Письмо редакции

Нам нравится собирать истории. Истории личных побед, профессиональных достижений, карьерного успеха. Эти рассказы всегда особенные, ведь за каждым стоит личность, сделавшая шаг вперед. Сегодня мы много говорим о бизнесе, инновациях, прогрессе. Но мир — это не только бизнес. Это еще и общество, социальные инициативы, творчество, добрые поступки, спасение жизней. Именно такие истории VOT представляет в проекте «Большие надежды. Life style». Истории, где нет широкой известности, славы и денег. Истории, где герои делают жизнь лучше не только для себя.


Сегодня рассказ одного студента, чей рецепт достижения успеха — понять, что его надо заработать знаниями, трудом, а главное — временем. Организатор студенческой конференции «Модель ШОС» Давлат Умаров о роли образования, преподавателях и молодежи.


Жизнь одного студента

В этом году я получил диплом бакалавра факультета «Международных отношений». Сам не знаю, откуда у меня была такая уверенность, но уже в школе я знал, что буду поступать именно в Университет мировой экономики и дипломатии. К окончанию лицея в Самарканде я выиграл республиканскую олимпиаду по русскому языку, благодаря чему получил возможность без экзаменов поступить на журналистику или русскую филологию. Тогда передо мной стоял выбор: следовать за мечтой либо выбрать более легкий путь, послушав мнение окружающих. Я выбрал мечту, и она воплотилась в жизнь.



УМЭД стал для меня не только школой знаний, но и школой жизни. Конечно, новоиспеченные студенты не имеют практических навыков, так как они нарабатываются годами. Но, как говорят сами преподаватели, студент, окончивший дипломатию, умеет выживать в любой ситуации.


И что же я понял за эти пять лет в кузнице узбекской дипломатии? Дипломат по своей сути — человек, который способствует экономическому, культурному либо политическому развитию посредством налаживания контактов. Считаю, что дипломат должен уметь слушать. Только тогда можно понять, что волнует вторую сторону. Обязательно нужно проявлять тактичность и лаконичность. Но самое главное — можно и не согласиться с определенной точкой зрения, но допустить вероятность другого мнения — необходимо.



Но при полном понимании важности профессии я вдруг понял, что дипломатия — это не то, чем я хотел бы заниматься профессионально.


Смоделировать мечту

В 2016 году в наш университет с визитом прибыл Генеральный секретарь ШОС Рашид Кутбиддинович Алимов. За день до визита я подготовил вопрос, который сильно меня волновал. Объяснив его суть нескольким преподавателям, к сожалению, не нашел ожидаемой поддержки и даже признал, что это не лучшая идея.


В день визита Генеральный секретарь читал лекцию, и его харизма говорила сама за себя. Его слова пробуждали погасший интерес молодых специалистов к карьере дипломата, а я был настолько вдохновлен, что решил задать тот самый вопрос. «Пусть получу выговор, но если не спрошу, изменю самому себе», — думал я.



Когда пришло время вопросов, я поднял руку первым в надежде быть услышанным. Ректор дал мне слово, и я спросил у Генерального секретаря его мнение о проведении для студентов конференции в формате «Модель ШОС». Последовал ответ вопросом на вопрос: «Можно, я вас на работу возьму?». Я остолбенел. Было приятно слышать эти слова от Генсека, который поблагодарил ректора за то, что эта идея живет, так как буквально за месяц до его визита в Пекине провели первую конференцию «Модель ШОС» для детей-школьников — «Дети играют в ШОС».


Модель ШОС — это симуляция заседания. В рамках конференции студенты примеряют на себя роль министров, даже глав государств и представляют страну, обсуждая определенную тематику. Сначала мы сделали анонс о конференции и наборе участников. Потенциальные участники писали эссе о видении развития организации. Исходя из опыта и аналитических навыков кандидатов, распределили роли по странам. Нам было важно сделать достойное содержание конференции. Пока готовились, организовали лекцию с представителем Министерства иностранных дел о структуре и работе организации, а потом дали три недели, чтобы участники самостоятельно изучили тему и подготовились к конференции.


