Спецпроект VOT и БАТ Узбекистан — это истории о судьбоносных решениях, новом опыте и карьере в большой компании. Своим уникальным опытом делится Эльмира Битаева, младший бренд-менеджер.


Жизнь — непредсказуемая штука, подчас похожая на арбуз: никогда не знаешь, что скрывается под полосатым зеленым чапаном — сахарная мякоть или розовая водянистая губка. Приходится пробовать.


У нас открылась позиция ассистента бренд-менеджера, не хочешь попробовать? — спросил меня за чашечкой кофе бывший однокурсник, который к тому времени уже пару лет работал в «Бритиш Американ Тобакко».



Я была занята в проектах ООН и планировала вскоре подать на какую-нибудь зарубежную программу магистратуры, но все не могла определиться, чем хочу заниматься: то ли развиваться в области интернет-маркетинга, то ли растить в себе креативщика, то ли уговаривать людей жертвовать деньги на стразы для костюмов Филиппа Киркорова. Как вы понимаете, предложение друга пришлось как нельзя кстати. Спойлер: отбор на ассистента бренд-менеджера я не прошла.

Как все начиналось

Начало вышло тривиальным: было подготовлено резюме, из которого следовало, что я «богиня» и немножко интроверт, почтовым голубем улетевшее потенциальному работодателю. Довольно скоро со мной связались и сообщили, что в качестве ассистента меня не видят, а вот в качестве участника Global Graduate Program — очень даже. Далее меня ждали нелегкие этапы отбора, курс молодого менеджера и целая куча открытий.

Открытие первое: вау, у пингвина есть колени!

Годы бакалавриата, красный диплом, написание магистерской диссертации не делают из человека специалиста. По сути, учеба — это скелет. Обладая нужными знаниями, ты видишь картинку четче и детальнее, чем простой обыватель, но это все еще картинка — плоская, неживая, порой даже черно-белая.



Я пришла в компанию, будучи уверенной, что 95% багажа у меня на борту. Как же я ошибалась! Отправившись с таким чемоданом в отпуск, в первый же день я бы замерзла, заболела и оказалась укушенной белым медведем. Пришлось спешно набивать голову бизнес-информацией и эволюционировать из неофита в профессионала. За короткий срок я прошла отдел бренда, исследований, торговли, принимала участие в подвижении продукта, написании брифов, разбиралась с методологией определения потребительских предпочтений, анализе рынка. Теперь я досконально знаю своего пингвина изнутри: и про колени, и про бедренные кости, и про плавательные перепонки. Хотя один вопрос пока мучает: есть ли у пингвина копчик?

Открытие второе: любопытной Варваре прямая дорога в менеджеры!

Попав в БАТ Узбекистан, я почти сразу осознала, что знакома лишь с верхушкой айсберга, но очень хочу прикоснуться к скрытым под водой возможностям. Во мне проснулась невиданная профессиональная жадность: я стремилась вникнуть во все и сразу. Было интересно, как бренд-менеджеры запускают инновационный продукт, как финансовые аналитики производят оценку проекта, как отдел стратегического планирования делает прогнозы. Случались ситуации, когда жизнь ставила меня перед выбором: выполнить задание по придуманному кем-то алгоритму, чтобы быстрее отправить менеджеру, или вдумчиво разобраться в деталях и отыскать собственный путь. Первый вариант явно не для меня. Это же все равно, что зайти в бар, заказать мохито, сгрызть лед и уйти, оставив сам напиток на стойке!

Открытие третье: язык до Лондона доведет

Одно из преимуществ компании — отсутствие завышенных требований к новичкам. Никто не рассчитывает, что вы с первого дня начнете цитировать устав компании, будете знать состав каждого продукта линейки и вычислять в уме логарифмические уравнения, попутно жонглируя фарфоровыми тарелочками. Тут можно и нужно спрашивать.


Не знаете, как назначить митинг и забронировать переговорную, — спросите. Сомневаетесь, верно ли рассчитали бюджет мероприятия, — спросите. Не уверены, все ли сопутствующие документы приложены к контракту, — ну вы поняли схему. На первых порах невозможно разобраться в большом количестве заданий, правил и процедур, не прибегнув к помощи коллег. Так как в мире все подчиняется правилу маятника, я впоследствии также старалась помогать тем, кто знал чуть меньше. Получается своеобразная непрерывная эстафета передачи знаний.



Для меня Global Graduate Program завершилась годовой стажировкой в головном офисе в Лондоне. Могла ли я, отправляясь на встречу с друзьями, представить, что сегодня буду стоять на Дороге гигантов в Северной Ирландии, куда выбралась на выходные, и обдумывать эту статью? Холодно-синие волны неистово бьются о древний базальт колонн, мне 25 лет, а впереди целая жизнь. И я точно знаю одно: надо пробовать!


Текст и фото: Эльмира Битаева



На правах рекламы