Иногда встречаешь людей, которые всем своим внешним видом и внутренним миром символизируют любимое дело. Когда при первой встрече замечаешь на пиджаке героя металлический значок в виде самолета, то понимаешь — в его сердце только небо и самолеты.


Сардор Сайдирасулов поделился с VOT историей своего романа с авиацией.


Регистрация на рейс карьерного роста

Я не мог и предположить, что когда-нибудь пойду в авиацию. Планы на жизнь были совсем другие. Моя история берет начало в 2011 году, когда начал готовиться к поступлению в Американский университет Дубая в Объединённых Арабских Эмиратах. Поставив цель, я упорно занимался математикой и английским языком для сдачи IELTS, так как они входили в список требований университета. Приехав в Дубай, я осознал всю скудность своих знаний английского языка.



Три года интенсивной подготовки пролетели стремительно. После долгого ожидания помню момент, когда получил результаты вступительных экзаменов: мы сидели в семейном кругу и общались, когда телефон ожил. Взволновано открыв «е-мэйл», читаю долгожданное: «Примите наши поздравления, вы приняты в Американский университет Дубая». У меня будто гора с плеч свалилась.


И вот в 2014 году меня приняли в университет, а через полгода я был уже на борту самолета, на шаг ближе к мечте. На самом деле передо мной изначально стоял выбор: либо отправиться в европейскую страну или Америку, либо в ОАЭ. Трезвый ум твердил, что учеба в европейских вузах гораздо престижнее, но легкое опьянение от одной только мысли о мечте заставляло меня следовать зову сердца. Объединенные Арабские Эмираты — большой «хаб», где собрались крупнейшие компании и лучшие специалисты мира.

Чек-ин в авиаиндустрии

Я начал учебу на факультете «Бизнес и управление». Учились мы по два-три часа в день, а терять время мне очень не хотелось. Студентам разрешается параллельно работать с первого курса, чтобы развивать профессиональные навыки. Поэтому я решил найти работу. В поисках пошел на авиационную выставку, где были представлены как частные, так и коммерческие авиакомпании. Меня заинтересовала «Apogee» — деловая авиационная компания, работающая в сфере предоставления чартерных самолетов. Мне предложили стажировку на добровольной основе в «отделе маркетинга», где я продвигал и предлагал чартерные рейсы.



Интерес к авиаиндустрии нарастал, и тогда я решил углубиться в ее познание. Начал с банальных законов физики, которым подчиняется самолет, а также планирования рейсов. По воле судьбы в соседнем кабинете располагался Отдел планирования, в котором диспетчеры готовили полетные планы, выкладывали маршрут, организовывали наземное обслуживание самолета и так далее. И немного погодя я «выпросил» перевод из маркетинга в планирование.

Прокладывая маршрут

Мне очень повезло с наставниками в отделе. Они подтолкнули меня пойти на курсы по подготовке диспетчеров в «Emirates Aviation University» (Авиационный колледж Эмирейтс), где обучают планированию маршрутов, метеорологическим факторам, управлению воздушным движением, авиационной безопасности. Признаюсь, первое время было сложно с авиационным английским языком. Когда первый раз открыл словарь, мне показалось, что ломаю зашифрованный код.

Через три месяца после обучения и получения сертификата я приступил к полноценной работе в «отделе планирования». В мои обязанности входило полное обслуживание самолета: от организации наземного обслуживания до сервиса пассажира.


Мы работали по строгой формуле. Погрешности не дозволены, а знание нескольких языков — обязательно. Без этого может случиться много опасных моментов.

Пересекая воздушное пространство

Круговорот событий, однако, оказался судьбоносным. После года учебы и стажировки я решил кардинально поменять профессию и перевестись из «Американского университета Дубая» в «Авиационный колледж Эмирейтс» на новый факультет «Aviation Management» (управление авиацией). Там преподавали профессора и летчики со всего мира.



Маркетинг в авиации стал моим самым любимым предметом. Нас учили методикам привлечения внимания, работе с пассажирами и всем тонкостям обслуживания клиентов. На практику нас на три дня отправили в колл-центр «Emirates Airlines». Там мне удавалось расширять круг клиентов компании за счет русского языка.


На втором курсе за мной была закреплена курсовая работа, которая по совместительству стала и практикой. Мне нужно было изучить развитие деловой авиации в мире. Видя мой интерес, начальство помогло с этой миссией и назначило борт-менеджером. Борт-менеджеры ответственны за обслуживание клиента: координацию работы стюардов, кейтеринга и обеспечение самолета наземным обслуживанием. В этой роли я побывал в одиннадцати странах: от Франции до Азербайджана, Туркменистана и Китая.



