Совсем недавно рынок заказного такси в Ташкенте пополнился новым игроком — бюджетным, но с громким именем. До той поры все компании по вызову такси не видели страшных снов о невероятной конкуренции и спокойно работали, ратуя каждый за своего клиента. Yandex taxi стали не просто пользоваться — ему посвящают критические посты в социальных сетях, обмениваются опытом заказа с коллегами и авторитетно рассуждают на кухне за чашкой чая о способах совершенствования услуг по перевозке пассажиров.


Автор VOT Анжелика Ибрагимова провела собственное исследование, чтобы проверить, насколько изменилась сфера с приходом серьезного конкурента. Эксперимент VOT: может ли низкая цена помочь закрыть глаза на недостатки сервиса? Для чистоты эксперимента мы взяли один маршрут (одинаковый километраж — примерно 6 км от моего дома до лицея) и одно и то же время суток — утро. Отправная точка — центр города. Вероятно, при этом условии машину найти гораздо легче, чем в отдаленных районах. Пункт назначения — Карасу, и, забегая вперед, скажу, что со знанием этой территории было плохо у всех испытуемых.


На привычном «бомбиловском» такси за этот маршрут я плачу шесть тысяч сумов. Немаловажно: мое учебное заведение находится внутри махалли, далеко от дороги, и обычно водители знают лишь примерный путь к нему. Мы выбрали для эксперимента три службы такси: наделавшее много шума Yandex Taxi, опытный MyTaxi — первую ласточку в области приложений для вызова и Go taxi как альтернативу в виде телеграм-бота.

День первый: Первый блин не GOмом

Начать эксперимент не терпелось с нашего нашумевшего новичка, но, увы, для меня вновь в этот день не нашлось свободной машины.


Название: Go taxi

Подача: Машина нашлась сразу. Обещали быть через три минуты, но приехали через пять. Карта показывала, что водитель долго как вкопанный стоял на месте. Для уточнения местонахождения таксиста я позвонила на номер, который был указан в боте. Водитель разъяснил мне причины неполадки и приехал ровно через обещанную минуту.


Сервис: Салон чистый, водитель вежливый — словом, к сервису претензий нет. Так как от моего дома до лицея ведут как минимум два пути, таксист уточнил, по какому будет лучше поехать. Безусловный плюс. Но объяснять дорогу все-таки пришлось. Мне, конечно, сделать это было не трудно, но я надеюсь, что в случае, если клиент сам не знает точного местонахождения пункта прибытия, водитель сможет воспользоваться навигатором. Лишней болтовни не было, на фоне играла ненавязчивая музыка. Также хочу отметить, что на звонок, который раздался во время поездки, водитель не ответил.

Скорость: доехали с ветерком, но не нарушая правил.


Цена: 11 051. Щедрый водитель взял с меня только 11 тысяч сумов.

Общая оценка: ставлю 5 из 5.

День второй: Поворот не туда

На следующий день я решила снова попытать удачу, и на этот раз мне повезло. У «Яндекса» все-таки нашлась для меня машина. Но если бы отсутствие свободных автомобилей оказалось единственной проблемой компании. Немного заслуженной предыстории: много странных историй ходит по городу о «Яндексе» за месяц с небольшим его присутствия на рынке. Начиная от водителей, которые любят оглашать сумму выше той, что указана на счетчике, заканчивая проблемой с навигаторами. Я поинтересовалась парой случаев использования сервиса от знакомых, чтобы избежать субъективности моего опыта, так как «Яндексом» ранее не пользовалась.


Случай № 1: Водитель, который, как оказалось, плохо знал город, решил целиком и полностью положиться на проложенный навигатором маршрут, что заставило их ездить кругами. Однако стоит отметить, что на отрицательный отзыв, который моя знакомая оставила в приложении, «Яндекс» отреагировал незамедлительно, принял меры в отношении горе-таксиста и подробно уведомил об этом клиента посредством СМС-сообщения.



Случай № 2: Благополучно вызвав такси и добравшись до дома, моя сестра получила уведомление о том, что ее ждет еще одна машина, которую никто, естественно, не вызывал. Позвонив таксисту, она наткнулась на грубое обращение и обвинения в том, что он «ехал аж с Куйлюка». Водитель настаивал на том, что в приложении не могло произойти сбоя. Но чисто технически вызвать еще одну машину «случайно» невозможно, так как для этого как минимум нужно дать несколько команд в приложении. Хамство было проигнорировано, поездка была оплачена в карман водителя, а точнее, на счет его телефона, так как иного способа не остаться должной не было.


Название: Yandex taxi

Подача: приложение достаточно долго искало мне машину, да и таксист смог приехать только через 10 минут, так как заканчивал предыдущую поездку. Карета была подана прямо к дому, без лишних звонков, что я отмечаю как плюс.


