На днях заинтересовался вопросом: есть ли движение сталкинга в Ташкенте? Сталкинг — самый распространенный вид индустриального туризма, где туристы посещают брошенные объекты: от небольших забытых домиков до крупных городов-призраков. Как оказалось, абсолютно заточенного под этот вид деятельности движения у нас нет, но существует альтернатива — группа в Facebook «Шагаю по Ташкенту».


Группа молодая, ей всего несколько месяцев, но разрастается быстро. Занимается не чисто сталкингом, а вообще поиском интересных и необычных мест в Ташкенте, иногда и заброшенных зданий. Недолго думая, решил принять участие в вылазках сообщества. Прогулки по городу совершают в выходные, и они бесплатны, нужны лишь желание и выносливость, так как придется долго ходить.


Я посетил много мест, но больше всего впечатлила старая махалля «Алмазар», которая находится в центре города — как раз там, где вскоре вырастет комплекс «Ташкент-Сити». Оказываясь в махалле, поражает чувство, когда неожиданно с шумной улицы многоэтажной столицы резко попадаешь в тихую обитель. Атмосфера здесь совсем иная, непередаваемая. Ею я и хочу поделиться в фотопрогулке.


В самом начале махалли стоит этот магазин — типичный представитель торговли советского периода. Привлекающая внимание деталь — надпись из гипса на козырьке. Сегодня такое на «Корзинке» или «Макро» не увидеть.



Буквально в паре метров от советского магазина расположился старый дом. Входная дверь была открыта, и группа вошла туда. Встретив работника, узнали, что ранее этот дом принадлежал профессору и имел совсем другую форму, но впоследствии несколько корпусов здания частично снесли и перестроили. Раньше оно имело S-образную форму.


Выйдя из дома и пройдя несколько шагов, я заметил этот забор. Построен из пахсы, а для поддержки конструкции к нему пристроены опоры из кирпича.



Интересное сооружение. Пришлось долго думать, что же это такое. Понятно только, что построено оно еще в царские времена. Судя по информации, которую я нашел, вернувшись домой, здание сначала функционировало как школа, потом как складское помещение. Местные жители говорят, что, несмотря на строительство делового центра, эту постройку сохранят.


Наглядное сравнение. Глиняная стена прошлой эпохи и новостройки современности.



Одно из самых зрелищных мест махалли. Кто-то сравнил его с улочками в Турции, будто застывшими во времени. Тут к нам вышел один из жильцов и рассказал интересные мелочи про эту улочку. Раньше в переднем окне виднелся портрет Ленина с фуражкой. Туристы, забредшие сюда, обязательно делали пару кадров улочки с выглядывающим из окна Лениным. А еще здесь иногда появляются художники, желающие нарисовать аутентичный городской пейзаж. Забавный факт. Все жители махалли считали нас туристами из России. Видимо, это объяснялось тем, что многие из нас были вооружены фотоаппаратами.

Труба приветствует! И типичный пейзаж этих мест.

Мы вышли на пустынное место, где проходила только дорога. Когда же пошли вдоль нее, то по левую сторону заметили обелиск, посвященный жителям махалли, павшим на Второй мировой войне. Интересно, что обелиск сделан по древнеегипетскому аналогу, а сверху украшен полумесяцем. Судя по всему, вписано каждое имя.


Во время прохода одной из улиц заметил забитый проем окна. Материалом сгодилось все, что под руку попалось. В том числе и кусок погрузочной коробки 1958 года.



Затем мы спустились по дороге вниз. Верхняя часть махалли преимущественно состояла из узбекскоговорящего населения, нижнюю же заселяла русскоговорящая часть. Возможно, это последствия разделения Ташкента на Старый и Новый. В царские времена такое явление было частым, когда соседствовали островками части города, заселенные коренными и приезжими жителями.


Начинаются корпуса, двухэтажные квартирные дома странной расцветки — белый низ и некогда желтый верх. Рядом с ними находятся маленькие постройки. Раньше в них хранили угль, чтобы топить печки квартир. Если зайти в подъезд, то заметите, что вместо подвала там находятся полуподвальные квартиры — прямо как в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова. Также там нас заметил из окна вот этот мужчина (и тоже посчитал нас туристами). Он назвал дату постройки домов — 1954 год — и подтвердил, что все жильцы ждут выселения. Позже к нам вышла из соседнего корпуса женщина и рассказала, как здесь живется. Выяснилось, что в этих домах есть и газ, и отопление, и горячая вода. К сносу относятся одновременно радостно и грустно, так как к месту, конечно, привязаны, но есть много недостатков, как, к примеру, запрет на продажу квартир или отсутствие уличного освещения.


Там же я заснял художества местного населения.


Выйдя из района корпусов, напоследок мы посетили могилу одного из святых. Обошли вокруг захоронения семь раз. Наверное, на счастье.



Прогулка закончилась у мечети 1901 года постройки. В этот день там проходила свадьба, и вся махалля собралась посмотреть на выход невесты. К сожалению, мечеть настолько реконструировали и модернизировали, что исторической атмосферы не ощущаешь. Единственное, как можно понять ее возраст, — это информационная табличка. Строение классическое — прямоугольная форма с большим куполом в центре и двумя маленькими по бокам.


Мне хотелось показать именно эту часть прогулки, потому что скоро в таком виде этот район перестанет существовать — на его месте вырастет современный деловой центр. Конечно, будет неплохой идеей сохранить небольшой кусочек этой махалли и превратить его в место для туристов.


Текст и фото: Джей Фокс