Один из самых великих музыкантов в своем жанре — американский джазовый трубач Луи Армстронг сказал: «Есть два вида музыки: плохая и хорошая. Я играю хорошую». И вправду, сегодня смело можно сказать, что джаз — это музыка элитарная, позволяющая проникнуться полетом фантазии богатой палитры звуков. Джаз дает возможность музыкантам быть созидателями, каждый раз подавая по-новому уже известные мотивы. Импровизация — его основная особенность, в которой кроется и раскрепощение чувств, и индивидуальность, и темперамент.


О джазе в Узбекистане можно говорить как о целой сложившейся культуре, имеющей свою историю и первооткрывателей. С каждым годом он набирает все большую популярность, интегрируется и проникает в иные музыкальные направления. В истории джаза в Узбекистане немало имен, для которых это не просто проявление любви к музыке, а целая жизнь.

«То, что мне действительно нравится в джазе, так это то, что я не представляю, что произойдет дальше».

Бикс Байдербек, трубач

Владимир Сафаров, президент ташкентского джазового клуба, один из основателей старейшего джазового ансамбля «Братья Сафаровы» всегда с большим трепетом делится воспоминаниями и рассказывает о своих чувствах к музыке.


В 1968 году музыканты Ташкента приняли решение организовать джаз-клуб. В гостях у нас бывали даже джазовые мэтры из Америки. В 1969 году Ташкент посетил Иллинойский джаз-оркестр.
У меня хранятся материалы, связанные с историей развития джаза в Узбекистане. В качестве яркого примера могу привести статью в журнале «Америка», вышедшем в свет в 1969 году. Профессор Джон Гарви, он же руководитель Иллинойского джаза писал: «В Узбекистане мы слышали очень интересную национальную музыку и познакомились с ее исполнителями. Мы увидели там народные инструменты, о которых раньше и понятия не имели. Кое-что привезли с собой. По возвращении в Соединенные Штаты наше первое выступление открыли музыкальным салютом в честь коллег из далекого Узбекистана».

Я всегда считал, что джаз — это не просто проявление души, творческой натуры. Это интересы, которые сближают людей, сближают культуры. Помогают формировать эстетические взгляды, культивировать дружеские отношения.

И сегодня каждую третью неделю месяца мы проводим концерты джазового клуба, помимо других вечеров, приуроченных к каким-либо датам. На них мы всегда приглашаем известные джазовые ансамбли столицы, исполнителей вокальных джазовых композиций. Отрадно видеть, что среди гостей все чаще появляются новые лица. Молодые девушки и парни. Они благодаря подобным культурным мероприятиям перенимают опыт, впитывают в себя информацию, которой мы делимся. А мы ею делимся. Рассказываем об истории джаза, о зарождении, стилях и направлениях.


Каждая встреча начинается с выступления юных дарований. К примеру, очень известен молодой и талантливый саксофонист, композитор Саидмурат Муратов. Несмотря на то, что музыкой он стал заниматься сравнительно поздно — с 18 лет, окончил Государственную консерваторию Узбекистана, затем стажировался в Москве, в Российской академии музыки имени Гнесиных, Америке, Мичиганском университете.

«Не бывает просто джаза. Сказать: «Я люблю джаз» — это все равно, что сказать: «Я люблю еду».

Кинофильм «Диана. История любви»


Саидмурат — администратор и продюсер известной группы «Jazzirama», идея создания которой пришла ему и его напарнику — пианисту Санжару Нафикову еще в 2009 году. Уникальность группы заключается в том, что ребята играют народные мелодии в джазовой обработке — этно-джаз, фолк-джаз, этно-фьюжн, этно-авангард. Вот уже третий год «Jazzirama» представляет Узбекистан на Ташкентском международном джазовом фестивале под эгидой UNESCO. Группа достойно представила нашу страну в Кыргызстане (Бишкек) и Таджикистане (Душанбе). Будучи руководителем «Jazzirama», Саидмурат выступал в Америке, штат Мичиган, а также во Франции в Париже в 2016 году — концерт узбекского джаза совместно с французскими джазменами.


В этом году саксофонист представил проект «Джазовые импровизации как формы самовыражения», который проходил с января по апрель в театре «Ильхом». В рамках проекта было проведено девять творческих встреч, мастер-классов с участием немецких, чешских, индийских, швейцарских, эстонских музыкантов. В нем также приняли участие небезызвестные Сабина Мустаева, Санжар Турсунов, Игорь Тен, Хенсли Пойнен. Также Фериде Гиргин представляет Узбекистан на международных фестивалях и всегда занимает престижные места.

Саидмурат Муратов


Мы стараемся не прибегать к народным инструментам, а исполнять все эти национальные украшения на современных европейских инструментах: фортепьяно, саксофон, гитара. В моем понимании яркие представители джаза — это люди, ни на кого не похожие. Те, кто ездит по миру, популяризирует свой уникальный стиль. Я думаю, что за последние три-четыре года джаз в Узбекистане становится более популярным благодаря международному джазовому фестивалю. С каждым годом это мероприятие набирает обороты, увеличивается количество международных гостей, проводятся мастер-классы, творческие встречи, концерты. Так постепенно оживает интерес к живой, искренней, настоящей музыке.


В Ташкенте также каждый месяц проводятся выступления Государственного джаз-оркестра имени Батыра Закирова, на который могут придти все любители джаза. От себя лично стараюсь делать все, чтобы джаз становился еще популярнее. Третий год я провожу проект «Ilkhom Jazz Club» — регулярные концерты, творческие встречи. Этим хочу внести свою лепту в развитие джаза в Узбекистане. Заведение Jazz Pub, открытие которого состоялось в январе, стало популярным не только среди джазменов, но и среди слушателей. Каждую неделю с 20.00 до 23.00 здесь проходят вечера джаза — играют квартеты, трио, ансамбли. Уже успела полюбиться гостям группа «В джазе только дедушки». И здесь же живым фьюжн-джаз-квартет радует старейший ташкентский джазовый ансамбль «Братья Сафаровы и друзья».

«Джаз — такой вид музыки, который может впитать в себя многое и при этом оставаться джазом».

Сонни Роллинз, саксофонист

Напоследок альтернативное мнение профессионального музыканта, певца и саунд-продюсера Евгения Попелова.


Евгений Попелов


Джазовая музыка, вопреки мнению дилетантов, имеет прямую отсылку не только к конкретным музыкантам.

Во всем цивилизованном мире джаз считается прародителем многих современных музыкальных жанров. Это самый совершенный жанр с точки зрения музыкального языка. Я полагаю, что в наших реалиях джаз мог бы вызывать гораздо больший интерес и уважение слушателей. Отрадно знать, что все-таки есть люди, заинтересованные в популяризации этого направления. Хотелось бы, чтобы их было больше.


Нельзя определенно точно сказать, когда джаз на территории Узбекистана был более популярным — в момент его появления или сегодня. Но можно смело утверждать: его любят, слушают, чувствуют, им интересуются. Современным, где-то видоизмененным и смешанным с другими стилями, но все еще джазом.


Текст: Алиса Икрамова, Юлия Хакимова
Фото: Евгений Сысоев
Благодарим Jazz Pub за помощь в организации фотосъемки.