Сервис: а вот этот пункт у самого доступного такси в городе явно хромает. Как только мы отъехали от дома, водитель, который уткнулся в навигатор, сразу же собирался повернуть в неправильную сторону, но я его вовремя остановила и объяснила дорогу. Подъезжая к лицею, таксист, по велению все того же навигатора, опять собирался свернуть не туда, но в этот раз он уточнил у меня путь. Из чего могу сделать вывод, что водители «Яндекса» не очень хорошо знают город, а карта будто намеренно старается их запутать.

Салон был чистый, ухоженный, а поездку сопровождала приятная музыка.

Скорость: доехали бы быстрее, если бы водитель постоянно не поглядывал на злосчастный навигатор.


Цена: как известно, это самое приятное в общении с Yandex Taxi. Я определенно соглашусь. Поездка мне обошлась в 6 600 сумов, таксист попросил всего 6 500, отдала 7 000, но водитель настойчиво возвращал мне сдачу. Так что я потратила всего на 500 сумов больше, чем на попутке.

Общая оценка: низкая цена не может перекрыть собой явные недостатки. Так как мой опыт был единичный, и вряд ли рискну воспользоваться сервисом снова, я учла и мнения постоянных клиентов. Ставлю 3 из 5.

День третий: самое лучшее — на десерт

MyTaxi были в нашем городе пионерами такси-приложений как альтернативы привычным звонкам. Одно время я пользовалась только их услугами, но затем приложение стало подводить, и мне пришлось его удалить.


Название: MyTaxi

Подача: быстро найденная машина прибыла к месту назначения точно, быстро, без лишних уточнений.


Сервис: встретил меня позитивный и удивительно бодрый для раннего утра мужчина, который сразу же заразил своим хорошим настроением. Уточнять дорогу он не боялся, что привело к минимальным временным затратам на поиск точки прибытия. Но, как и в первом случае, я надеюсь, что при необходимости навигатором все-таки можно будет воспользоваться по прямому назначению. На фоне опять же играла музыка, почему-то никто из водителей так и не спросил о необходимости музыкального сопровождения.

Скорость: доехали очень быстро, даже быстрее, чем я рассчитывала.


Цена: в плане ценовой категории MyTaxi оказалось самым дорогим из трех рассматриваемых. Стоимость поездки составила 12 200. Так как у меня с собой были только крупные купюры, то сдачу с 15 000 я получила только 2 000. Видимо, водитель решил округлить сумму до 13 000.

Общая оценка: Поставлю 4 из 5. Неприятно, что «мажорные» привычки водителей портят впечатление о компании.


За годы существования MyTaxi было много громких историй, опыт борьбы с недостатками большой. Пользователи рассказывали, что водители, как правило, игнорировали пункт назначения и маршрут, проложенный навигатором. Невозможно было просто сесть в автомобиль и отправиться в путь. Также распространенной ситуацией была фактическая подача машины гораздо позже оповещения «Прибыл». Одна из подруг, вспоминая длительный период преданности MyTaxi, рассказала: «Часто машины были грязные, с неприятным запахом в салоне, но долго не могла отказаться из-за двойственности ситуации — 50/50, то прекрасный автомобиль с адекватным водителем, то — как описала выше. По моему опыту — с Yandex та же ситуация, но за их цены не так обидно терять в качестве. Но сейчас для себя я сделала вывод, что лучше заказать такси по телефону, заплатить больше, но доехать в чистой машине с вежливым водителем без лишней траты нервов».


Заметим, что компания прислушивается к просьбам потребителя и работает над проблемами, демонстрируя при этом мощную маркетинговую составляющую.



Сфера заказного такси в Ташкенте развивается достаточно быстрыми темпами. Если раньше клиент мог заказать машину только с помощью звонка, то сейчас рынок предоставляет потребителям альтернативные варианты в виде приложений и ботов, что существенно экономит время, а для интровертов вообще находка. Жаль, однако, что в нашем случае новые технологии играют роль отрицательного героя. Водители возлагают неоправданно большие надежды на навигаторы и прочие примочки. Стремление увеличить количество автомобилей приводит к игнорированию того факта, что водители плохо знают город. Это все равно, что фармацевт не будет знать состав лекарства. Во многом клиент, изначально гонясь за дешевизной, привыкает к самому формату экономии сил, времени и нервов. Но неоднократно столкнувшись с огромными минусами бюджетных перевозок, переходит на конкурентов, не заботясь более об экономии. Хотя, как показал наш эксперимент, высокая цена — не гарантия отличных впечатлений от поездки. Те или иные недостатки были выявлены у каждой компании.


Вывод: резкого повышения уровня сервиса в целях борьбы за клиента в условиях обострившейся конкуренции мы не увидели.


Эксперимент — личная инициатива редакции и демонстрирует субъективный опыт автора.


Текст: Анжелика Ибрагимова

Фото взяты из Сети