Ташкент выходит на новый уровень развития и превращается в крупный мегаполис, открытый для новых союзов с мировыми «гигантами» пищевой промышленности. В прошлом году министр внешней торговли Эльер Ганиев поделился информацией о том, что Узбекистан открыт для сотрудничества и дальнейшего открытия таких заведений, как «Макдональдс».


«Мы приветствуем любую конкуренцию на нашем рынке. Если для сотрудничества будут открыты не только Макдональдс, но и KFC, Baskin Robbins или другие крупные компании, Ташкент будет только рад принять их», — подчеркнул министр.


Точные месторасположение и дата открытия нам пока неизвестны, но горожане уже начинают выдвигать свои версии. И — надо же — как бы в подтверждение того, что действительно стоит ожидать этого дня «икс», официальное сообщество, созданное на Facebook, обнадеживает о скором открытии гастрономической «обновки» Ташкента: «К сожалению, даже примерной даты открытия мы сказать не можем. Просим следить за нашей лентой на Facebook», — сообщили нам представители.


Мы попытаемся разобраться, «приживется» ли у нас Макдональдс и одобрят ли его жители, для начала Ташкента. А у экспертов в области фастфуда мы поинтересуемся, что думают они: будет ли открытие такого ресторана в нашем городе встречено позитивно? Какую судьбу они пророчат таким заведениям здесь?


«Макдональдс» основана в 1940 году и вплоть до 2010 года носила гордое звание крупнейшей сети в мире не только в области фуда. Идея принадлежит двум братьям Дику и Маку Макдональдам. Они успели открыть только пару кафе, всемирную же распространенность сети дал Рей Крок, который в 1945 году приобрел у авторов идеи право выступать в роли агента по франчайзингу. Сейчас под брендом работает 32 060 ресторанов в 118 странах мира. Так как это франчайзинговая сеть, меню в каждой стране подбирается свое. Но обычно в списке блюд сендвичи и бургеры из говядины, рыбы, курицы, свинины, знаменитая картошка фри. Никакого алкоголя. Тут предложат кофе и милкшейки с различными наполнителями.



Чего хочет потребитель?

Вот что массово ответил потребитель при создании опроса в социальных сетях:



Мы так любим все экзотическое и недоступное по основному месту жительства, что, приезжая в гости в другую страну, обязательно посещаем новые места и пробуем новую для себя, зачастую национальную кухню. Однако именно Макдональдс почему-то страстно манит путешественников своим красно-желтым цветом. Насколько оправданно? Ведь не раз мы сталкивались с тем, что реальность оказывается далекой от ожиданий.

Алина, 19 лет,


студентка


Я вообще не очень пристрастна к такой еде, но как только прилетела в Архангельск, сразу поехала в Макдональдс. Могу сказать, что после блюд Узбекистана такая еда не очень привычна, и вкус кажется специфическим. Все-таки в России другая культура и понятие о том, что вкусно, а что не очень. Не все в Ташкенте смогут принять эту пищу, и я сомневаюсь, что Макдональдс продержится долго. Ну и, конечно же, главнейшую роль играет качество приготовления блюд. Если это будет чуждая нашему народу рецептура, никакой бренд не спасет от гнева потребителя.



Что думают представители ресторанов быстрого питания?

Тимур Кургаев,


представитель BBQ Burger


Если Макдональдс придет на рынок Узбекистана, в первую очередь появится большая конкуренция. С приходом Макдональдса у всех существенно возрастут расходы на рекламу, потому что представители этой небедной сети тратят на маркетинг огромные суммы. Автоматически это будет стимулом для развития и улучшения нашего рынка, потому что все начнут работать и двигаться вперед, чтобы не потерять уже обретенный статус и своего клиента.


Что касается качества еды, то, с одной стороны, у нас еда вкуснее. Я говорю о качестве мяса в первую очередь. Но с другой стороны, если у нас хорошие продукты, то сеть выигрывает своими соусами и добавками. Так что мой прогноз: Макдональдс продержится в Ташкенте не менее трех лет. Пока каждый потребитель разберется, нравится ему или нет.


Али Хамралиев,


представитель EVOS


Мы искренне будем рады, если мировые бренды в сфере фастфуда появятся в Узбекистане. И речь идет не только о Макдональдсе, но и об остальных крупных фуд-компаниях.

Узбекистан сейчас находится на этапе крупных изменений и реформ, которые с каждым днем только улучшают уровень жизни наших сограждан. И, согласитесь, сфера общепита — этакая лакмусовая бумага уровня благосостояния узбекистанцев.


Конкуренция — хороший импульс для развития и роста, и приход таких брендов на узбекский рынок должен хорошо сказаться на всех местных компаниях.


Если делать какие-то прогнозы о перспективах компании Макдональдс — могу сказать, что наше население уже готово и ждет появления заветной буквы М на протяжении многих лет. Люди уже привыкли к удобству, цене и качеству еды, которое предоставляют наши местные компании в сфере быстрого питания. Так почему бы не опробовать и всемирно популярный продукт?


Эльёр Халимжонов,


бренд-менеджер, один из основателей проекта Street 77


Макдональдс в Ташкенте? Прекрасно! Мы будем только рады. Это очень сильная и влиятельная компания мирового уровня, с нее можно брать пример. Что касается конкуренции, она всегда хороша как для потребителя, так и для нас — бизнесменов-рестораторов. Стоит отметить, что и сейчас на нашем рынке множество достойных ресторанов быстрого питания, которые дадут бой не только Макдаку, но и многим другим известным брендам. Например, что касается нас, мы, как и они, предлагаем хороший сервис, разновидную линейку бургеров и авторские сэндвичи. То есть, суть та же — уникальная кухня, качественное исполнение, преданный клиент, свое «лицо». Поэтому у нас уже есть достойная конкуренция фуд-гиганту.



Как автор позволю себе высказать и свое мнение напоследок — разумеется, для рынка прекрасно, что появится настолько конкурентоспособный продукт, который заставит всех представителей ресторанного бизнеса встрепенуться и поднять планку. Но для населения, которому любопытство не позволит обойти вниманием эту сеть ресторанов, важно помнить, что польза фаст-фуда как такового сомнительна. Появится ли «Мак» на самом деле, станут ли слухи истиной, покажет время. А насколько Ташкент готов — судите сами.


Текст: Селина Аджиаметова