Пьеса Ивана Вырыпаева «Валентинов день» напоминает затихающий вдали аккорд — грустный, ностальгический, исполненный чувства глухой тоски по несбывшемуся. Зрителей ждет не искрометная романтическая комедия, а драма трех зрелых, проживших нелегкую жизнь людей.


Театральный автор VOT Екатерина Цой делится впечатлениями о спектакле.


В Академический русский драматический театр Узбекистана я хожу редко. Подчеркнутая отстраненность и флер избранности местных служительниц Мельпомены переносят меня во времена советских продавщиц, работающих по принципу «вас много, а я одна!». Однако звездный состав спектакля — Ольга Володина, Марина Турпищева, Максим Фадеев — слишком многообещающий, чтобы пропустить «Валентинов день».


Пьеса Вырыпаева в постановке Михаила Каминского понравится завсегдатаям Академического русского драматического театра. Несмотря на внешнюю легкость, «Валентинов день» порождает массу самокопаний: «А как бы на месте героини поступила я? Как было бы правильно?». Героинь у Вырыпаева две: нарочито-веселая Катя и серьезно-желчная Валя, а между ними связующим звеном и яблоком раздора стоит любимый обеими женщинами Валентин.


Валя и Катя живут в одной квартире, но заперты они не в четырех стенах, а в собственных воспоминаниях. Все важные решения уже приняты в прошлом: матерью Валентины, не позволившей дочери выйти замуж за неподходящего человека, Валентином, женившимся от отчаяния на влюбленной соседке Кате, Катей, смирившейся с браком без ответного чувства, и Валей, согласившейся на положение любовницы. Вырыпаев показывает зрителю результат совершенных действий: двух одиноких женщин и умершего в 40 лет от инфаркта мужчину. Нелегко, видать, было жить, скрывая любовь.


Катя днями напролет пьет водку и поет разухабистые песни под баян, а Валя выкупает у спивающейся соседки вещи ее мужа и выбрасывает. «Чтобы у тебя ничего не осталось» — в лоб говорит она Кате. Только ружье главная героиня не выкупает, боится совершить непоправимое.


О чем ты думаешь после спектакля? О том, стоит ли брак с любимым человеком блеклой жизни с зажмуренными в попытке не видеть измен глазами? О том, что даже из нежных девочек вырастают желчные, сочащиеся ненавистью женщины, и это как-то неправильно. О том, как страшно на склоне лет оказаться запертой в одном пространстве со счастливой соперницей (каждая уверена, что та, другая — счастливица).


История Вырыпаева сильна своей обыденностью, но в ее сценическом воплощении лично мне не хватало эмоций. Тона и краски были приглушены, выровнены, словно режиссер стремился к некой компромиссной середине, а не к пику. Масса сцен, где чувствовалась возможность скрутить душу зрителя в комок, утопить его с головой в драматизме ситуации. Смахнуть размашистым жестом расставленные по полочкам истины и выпустить из зала другим: растерянным, переживающим, но нет! Каждый раз чего-то не хватало. Финал и вовсе оставил ощущение обескураженности: сцена ухода Кати в космос получилась не аллегорической, а абсурдной и чужеродной, словно нелепая розовая оборка, пришитая к калоше. Благо, вырыпаевскую пьесу калошей не испортишь.


Вероника Самойлова,

журналист


У меня есть одна старая театральная привычка, которая появилась еще во времена работы в театре «Ильхом». Я всегда читаю произведение, прежде чем пойти на спектакль. Этот раз не стал исключением. Я люблю современную пьесу, так как считаю, что она злободневна и поэтому еще больше цепляет за живое. После спектакля у меня было странное ощущение, что я вновь прочла пьесу Вырыпаева. Но хочется сказать отдельное спасибо актерам, которые были неподражаемы в своей искренности.

ОЦЕНКА СПЕКТАКЛЯ

Эксцентричность: 1 из 5

С кем пойти: нет ограничений

Уровень театральной подготовки: начальный


Текст: Екатерина Цой

Фото: Александр Раевский