Снимки природы и животных — одни из самых популярных в мире. Эти кадры всегда задевают за живое, демонстрируя величие природы. Фотографы из Ташкента делают изумительные фотоснимки флоры и фауны страны, участвуют в международных конкурсах и продают свои работы, которые пользуются большим спросом.

VOT решил узнать — кто такие фотографы-пейзажисты и насколько успешно направление в Узбекистане.


Из личного архива автора

Как-то, в 2011 году, большой и дружной компанией мы собрались и поехали на электричке в горы. В сумке все необходимое для вылазки на природу: небольшой провиант, вода и средства первой необходимости. Компания по большей части незнакомая друг другу, но веселая.


Привыкнув к новой окружающей среде, начинаешь озираться по сторонам и понимать, как же тут хорошо. Рядом станция, на которой не так много людей, а вокруг деревья и холмы, холмы, холмы. Проходит полчаса, и вот ты идешь по тропинке, тянущейся между деревьями. Проходит еще час, и вокруг уже совсем иная картина: камни, ручеек журчит, вереница людей, гравий и несколько кустарников — предгорная зона. Здесь каждый невольно начинает меняться — становится внимательным, обходительным, в любую минуту готовый подстраховать. Именно здесь, на вершине и случаются истории и авантюры, которые с возбуждением рассказываются после, в городе. А еще получаются чудесные кадры, фиксирующие красоту для истории.

Традиция фотографировать

Благодаря группе «Молодая фотография Узбекистана» мы познакомились с активными участниками, которые часто публикуют снимки природы. Знакомьтесь, Андрей Прохожий — талантливый и богатый на истории человек. Согласитесь, псевдоним фотографа уже навевает некоторую мечтательность. Фотографии Андрея можно посмотреть на международном сайте 35photo.ru. Он участвовал в конкурсе пейзажных фотографий 35awards.com, но увы, не занял призовых мест.


Андрей Прохожий

Для меня фотография — хобби, отдушина. Я не получаю от этого дела материальных благ, но получаю большое моральное наслаждение. Снимаю пейзажи потому, что это наиболее доступный для меня жанр. Люблю ходить в горы, делаю это уже более 30 лет. С развитием цифровой фотографии могу делиться тем, что вижу, с окружающими. Не нужно уговаривать модель, ставить свет, договариваться со студиями. Природа сама все сделает, нужно просто увидеть и запечатлеть.


Одно из самых моих любимых фото сделано 28 декабря 2014 года на западном гребне Чимгана. Однажды, в конце декабря, у нас с товарищами появилась мысль — закрыть сезон на гребне. И как это часто бывает, появились причины или отговорки, в последний момент никто не смог пойти. Несмотря на это, я взял свою старенькую перкалевую палатку, елочку, новогодние игрушки и пошел провожать уходящий год.



Как рассказывает автор фотографии, с тех пор поход «каждое 31 декабря» стал традицией, но желающих присоединиться все не увеличивается. Андрей не ставит перед собой цель делать это в одиночку или обязательно с близкими товарищами, поэтому присоединиться к нему может каждый из вас. Главное условие, как мы поняли, — иметь маленькую елочку, термос и свой кофе. Склоняемся к мысли, что все эти жертвы стоят того, чтобы созерцать горные пейзажи.

Особенности национальной фотосъемки

К Андрею Кудряшову, словно к аксакалу, прислушиваются молодые фотографы-любители, а порой и профессионалы. Готовя материал к публикации, нам показалось, что Андреи склонны к пейзажной фотографии, поэтому если вас зовут Андрей — берите фотоаппарат и вперед.


Андрей Кудряшов

Я не считаю себя профессиональным фотографом, хотя пейзажной фотографией занимаюсь более десяти лет. Красота природы рождает естественный отклик в душе почти каждого человека. Следовать таким простым человеческим эмоциям очень заманчиво и всегда приятно, даже если работа требует физических усилий, времени и материальных затрат.


Пейзажная фотография в Узбекистане, конечно, имеет свои особенности. С одной стороны — природа одарила страну необыкновенным богатством и разнообразием первозданных ландшафтов, на которых не слишком сказывается влияние современной цивилизации. Здесь в близком доступе находится та самая экзотика, в поисках которой фотографам других стран приходится совершать путешествия за много тысяч километров от дома. Но в этом доступном богатстве состоит и главная трудность. Социальные сети в основном заполнены тысячами репортажных фотографий, на которых трудно обнаружить что-либо большее, чем сам факт восторга автора от столкновения с мощью природных стихий — высотой гор, простором пустынь.


Классический пейзаж требует раскрытия более тонких эмоций и смыслов. Природа, можно сказать, любит изображения напряженных и переходных ее состояний — от дня к ночи, от осени к зиме, от ясной погоды к ненастью. В Узбекистане почти 300 солнечных дней в году с безоблачной погодой, и не всегда четко выражена смена климатических сезонов. Это может порадовать земледельца или туриста на отдыхе, но делает вызов фотографу. Чтобы уловить необходимое состояние природы, приходится каждый день ежечасно следить за прогнозом погоды, движением воздушных масс, отлично знать топографию, гидрографию и ботанику разных локаций, совершать регулярные поездки в разные места. В итоге получая не более трех-четырех удачных снимков за сезон.



Считаю творческой победой, когда мне удается застать на фоне выразительного ландшафта сельских жителей, чья повседневная жизнь и труд в XXI веке все еще очень тесно связаны с естественными природными циклами. Эта фотография изображает сбор урожая шиповника в одном из горных урочищ Западного Тянь-Шаня, на высоте около 3000 метров над уровнем моря.