В авиации одна малейшая ошибка дорогого стоит. Мы как-то летели из Фарнборо в Эр-Рияд. Должны были оставить пассажиров и продолжать путь в Дубай. Как и планировали, оставили пассажиров и вылетели без задержки. Находясь на воздушной границе между Саудовской Аравией и ОАЭ, мы получили оповещение: «Вы забыли забрать пассажира», хотя по плану указаний не было. Потом выяснилось, что отдел по продажам чартера нашел клиента и заключил с ним контракт. И не сообщил об этом в отдел планирования. В итоге мы были вынуждены вернуться обратно и забрать пассажира. Самым ужасным для репутации компании стало то, что тем самым пассажиром оказалась одна из принцесс Саудовской Аравии.

За штурвал

Работая борт-менеджером, я овладел диспетчерскими навыками. Однажды, возвращаясь в пустом самолете в Дубай, я попросил у командира экипажа разрешения пообщаться по радио с Управлением воздушным движением. Находясь на линии, я запросил эшелон и получил необходимую информацию, а капитан, который наблюдал за всеми действиями, пошутил и сказал, что из меня вышел бы хороший штурман.



Сам того не ведая, он подтолкнул меня пойти учиться на штурмана. И самое интересное, что об этом никто не знал. Из-за неуверенности в своих силах я держал все в секрете. Не думал, что получится. В университете не было отдельного факультета для штурманов, однако была дополнительная полторагодичная программа. То есть, продолжая обучение на бакалавриате, я параллельно посещал курсы штурмана, а по окончании получил сертификат. Откровенно говоря, это было правильным решением, так я выиграл время.


Уточню: задача пилота, который сидит за штурвалом, — довести судно от точки «А» до точки «Б», тогда как штурман прокладывает маршрут. Мы берем на себя абстракцию и должны видеть проложенный путь. Во всех странах выпускают аэронавигационную информацию: маршруты в авиапространстве и НОТАМ (информация о правилах поведения и обеспечения полетов судна). То есть до того, как борт тронется, пилот, штурман и капитан корабля прокладывают конкретный путь.

Сложности частных авиалиний

В отличие от коммерческих авиалиний, в частной авиации вы должны учитывать предпочтения клиента начиная от вылета рейса до еды на борту. В моем опыте был случай, когда клиенту на борту самолета захотелось пиццы, которой у нас не было. Так как желание клиента — закон, нам пришлось остановиться в ближайшем аэропорту. Заказав пиццу, мы вновь отправились в путь.


В работе с частными клиентами необходимо быть как собранным, так и гибким. Рейсы зачастую ненормированные, что отражалось на дефиците времени. Летный состав — тоже люди, соответственно, также страдают «джетлагом». Бывает усталость, головная боль, бессонница и раздражительность.



Обычно о полетах на дальние расстояния с ощутимым часовым поясом нам сообщали заранее. Для таких случаев я выработал хорошую практику. Летая на восток, за несколько дней до полета просыпался пораньше и наполнял комнату светом. Для того чтобы передвинуть биологические часы вперед, ходил в очках, тем самым уменьшал свое пребывание на свету. В случаях, когда летал на запад, вслед за солнцем ложился спать и уже ночью начинал освещать комнату. Во время полета пил много воды и питался легкой пищей, а также избегал кофеина. Этой практики я придерживаюсь и сейчас.

Школа жизни в ОАЭ

Жизнь в Объединенных Арабских Эмиратах научила меня многому. Самое главное — терпению. Видя, как более 50 наций мирно проживают в одной стране, осознаешь свое бытие. В ОАЭ, если вас оскорбляют словом, то ваша сила проявляется в терпении не оскорбить человека в ответ. Это в первую очередь самоуважение.


Помимо терпения, я получил колоссальный международный опыт. Работая с представителями авиакомпаний Франции, Германии, Азербайджана и многими другими, я расширил кругозор и знания в авиаиндустрии. Что необходимо здесь в Узбекистане, особенно в нынешнее время.


Знаете, у меня была хорошая работа, высокая заработная плата и многие другие привилегии в ОАЭ, но, видно, все воздушные пути ведут домой — в Узбекистан.



Я помню, как в детстве мечтал полетать на самолете. Родителям говорил, что в один день обязательно куда-нибудь полечу, хоть на «кукурузнике». Тогда мама мне купила билеты на местный рейс НАК по маршруту Ташкент — Карши — Ташкент. Моя мечта осуществилась на лайнере Ту-134. Любовь к авиации у меня в крови.


Текст: Жахонгир Азимов
Фото: Евгений Сысоев
Благодарим B&B Coffee House за помощь в проведении фотосъемки