VOT представляет проект «Большие надежды. Life style». Истории, где нет широкой известности, славы и денег. Истории, где герои делают жизнь лучше не только для себя. Мы живем в интересное время непрекращающейся погони за успехом. Порой кажется, что, если вы не участвуете в гонке, вы неуспешны. Мы преумножаем наши ожидания и преувеличиваем наши возможности, напрочь теряя голову.


Мы измеряем успех невероятной историей в стиле Стива Джобса или Билла Гейтса. Нет сомнений, у каждого из нас есть своя история жизни, но не у всех она заряжает вдохновением. Это может случиться с каждым, даже с теми, чьи имена вы уже слышали. И знаете, здесь нет ничего плохого.


Мы поговорили с Надеждой Риксиевой, художницей, которая обожает утопать в красках, расписывая стены в ваших любимых кофейнях, и создала свою студию искусств, потому что считает, что делиться знаниями — это крутое дело.

Отпечаток в жизни

Мне просто всегда удавалось хорошо срисовывать. До сих пор помню свой первый рисунок в детском саду. Нам дали задание срисовать герб Узбекистана. Помню, как с легкостью скопировала каждую пшеничку, каждую коробочку хлопка, восьмиконечную звезду и птицу Хумо. Мой рисунок понравился всем детям и воспитателям, его повесили на доску почета. Вероятно, он и оставил отпечаток в моей жизни.



Некоторые люди обладают природным талантом. Так вот это про мою сестру. Очень запомнились ее дневники и тетради с портретами учителей или выдуманных персонажей. В то время очень популярными были «Покемоны». Она находила самоклеющуюся бумагу, рисовала героев и раздавала детям вместо наклеек.


Я помню, как брала наброски ее рисунков в школу и хвасталась талантом сестры. А еще был такой момент, когда я сфотографировала ее рабочий процесс и выложила публикацию на Facebook, подписав «Я так рада, что стала твоей «повторюшкой-хрюшкой». На самом деле, если бы не она, не знаю, чем бы я занималась.

На волне красок — в искусство

Пример сестры привел меня в Республиканский художественный колледж (ранее — Республиканское художественное училище имени П.П. Бенькова). Там я поняла, что ненавижу всяческие рамки, как любой творческий человек, особенно образование «от звонка до звонка».



Из моей учебы в колледже и институте больше всего запомнилась безумно крутая «грязь»: все в красках, везде сырость и сумасшедшее творчество. Даже здание старого архитектурного плана, в котором можно было легко заблудиться, создавало особую атмосферу. Жизнь старого Бенькова была нашим американским фильмом, где люди 80 процентов своего времени посвящают рисованию и изучению истории искусств. Коридоры были полны неформальной молодежи, а атмосфера накалялась от творческой энергии.

Первый заказ

Мое студенческое время привело меня к росписи стен. Помню свой первый независимый заказ. Ко мне обратился мужчина с просьбой нарисовать ему закат на стене. Как у всякого начинающего художника, у меня не было материалов, и я попросила у него аванс. Вооружившись инструментами, приступила к работе. Результат ему в итоге не понравился, но порадовала моя искренность в подходе к рабочему процессу. Далее само по себе понеслось. Побывав на множестве строек, я набила руку и научилась писать еще и быстро.

Грязь, краски и любовь к искусству

Я устала объяснять людям, что ничего не хочу сказать своими работами. Эти заказы — просто декор. Все мои работы — это интеграция картинок и фотографий, найденных в интернете и интерпретированных в моем стиле. Я никогда не скрывала, что беру картинки из Сети, и заказчики не жаловались.


Мне очень важно впечатлять людей. Естественно, если заказчик хочет увидеть на своей стене определенный символ или картину, я как исполнитель хочу, чтобы работа понравилась ему. Как-то моя подруга сказала, что я ввела моду на роспись стен, но на самом деле я так не считаю. Так много людей хвалят мои работы, а я постоянно ищу какие-то ошибки, потому что считаю, что можно было бы выполнить их лучше.



На моем пути столько ступеней, которые нужно пройти. Именно это и заставляет меня идти дальше. Без хвастовства могу сказать, что я действительно приношу пользу обществу. Хочу внедрить искусство в массы для того, чтобы в нашем городе было что-то стильное, помимо обоев на стенах.


Рабочий процесс у меня неординарный. Обговаривается эскиз с заказчиком, после чего я еду на базар покупать краски. Затем начинаю подготавливать стену: обклеиваю пол и соседние стены скотчем. Сложнее всего привести стремянку, так как она не вмещается в машину, и мне нужно заказывать такси. Когда стремянку привезут, намечаю рисунок карандашом либо красками. Дальше уже искусство.

Надежда в Hope Art Studio

Два года назад мой друг предложил мне открыть в паре студию. Я, естественно, занимаюсь художественной частью. У нас учатся примерно 30—40 учеников. Возраст мы не ограничиваем, к нам ходят ученики, начиная с шести лет.


Мне очень нравится делиться знаниями с теми, кому они интересны. Речь не о том, что я знаю больше, чем кто-либо. Просто, когда люди интересуются, чем ты занимаешься, — это очень приятно. У нас в студии царят творчество, радость, удивление и вдохновение. Самым большим достижением мы считаем успех наших учеников, и особый вклад в это вносят наши преподаватели Зульфия Абдулина и Гузаль Буранова. К примеру, четверо из них поступили в «Бекзода», «Бенькова» и Берлинский университет искусств.



Чем бы мы ни занимались по жизни, это всегда так или иначе искусство. Пабло Пикассо как-то сказал: «Искусство смывает пыль повседневности с души». Можно красиво наливать мед, можно красиво описать погоду, а можно придать немного красок нашей жизни.


Порой нам надо перестать думать о высокопарных вещах и осознать, что все самое прекрасное — это самое простое. Гоняясь за неуловимым, можно и ничего не поймать, не принести пользу и потерять себя. Ну а если вы уже нашли применение вашей творческой энергии, тогда нужно просто идти изо дня в день вперед и не сомневаться в вашей банальной, но искренней любви к делу.


Текст: Жахонгир Азимов
Фото: личный архив Надежды Риксиевой