От большого перекрестка на пересечении проспектов Буюк ипак йули и Мирзо Улугбека до чайхоны «Салом», от ТРЦ «Самарканд Дарвоза» до Ассоциации банков Узбекистана, по всей улице Мукими, вдоль и поперек района базара Чор-су — незначительный перечень локаций, где злостные нарушители обычно «слепы» на знак 3.27 «Остановка запрещена». Уверены, каждый сталкивался с большим скоплением припаркованных вдоль дороги автомобилей там, где затерялся вышеуказанный дорожный знак.


В конце октября прошлого года правительство страны утвердило Программу мер по проведению инвентаризации установленных дорожных знаков, информационных указателей, других технических средств регулирования дорожного движения. В том числе и знака «Остановка запрещена», который в некоторых местах будет заменен на знак «Стоянка запрещена». Прошло больше двух месяцев, как Программа вступила в силу, и началась инвентаризация. Программа рассчитана на год — только к 1 января 2019 года процесс замены, демонтажа, установки новых знаков будет завершен. В данный момент проект на стадии осуществления.


Что за это время изменилось? Какова ситуация на дорогах? Что об этом думает каждый участник дорожного движения — будь то водитель, пассажир или пешеход?


Мурад Хушбоков, 42 года

водитель с 26-летним стажем


Насколько я заметил, некоторые знаки пока убрали только по Нукусской трассе, без замены на знак «Стоянка запрещена». На мой взгляд, стало удобнее, потому что до этого подбирать и высаживать пассажиров было делом «раз на раз не приходится». Так как трасса четырехполосная, сейчас без проблем останавливаюсь на первой для того, чтобы высадить или посадить пассажира. Но эта трасса — место, где за соблюдением ПДД тщательно следят сотрудники УБДД. Несмотря на то, что остановка теперь не запрещена, думаю, водители и так не будут это делать. А останавливаться ради пассажиров — пожалуйста. Только вот будет ли такая же ситуация во всем городе, не считая центральных дорог и районов? Сомневаюсь.


Действительно, обычно останавливаться на длительное время вдоль «главной» трассы нет необходимости, потому как административные здания, которые прилегают к ней, имеют собственные парковки. Чего не скажешь о других улицах, которые рассекают одно- или двухполосные дороги. Именно здесь и нет условий для парковки, что становится причиной пробок, заторов и аварийных ситуаций.


Султан Раимкулов,

водитель


Дело ведь не только в отсутствии инфраструктуры. Нужно понимать, что дело в каждом из нас, а особенно в способности нашего народа создавать искусственные проблемы. Когда вроде бы знаешь правила, но не придерживаешься их, потому что так легче, быстрее и авось никто не заметит. Вот пока общество живет по таким правилам, никакие программы, законы, нововведения не помогут. И это поздно прививать будущим водителям в автошколе или людям без автотранспорта — в средних школах на общих предметах, это должно передаваться по наследству, как любовь к чаю летом и плову на завтрак, обед и ужин.


Еще у нас развита на маниакальном уровне зависимость от общественного мнения. Начиная от «необходимых для жизни» свадебных кортежей и масштабных сборов в роддоме до, например, того, что следовать общеустановленным правилам — это показатель зависимости и любви к подчинению. Помните фразу Алибабы из «Джентльменов удачи»: «Все побежали, и я побежал». Вот так же и у нас — где все бросили свои машины, там и мы бросим, а если спросят сотрудники УБДД, почему так сделали, укажем на других.


Джахонгир Мадмусаев

автор VOT


Как-то раз вышел я на станции «Новза» (тогда еще «Хамза»), поднялся на поверхность, иду себе на работу, музыку слушаю. Вдруг понимаю, что картина открывшегося передо мной города непривычна взгляду. Около минуты у меня ушло на то, чтобы, наконец, понять, в чем дело. К порядку и опрятности перекрестка во все четыре стороны нельзя было придраться. Оказалось, что Президент будет проезжать отсюда к стадиону «Бунёдкор». Спрашивается, почему бы таксистам всегда так же не стоять на парковке и ждать попутчиков?


Владислав, 34 года

пешеход


Одни знаки — не проблема. Дорожное движение — это ведь целый комплекс, где все связано между собой. Как кровяные артерии, если одна не работает, остальные работают на износ. Я про состояние некоторых дорог. Не нужно каждый раз строить новые, а лучше починить старые, и чтобы надолго. Если смотреть адекватно, где нужны знаки «Остановка запрещена»? На улицах с малой пропускной способностью, то есть там, где ширина улицы маленькая, а трафик плотный. На мой взгляд, следует убрать все знаки возле базаров, больниц и общественных зданий, если нет стоянок. Где люди должны ставить машины, подъезжая к больнице? Яркий тому пример — поликлиника к 6-му роддому, да и сам роддом № 6. Стоянка маленькая, на всех не хватает места, а на дорогах везде знаки. По задумке, беременная женщина, которую привезли на автомобиле, должна больше 1 км идти пешком до роддома, так как везде знаки, запрещающие остановку. Проблем, касающихся именно дорог и в целом ПДД, много. И нужно решать их комплексно.



Мнений в ходе составления материала мы получили великое множество. В каждом из них была доля логики: поступило предложение создать разметку на месте первой полосы на широких дорогах для того, чтобы водители могли останавливаться параллельно дороге, а не поперек. В ответ на это другой участник опроса говорил о неудобстве в случае перегрузки данной полосы останавливаться там, где придется, и идти далеко к конечной точке назначения. Радует, что обществу не все равно, и мы стали обсуждать важные социальные явления.

Какова же официальная позиция?

К сожалению, услышать голос официального представителя УБДД по обсуждаемому поводу мы не смогли. Комментария ждали долго. Когда позвонили в учреждение, нас попросили направить письмо с вопросами на почту, откуда его перенаправят ответственному лицу, который в течение суток постарается ответить. После нескольких попыток связаться с УБДД вновь автор материала так и не получил никакого ответа. Нет ответа — нет оперативного разрешения вопроса, нет информации и осведомленности со стороны водителей.


Остается только догадываться о причине замены знака «Остановка запрещена» на знак «Стоянка запрещена». Ведь возникает достаточно много вопросов, например, зачем? Зачем они стояли там изначально? Функцию свою не выполняли, головную боль водителям добавляли, путаницу создавали, становились причиной штрафов. Суть в том, что после отсутствия дисциплины с достаточно понятным и ярким знаком запрета остановки, страшно представить, что будет со знаком запрета на стоянку. Ведь из этого вытекает необходимость включения какого-нибудь таймера, который будет фиксировать по временным показателям — стоянка это или уже остановка.



В результате мы видим многостороннее и неоднозначное отношение к данному изменению. Хочется верить, что после демонтажа, усовершенствования и замены знаков, да и любых других нововведений за их исполнением и соблюдением будут тщательно следить и наказывать при действительном нарушении. Каждому из нас перед тем, как переходить дорогу в неположенном месте, планировать городскую инфраструктуру, утверждать установку знаков или покраску разметки, парковаться в неположенном месте, стоит задуматься: «Правильно ли я делаю?».


Текст: Джахонгир Мадмусаев

Фото из Сети