистый звук. Мы сработались и сотрудничаем по сей день.

Просто кайф!

Театр оставался важной частью моей жизни. Я часто посещал утренние репетиции, просто не мог их пропускать. Разумеется, не все преподаватели в Консерватории относились к этому с пониманием. Настал момент, когда продолжать обучение на композиторском отделении для меня не представлялось возможным. Я перешел на академический вокал, который был близок мне еще со времен колледжа. Но композиторство не бросил, наоборот, продолжил развиваться в этом направлении. Делал аранжировки в разных направлениях, писал музыку к фильмам. Режиссер Нугзар Хайдаров предложил сочинить музыку к фильму «Вор времени». После был еще один комедийный фильм «Коктейль».


Когда учился на втором курсе, в театре ставили спектакль «Дон Кихот». Елена Владимировна Лопатко, режиссер постановки, предложила мне написать музыку. Я обрадовался и согласился. Сочинял, советовался с ней, в результате музыкальное оформление прекрасно подошло к действию на сцене. После начали поступать предложения быть автором композиций для других спектаклей, и я, естественно, соглашался. (Примечание автора: музыка Алексея звучит в пьесах «Банкрот, или Свои люди — сочтемся», «Ревизор», «Тетки», «Лю», «Баба Шанель», «Колыбельная»).


Мне очень нравится создавать музыкальное оформление к спектаклям, это весьма вдохновляющий процесс. Ведь ты задаешь настроение всей постановки. Был случай, когда наблюдал на сцене лирический монолог главного героя под свою музыку. Это было так впечатляюще, такая гармония и сила, что просто кайф!

И музыка звучит...

Сейчас я поведаю, как ко мне приходит музыка! Ночь, темно, я выключаю свет и вдруг... Нет, шучу, конечно. В темноте я пишу, только когда увлечен и забываю включить свет, а потом понимаю, что уже ночь. А музыку сочиняю, визуализируя мизансцену или представляя какую-то историю. Рисую образы в голове, и мелодия появляется сама собой. Да, так бывает не всегда, порой приходится прилагать больше усилий. Что-то и вовсе рождается в творческих муках и не сразу. А иногда нужно просто «отпустить» ситуацию, расслабиться, и музыка зазвучит.


В театре, когда пишу композиции для спектакля, смотрю на сцену, напеваю мелодию прямо на диктофон или записываю ноты. Потом добавляю звуки, дорабатываю, чтобы звучало не однобоко. С аранжировками проще, самое главное в них — качественный звук и чтобы «качало». А на готовые басы можно наложить все, что угодно. Обычно проверяю на себе: если самому хочется под нее танцевать и меня «качает», тогда все получилось.

«Hype»

С Олегом познакомились на съемках фильма, потом встретились на студии. Помню, как он сидел и писал текст, сразу стало ясно, что он читает рэп. Позже он пришел в драматический театр служить актером. И однажды предложил посотрудничать. Мы сработались, вышел неплохой тандем: я пишу музыку и делаю аранжировки, он пишет тексты и исполняет композиции.



Перед началом проекта «Песни» Олег сказал, что хочет поехать на конкурс, нужна «качевая», крутая музыка. Мы начали работать над песней «Hype». Очень долго с ней возились, подходили то с одной стороны, то с другой, и так, и эдак. Слушали разные треки, отмечали цепляющие фишки. Смешали несколько стилей. Например, Bumble Beezy выпустил трек «Дайджест», который был схож с нашим и звучал очень свежо (примечание автора: Bumble Beezy — в миру Антон Ватлин, российский рэп-исполнитель). Еще у нас есть вставка в стиле Oxxxymiron (примечание автора: Oxxxymiron — Мирон Федоров, хип-хоп исполнитель). Естественно, речь не идет о плагиате, трек был написан нами. Мы «украсили» его авторскими отсылками на то, что сейчас узнаваемо. Сотворили микс, грубо говоря, получился некий стеб.


Хотелось бы многое рассказать о самом шоу, но на данный момент не имею возможности. Олег еще находится на проекте, и мы связаны контрактом о неразглашении.

Хочу в Лос-Анджелес, и я там буду

Актерство всегда было для меня важнее всего, но теперь музыка увлекает чуть больше. О том, чтобы бросать театр, и речи быть не может — он тоже нравится мне безумно. Думаю, разнообразие — это хорошо.


Приоткрою для вас театральную завесу тайны: к нам в русский драматический приехал режиссер из Петербурга. Он планирует ставить спектакль, и почти все наши актеры в нем задействованы, в том числе и я. Приходите, будет интересно!

А еще мы с друзьями сколотили группу. С названием, правда, пока не определились. Нас трое: Амир и Отабек читают рэп, а я пою припев. Начиналось с шутки, но дошло до того, что сделали уже несколько демо-треков, отдали на сведение и ждем. Планируем загрузить их в Сеть, а дальше время покажет.


Сейчас очень много работы. Ясно одно — я буду в музыке, и она — во мне. А пока все движется само собой, и я наслаждаюсь тем, что происходит! Есть желание попробовать силы в заграничных конкурсах, но сейчас семья для меня на первом месте. Я женат, совсем недавно родилась дочь. В будущем, если представится возможность поучаствовать в проектах по профилю, подам заявку и поеду. Конечно, хочу поработать в Лос-Анджелесе с Хансом Циммером, это само собой. И я туда попаду! Но к этому надо прийти...


Текст: Елена Юдинцева

Фото из личного архива Алексея