Велосипед в нашем понимании — инструмент, используя который, можно отдохнуть и проехаться по городу на выходных. Мы далеки от осознания, что двухколесное изобретение — не только средство для полезного досуга, но и прекрасный транспорт для передвижения в обычном ритме города.


VOT разбирается с вопросом о велодорожках в Узбекистане: как популяризировать велотранспорт и с кого брать пример?


Взгляд за рубеж

В странах дальнего и ближнего зарубежья велосипед не просто верный друг, он — член семьи. Владельцы просто не могут представить жизнь без двухколесного транспорта.


Например, в Голландии все — от мала до велика считают, что пользоваться велосипедом удобно, экологично и главное — экономично. Велосипеды пропагандируют и популяризируют на государственном уровне: здесь продумано все — от дорожек и специальных маршрутов до светофоров и парковок. Каждый житель Амстердама в среднем проезжает около 917 километров на двух колесах. Конечно, чтобы пересадить автомобилистов на велосипеды, пришлось использовать и рычаги влияния: налоги, дорогие парковки, высокая стоимость бензина и ремонта. Поэтому главный на дороге — велосипедист.



Велоиндустрия в Сеуле вызывает восхищение. Сейчас в столице Республики Корея больше ста тысяч активных велосипедистов. В городе проложена велодорожка, которая охватывает почти весь город. Путь огражден забором, сделаны съезды и плавные подъемы для велосипедистов, которые ее активно используют.

Суровые реалии Узбекистана

Если мы хотим сделать из своего велосипеда транспорт передвижения, то понимаем, что это практически невозможно. Первая и главная сложность — отсутствие велодорожек. Справедливости ради отметим, что велодорожка открыта в Намангане, ее длина составила чуть больше двух километров, и в ташкентском экопарке, которая пригодна исключительно для катания в формате отдыха.



Современному городу необходима полезная и огражденная от автомобильной трассы и пешеходного тротуара велодорожка. Она должна стать независимым государством велосипедистов, где строго запрещено парковаться автомобилям и ходить пешеходам.

Велодорожка будет?

О планах строительства велодорожек в Ташкенте VOT рассказал национальный советник ОБСЕ по проектам экономического и экологического измерения Мурод Хусанов.


Мы планируем создать в Ташкенте не просто велодорожку, а маршрут, который интегрируется в транспортную систему города — как в пешеходную, так и проезжую. Наши партнеры — Госкомэкологии Узбекистана, Экологическое движение и районные хокимияты Ташкента.


Если все получится, то осенью уже увидим такую дорожку в Ташкенте. Велотранспорт станет успешным, когда сможет охватить весь город.


— В чем причина низкой популярности велосипедов?


Их много. В первую очередь это ментальность населения. Если у человека нет личного авто, пересесть на велосипед не проблема, а вот при наличии автомобиля перейти на велосипед считается непрестижным.


Еще одна причина — огромная дыра и в инфраструктуре. Я сам велосипедист и, катаясь по городу, часто сталкиваюсь с тем, что ездить можно на центральных улицах и только утром. Если мы говорим о передвижении в течение дня, то оно невозможно: нет выделенных полос, если ехать по тротуару, то покрытие не всегда качественное. К сожалению, пока и не стоял вопрос о выделении отдельной полосы на проезжей части.


Помимо этого, в Узбекистане отсутствует культура уважения к велосипедисту, которого могут просто подрезать. Те, кто сегодня активно использует своего двухколесного друга как транспорт, не застрахованы от ДТП. Создавая велосипедную дорожку, в первую очередь необходимо подумать о безопасности. Велосипедистов тоже необходимо воспитывать, они должны знать правила дорожного движения наравне с автомобилистами.



— Из ближайших соседей ярким примером инструментов развития велотранспорта для нас может стать Казахстан?


Реализуя наш проект, планируем изучить не только опыт зарубежных стран, но и соседних. Действительно, достойный упоминания пример — Казахстан, где была проведена масштабная работа по развитию велоспорта, который стал чуть ли не

национальным видом.


