В текущем году наметились серьезные изменения, и в сфере образования была утверждена «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах», в 4.4 пункте которой отмечено 8 принципов «Развития сферы образования и науки». А затем Узбекистан охватила волна ликования, когда стало известно, что 11-летнее образование будет возвращено в экспериментальном порядке.


Вскоре, при подготовке к новому учебному году возникла острая необходимость в 22 тысячах учителей. Здесь и начинается наша история, где главные герои — преподаватели.

Чего не хватает сфере, с чего следует начать — откровенно рассказали автору VOT Руководитель учебного центра «Omad» Динара Янова и в прошлом преподаватель УМЭД, пожелавший остаться инкогнито.

Назад в будущее: 11-летнее образование

Динара Янова


До сентября этого года наша система образования была рассчитана на обязательное 12-летнее образование: девять лет школы плюс среднее специальное, профессиональное образование в колледже или лицее.


Внедренная в1997 году, она решила вопрос трудоустройства 90% выпускников школ в Узбекистане, которые не могли продолжить учебу в вузе. Ведь стране, кроме высококвалифицированных специалистов также нужны и кадры для работы на предприятиях.


«Дополнительный урок». Гелий Коржев-Чувелев.


Так, 10–11 классы останутся для тех детей, цель которых — получить знания и поступить в ВУЗ. Колледжи в свою очередь для понимающих, что можно быть первоклассным специалистом и неплохо зарабатывать после окончания колледжа.

Без бюрократии никуда

Динара Янова


Заработная плата преподавателя складывается из двух составляющих: учебные часы и педагогическая нагрузка. Учебные часы — количество проведенных пар, а в педагогическую нагрузку входят заполнение журналов, проведение «субботников», конференций и спортивных соревнований, походы в театр, ведение официальной документации по посещению. Часто эти составляющие равнозначны по затраченному труду и времени.

Перед нами стоит дилемма: дать знания детям, или весь день заниматься педагогической нагрузкой. Будучи подотчетными, мы должны предоставить фотографии, билеты, справку из музея и другие «доказательства» выполненной работы. А если нет — срезается заработная плата.

Помню, однажды к нам пришла проверка, зашли к преподавателю биологии, которая не раз удостаивалась высоких званий за свой труд. Представители появились внезапно после звонка и объявили выговор за то, что она не провела перекличку после пяти минут от начала урока.

Преподаватель УМЭД


Фундаментальная задача в реформировании системы образования — это услышать преподавателей и обучающихся. Желательно, чтобы имел место взаимный и всесторонний обмен информацией, в которой учитывались бы интересы каждого, но больше всего непосредственных участников процесса — преподавателей и студентов.


«Сельская школа». Морган Уэйстлинг.

Шагать в ногу со временем

Преподаватель УМЭД


Давайте возьмем как пример историю. Для большинства главная задача — сделать так, чтобы студент выучил, «зазубрил» дату и факты, а не постиг ценности исторического события.


История должна экстраполировать события прошлого на современность и помогать составить наброски будущего развития, вследствие чего у студента появляется склонность к аналитическому мышлению.


Динара Янова

О каких прогрессивных методах преподавания мы можем говорить, когда в некоторых школах, лицеях и колледжах всего по одному проектору на заведение?


Но недостаточно закупить компьютеры, проекторы, интерактивные доски — надо еще и обучить преподавателей пользоваться ими.


«Школа в Каире».Константин Маковский.

Преподаватель УМЭД


По факту, правильно было бы учителям и профессорам пересмотреть свои учебные планы. Процесс и программа обучения должны быть построены так, чтобы студент сам хотел приходить на пары и черпать полезные для себя знания.


Более того, университет Инха в Ташкенте, Международный Вестминстерский Университет в Ташкенте, Сингапурский институт развития менеджмента в Ташкенте, Туринский политехнический университет в Ташкенте уже успешно используют гибкие системы на практике. Почему бы не обменяться опытом и не внедрить зарекомендовавшие себя схемы в остальных высших учебных заведениях?

Материальный аспект

Динара Янова


Я помню, как столкнулась первый раз с тем, что детки привыкли к необходимости платить за плохую учебу. Это было на практике в одной из школ. Первая контрольная оказалась неудачной, и я попросила подойти после уроков несколько учеников пересдать работу. Перед началом отработки дети молча положили на стол по 1000 сумов. Я сначала не поняла, что происходит, и подумала, что детям надо что-то купить, но потом они мне сказали, что это оплата за отработку.


Для меня это было настоящим шоком. Каждый ребенок и дающий ему деньги родитель полагает: плохую успеваемость всегда можно решить рублем — это один из примеров того, что все знают о недостойной оплате труда учителей.



«В школе». Андрей Попов.

Преподаватель УМЭД


Финансовое поощрение — важный фактор. Речь идет не только о повышении заработных плат, но и об увеличении университетской поддержки на публикации, участие в престижных конференциях. К примеру, многие университеты Запада, России, выдают финансовое вознаграждение преподавателям и соискателям, которые публикуют свои труды в ведущих научных журналах с высоким импакт-фактором (impact factor).

А как же родители?

Динара Янова


Очень волнует фактор роста правонарушений среди несовершеннолетних. Дети большую часть своего времени проводят в учебных заведениях, соответственно, всю ответственность за поведение и поступки учащихся возложили на кураторов, преподавателей и администрацию. А разве это не прерогатива родителей в первую очередь?


Корень проблемы очень банальный — ребенку дома не хватает внимания, и он ищет себе авторитета на улице. Часто вижу, как родители на собраниях не слушают и не участвуют в обсуждении, а сидят в телефонах. При ином подходе многих проблем удалось бы избежать.

Начните реформу с себя

Динара Янова


Я помню свои учебные годы. Для меня головная боль или день рождения родителя никогда не были поводом пропустить школу. Родители должны понять, что от этого страдает сам ребенок и преподаватель, у которого снимут 30% заработной платы. Да, нынешние дети более «изнеженные». Но им ведь жить и выживать в сложном взрослом мире. И чрезмерно их опекая и оберегая, можно получить абсолютно неприспособленного к жизни человека.


«Учитель физкультуры». Анатолий Янев.


Преподаватель УМЭД


Несмотря на то, что мы живем в восточном обществе, где знания и опыт традиционно передаются от старшего поколения, я замечаю ослабление этой доброй практики. Мы нуждаемся в совете и опыте преподавателей, которые посвятили свою жизнь обучению, исследованию и знаниям. Нельзя построить дом, в котором нет мудрости старшего поколения.

От автора

2000 лет назад Марк Фабий Квинтилиан сказал: «Человечество нуждается в постоянном обучении, самых лучших учителях и разновидности упражнений. Но самые эффективные правила еще должны быть заложены…»


Как бы сильно мы не хотели, систему образования не поменяешь за ночь. Нужны года, чтобы понять, где мы находимся в культурном контексте, и века, чтобы сломать систему. Если человечество не поменялось за 2000 лет, маловероятно, что это можно сделать за 10 лет. Но что мы точно можем — поменять свое отношение, вновь начать ценить образование. И прислушиваться к учителям не только в их профессиональный праздник.


Текст: Жахонгир Азимов
Фото: источник, фото на превью: «Начальная школа». Магнус Энкель.