В конце августа, когда на равнинных пространствах Узбекистана еще стоит летняя жара выше +40 градусов по Цельсию, на склонах Пскемского хребта уже начинается осень, приносящая урожай диких плодов грецкого ореха, ягод ежевики и плодов шиповника. Для лесника Мирзабая сбор тонизирующих лекарственных ягод, которые в городе на рынке можно купить очень дешево, — важная часть семейного бюджета, поскольку других источников дохода не так много. Простые люди в Узбекистане не очень любят попадать под прицел фотокамер, чтобы не раскрывать перед посторонними подробности своего жизненного уклада. Но когда фотограф для встречи со своими персонажами преодолел больше десяти километров трудных подъемов и переходов вброд через горные реки, его встречают по-дружески, без стеснения.


Фотография «Сбор шиповника» была представлена мной на конкурс Olympus Global Open Photo Contest 2016-17 в категории «Сила жизни». Она не вошла в число победителей и номинантов не потому, что это слабая работа, а потому, что на конкурсе были представлены очень сильные кадры. Участие в открытых международных конкурсах, на мой взгляд, расширяет творческий кругозор любителя фотографии.

Хороший кадр — случайный кадр

Следующий фотограф, который скромно заявляет о себе как пейзажист-любитель, молодой человек по имени Давлат Расулов. Объясняет свое увлечение фотографией именно такого жанра своей специальностью биолога. Часто, отправляясь в многочисленные рабочие командировки и походы, берет с собой фотоаппарат и делает несколько показательных кадров. В скором времени планирует организовать фотовыставку о природе Узбекистана в биологическом отделении факультета «Биологии и химии» Самаркандского государственного университета.


Давлат Расулов

Фотография зеленой щурки на западном берегу Айдаркуля была сделана случайно, во время экспедиции с командой «Таинственный Узбекистан». После изучения местности мы уже отъезжали от берега, и я увидел зеленую птицу, сидящую на сухих ветках у берега. В голове сразу пробежала мысль о том, что должен получиться хороший кадр. Я, торопясь, попросил остановить автомобиль и на ходу вытащил фотоаппарат из сумки, поменяв объектив.


Данный снимок участвовал в конкурсе, который был приурочен ко дню Земли и проводился совместно с Британским Советом и Делегацией Евросоюза. Кроме меня, участвовали еще 130 конкурсантов. Цель конкурса — распространить одну из экологических дат и показать красоту и разнообразие природы Узбекистана.



Как рассказал Давлат, снимает он не только для того, чтобы показать естественную красоту, но и развеять стереотипы, связанные с нашей страной. Часто он встречает людей, которые считают, что в Узбекистане, кроме архитектурных памятников, популярных туристических зон и санаториев, больше ничего нет. И во время каждой поездки Давлат стремится сделать несколько ярких кадров, которые заставили бы людей думать иначе и полюбить нашу страну.

Совокупность жизненного опыта и знаний

И, наконец, последний автор, который занимается пейзажной фотографией, оказался в нашем перечне фотографов совершенно интересным образом. Будучи сотрудником одной из столичных радиостанций, после проделанного в офисе ремонта я увидел на стене работы необычайной красоты. Фотографии выполнены в черно-белой стилистике и задерживали на себе взгляды всех, кто оказывался в комнате. Узнав, чьи же это работы, я вышел на него через небезызвестную социальную сеть.


Закир, родившись и проведя свое детство в Бухаре, сейчас живет в Новосибирске. Как оказалось, он наш коллега и руководит изданием «Неизвестная Сибирь». Места съемок: Алтай, Хакасия, Якутия, Тибет, Китай, Центральная Азия, Камчатка и Красноярский край. Участник и победитель многочисленных биеннале и международных конкурсов и выставок, среди которых фотоконкурсы от Nikon (анималистика), National Geographic Russia, Best of Russia и другие.


Закир Умаров

Формула удачного снимка состоит из двух частей. Первая — техника: нужно в совершенстве изучить фотоаппарат, знать все его возможности. Многие не читают инструкцию и не знают технических способностей камеры, хотя в наших руках совершенный инструмент, техническое чудо света. Вторая часть — видение человека как результат сплава всего, что вы в жизни видели, читали, думали.



Известное в Ташкентской области озеро Урунгач расположено на территории Угам-Чаткальского национального парка в приграничной области, в 160 км от Ташкента. Оно поражает красотой каменистых берегов и цветом прозрачной до дна воды, которая имеет глубокий изумрудный оттенок. Дорога лежит по невероятно красивой долине реки Пскем, бегущей вдоль одноименного хребта. Генезис озера связан с обвалом скал в узком месте и образованием каменной запруды по течению речки Урунгач-сая на высоте 1230 метров над уровнем моря. Есть нижнее озеро, до которого несложно добраться, и верхнее, путь к которому представляет небольшую трудность, поскольку тропа резко поднимается вверх.



Всегда очень трепетно ощущал конечность жизни. И с годами лишь острее понимаю ее хрупкость, трепетность, возможность исчезнуть в любой момент. Фотография для меня — способ запечатлеть исчезающую красоту. Больше всего люблю снимать пейзажи, переходные состояния между сумеречным светом и темнотой. Мне нравится это ощущение, когда вечер вдруг проваливается в темноту. Люблю недосказанность туманов, недоэкспонированные снимки, темные и малочитаемые места. Мне кажется, что в этом и есть настоящее прочтение жизни: у нас же многое не досказывается — в отношениях, словах, делах.

P.S.

Если проанализировать слова каждого автора фотографий, весь процесс напоминает настоящую охоту. Увидеть «жертву», сосредоточиться, прицелиться и сделать «выстрел». Напоминает-то оно напоминает, но насколько безобиднее является итог! Этим и прекрасна пейзажная фотография — здесь нет жертв, и фундамент ее — неповторимая чарующая красота природы.


Текст: Джахонгир Мадмусаев

Фото героев материала