В Казахстане существует велокоманда «AstanaProTeam». Это имиджевая команда, которая доносит до граждан необходимую информацию. Так, граждане Казахстана начали массово пересаживаться на велосипеды. Казахстану есть что показать и рассказать, и в этом году мы планируем согласовать визит представителей хокимиятов Ташкента для изучения опыта трех городов: Астаны, Алматы и Шымкента. Зачем ставить в пример Европу, где велосипедный спорт развивается десятилетиями, когда совсем рядом за короткий срок близкая нам страна добилась очевидного успеха?

Личный опыт

Жанар Самбетова,

администратор группы «Велосообщество Казахстана»


В прошлом году случился переворот в жизни велоактивистов Казахстана. В стране изменились правила дорожного движения. Вышло постановление правительства с дополнительными требованиями к движению велосипедов: ранее велосипедистам было запрещено ездить по автобусной полосе или тротуару, но теперь можно.


Лицам, не достигшим 14 лет, движение по автодорогам на велосипеде запрещено. Они могут передвигаться только по велодорожкам и тротуарам. В городах поменялись приоритеты, теперь больше условий создают для пешеходов и велосипедистов. При ремонте и реконструкции дорог обязательно предусматривают велосипедные полосы, которые в перспективе будут объединены в единую сеть. Яркий пример — новая велосипедная дорожка на месте трамвайных путей из микрорайона Орбита до центра — Зеленого базара. Ее протяженность составляет 21 км. На данный момент в Алматы общая протяженность велосипедных дорожек составляет более 60 км, открыто более 200 велопарковок.


Сарвар Хайдаров,

велосипедист, Ташкент


Мы часто выезжаем с друзьями на тренировки и стараемся вести активный образ жизни. Но до развития велосипедной культуры нам еще далеко. Есть трудности и недостатки: отсутствие культуры вождения у наших водителей и пешеходов: и я, и ребята оказывались под колесами авто не по своей вине. Случаются аварийные ситуации и с пешеходами. Я не выгораживаю себя или своих ребят, печальная статистика — реальность того, что творится на наших дорогах.


Другая сторона медали — люди на прокатных велосипедах. Не зная правил, они создают угрозу окружающим. Поэтому основную массу своих тренировок проводим за городом, где чистый воздух, меньше трафика машин, развязок, светофоров. Однако условия дорог за городом тоже оставляют желать лучшего. Единственная трасса в сносном состоянии — до Чарвака и Чимгана, а если поедете в Паркент, Сукок, Красногорск, увидите, что асфальт давно не обновлялся.


В нашем городе неоднократно предпринимались попытки создать велодорожки. Такая есть в Намангане, у нас в экопарке, но, насколько мне известно, туда не пускают с велосипедом и ее используют только для бега и ходьбы. Еще трудности вызывает отсутствие специализированных магазинов с запчастями, оборудованием, одеждой и аксессуарами. Мои знакомые и друзья заказывают все с иностранных сайтов за валюту. Все велолюбители любят своих коней и стараются на них не экономить: мы тратим огромные деньги, чтобы оснастить велосипед брендовыми и топовыми деталями. Это могло бы стать полезным для экономики страны. К примеру, в соседнем Казахстане с этим проще, у них даже есть фирменные магазины, связанные с континентальной командой ASTANA. Там же регулярно проводятся марафоны, благотворительные заезды, веловстречи, любительские и профессиональные гонки, Гонка мирового тура, куда съезжаются мировые звезды самого высокого уровня. У нас, к сожалению, ничего подобного нет. Хотя любителей велосипеда как транспорта у нас много, и все совершенно разного возраста: я знаком с 80-летним дедушкой, который регулярно ездит на велосипеде в районе Кибрая.



Проведенное в Европе экономическое исследование показало, что велоиндустрия дает больше рабочих мест, чем горнодобывающая промышленность. Становится очевидным, что каждая новая велосипедная полоса помогает создать и новые рабочие места. Инвестиции в велосипед считаются самыми эффективными в плане возврата средств по сравнению с другими видами транспорта. Интересно, что львиная доля «велосипедных» рабочих мест приходится на велотуризм, включая гостиничное и ресторанное обслуживание.


Несмотря на существующие недостатки и проблемы развития велокультуры в Узбекистане, герои этого материала надеются, что в рамках проекта ОБСЕ будет создан велодорожный маршрут не для галочки, что этот старт внесет свой вклад в развитие велотуризма.


Текст: Лена Аблякимова

Фото предоставлены героями материала