Целью проведения «Модели ШОС» было не только организовать конференцию для молодежи Узбекистана, но и примером вдохновить молодежь стран — участниц организации провести свои «Модели». Но для начала надо было понять, есть ли заинтересованность с их стороны. Мы связались с посольствами стран-членов и получили отклики от посольств Китая, России, Казахстана и Таджикистана. Послы этих стран приняли личное участие в открытии первого заседания «Модели ШОС» в Узбекистане. Это также вдохновило наших делегатов, а послы увидели свою деятельность со стороны.


Сама конференция была полна захватывающих моментов. Запомнилось все: как делегат Беларуси поздравил представителей всех стран с началом Рамадана; как толпа участников побежала и окружила послов стран-участниц, чтобы «протокольно» сфотографироваться; как делегация Монголии «обиделась» на решение стран-членов и многое другое. Больше всего порадовал тот факт, что, когда нужно было принимать совместное заявление, все делегаты отнеслись к задаче со всей серьезностью, решая будущее ШОС на своем уровне. Ушли участники с конференции с разными выводами: кто-то для себя заключил, что маленькие страны бессильны, кто-то подумал, что система международных организаций нуждается в кардинальном пересмотре, кому-то вовсе не понравилось быть только наблюдателем.



Возможно, у читателя возникнет вопрос — кому нужны такие мероприятия? Каждый преследует свою цель, участвуя в общественных проектах. Если в конференции будут участвовать 20 человек, в итоге будет 20 разных выводов. Кому-то это принесет новые знания, новых друзей либо совершенно новые идеи, а кто-то, может, просто придет сфотографироваться. Лично для меня, помимо всех избитых фраз о развитии лидерских качеств и языковых навыков, такие проекты, как «Модель ШОС» дают шанс проверить себя. А общественный эффект — он обязательно будет.


О молодежи и роли в обществе

Я не до конца понимаю слова о том, что будущее в руках молодежи. Что касается этой роли, мне кажется, молодежь сама пока не понимает ее. Не боюсь признаться, что я и сам не совсем осознал свою роль, и то, чем буду заниматься.


В истинном понимании образование — это творчество, процесс созидания. А для созидания необходима свобода, главное — свобода ошибаться. Необходимо давать молодежи возможность проявить себя. Не говорю о том, что нужно все позволить, но пора учиться через принятие итоговых решений. Считаться с мнением и направлять нужно, услышав посыл правильно. Это задача деканов, наставников и в целом старшего поколения — направлять и отбирать лучшие идеи. К примеру, много говорим о молодежной политике, но ведется она совсем не молодыми. Хотя лучше самой молодежи о ее проблемах никто не знает. Каждый молодой человек — индивидуальность, и невозможно одной идеей заинтересовать всех, кто младше 35.


Не все в ваших руках, но многое зависит от вас

По-моему, сейчас слишком много говорят о том, что молодежи нужно заниматься самообразованием. Дело и не в условиях, ведь объективно — их достаточно. Но студенты, поступающие в вузы Узбекистана, идут на это с мыслью, что все для них уже подготовлено, вплоть до обеспечения работой. От этого и страдает самообразование. Человек, знающий свою цель, сможет сделать себя сам, невзирая на преграды.


Но наряду с самообразованием очень важно то, кто дает тебе знания. В последнее время часто слышим о том, что в стране наступает период «голода по кадрам». На мой взгляд, нехватка кадров — проблема университетов. Студентам не хватает преподавателей-практиков. Если человек остановился в своем практическом развитии семь лет назад, как он может кого-то учить? Важно быть в курсе новых тенденций.

Наверное, возникает вопрос — какую пользу я собираюсь принести обществу? Или чем я отличаюсь от любого представителя молодежи, помимо общественных инициатив? На эти вопросы мне еще предстоит ответить.



Пока знаю, что хочу заняться «инвестицией в инвестиции», то есть способствовать совершенствованию образования в нашей стране, так как именно образование и подготовит новых кадров, которые будут создавать наше будущее. Но для начала мне нужно самому набраться достаточных знаний и навыков. Поэтому сегодня я обучаюсь на магистратуре в Центрально-Европейском университете по направлению «Государственная политика» с уклоном на внутреннюю политику. Пока моя цель — стать первоклассным специалистом в своей сфере.


Текст: Жахонгир Азимов
Фото: Евгений Сысоев, личный архив Давлата Умарова

Благодарим кофейню «Чайкоф» за помощь в организации фотосъемки