Куратор TEDxMustaqillikSquare Жахонгир Азимов об учебе по обмену в Америке, конкуренции, образовании и о том, почему молодым людям полезно получить образование и в иностранных вузах.



Хоть раз в жизни нам удается совершить путешествие, будь это отдых либо деловая поездка. Но есть такие путешествия, которые помогают понять себя и узнать, как устроен мир. Часто это программы по обмену, цель которых — дать возможность студентам пережить образовательный и личностный рост.

Трудности перелета

Я учился на четвертом курсе Университета мировой экономики и дипломатии, когда друг предложил подать документы на программу по обмену Global UGRAD. Идея показалась сомнительной, но позже я понял, что человек должен быть готовым покинуть свою страну в поисках приключений.

Отбор в программу строгий, с высокой конкуренцией, так как это единственная программа для студентов по обмену в Америку, которая покрывает все расходы на учебу, перелет и проживание. Процесс подачи заявки прост: собрать документы и написать три эссе. В случае, если пройдете на следующий этап, вас позовут на интервью, за которым последует тест на знание английского языка.

Меня отправили учиться в Университет Нью-Мексико на юго-запад США. Единственный способ добраться — 35 часов перелета через Турцию, Германию и один транзитный перелет в США. Я не был готов к такому путешествию и заранее не подумал о еде, сменной одежде и режиме сна, который постоянно сбивался.

 

Еще не знал, куда идти, что делать, где поесть в четыре часа утра во Франкфурте. Повезло, что с нами был Алекс, тоже студент по обмену из Узбекистана, он ловко следовал по маршруту чекинов пользователей, и я учился на ходу. Но когда кружится голова из-за постоянного перебоя часовых поясов, сложно что-либо запомнить.

Другая жизнь

Первые дни в Америке — как попасть на другую планету: глазу все было новым и непривычным. Мне потребовалось время, чтобы привыкнуть. Вначале было сложно заказывать еду из-за языкового барьера, хотя и говорил по-английски. Помню, как первый раз пришел в «Subway», и официант стал быстро и непонятно что-то бормотать. Сделав умное лицо, я неуверенно показал на колбасу и какие-то салаты.

Окружающая среда также сильно отличалась: дорожные знаки и разметка, другие машины и автобусы, метро и даже бегающие на улицах люди формировали новое понятие мира. Понял, что был замкнут в себе, в своем размеренном течении жизни и ничего не знал о «большом мире».

Культура — отдельная стихия в США. Прожив всю жизнь в Узбекистане, я впервые получил шанс выехать за его пределы. Считал, что поведение американцев схоже с узбекистанцами, но был не прав. Американцы ценят личное пространство, то есть уважение человека как личности. На мероприятиях люди разговаривают о путешествиях, образовании, культуре и ее разнообразии, волонтерстве, о новых возможностях. Поначалу это кажется наигранным, но со временем понимаешь, что это реальный образ жизни.

Американский народ дружелюбный и похож на людей из Узбекистана: мы вежливые и дружелюбные, но иногда здесь не хватает улыбающихся вслед прохожих, соблюдения правил дорожного движения и организованных очередей.

Образование изнутри

Образование в США сильное, но почему? Думаю, это из-за отношения к знаниям как к ценности. Образование здесь дорогое, и не все американцы могут позволить себе учиться.

Лекции основаны на политике двустороннего обмена знаниями, где преподаватель учится в равной степени со студентом. Нет доминирования, все равны. Но уважение к преподавателю никто не отменял. Обычно студенты берут от четырех до шести предметов за семестр, в отличие от нашей системы, где студент изучает 10–12 предметов за семестр.

 

Во втором семестре я взял предмет «Межкультурное общение», в рамках которого мы выехали на двухдневный воркшоп в снежную горную местность Нью-Мексико. Проснулись в 7 утра и молча пошли на завтрак — нужно было понять человека без слов. Так мы молчали два часа.

Любимым предметом для меня стало «Ораторское искусство». В классе учились около 15 студентов, и каждую вторую неделю мы презентовали речь. Тему предлагали сами. Занятия проходили интерактивно: играла музыка, чтобы настроиться на работу, а ораторские выступления из истории обсуждали так, словно сами их писали.

В США студенты самостоятельно составляют график учебы, что позволяет находить время на стажировку или подработку. Выбирая предметы по предпочтению, студент точно знает, по какому направлению идет, а в конце учебы четко представляет, куда идти на работу и какие задачи выполнять.

 

Помимо самих занятий, образовательная система поощряет и создает условия для студентов, которые ведут общественную либо научную работу: университет выделяет стипендию, если вы едете на международную конференцию или организовываете общественное мероприятие.

 

Жизнь в университете кипит. Колорита добавляет количество международных студентов. Мы шутили, разъясняя, что учеба за рубежом — это когда узбеки, бразильцы, немцы, американцы и японцы вместе обедают. Оказавшись в такой компании, я понял ценность своей идентичности. Еще осознал, что цель образования — не просто дать знания, а научить студентов мыслить самостоятельно.

Возвращение домой

Вернувшись, было непросто найти себя. За один год изменились мировоззрение и ценности. Став независимым, ты принимаешь решения самостоятельно и не хочешь, чтобы тобой командовали. Со временем я понял, что невозможно просто взять и перекинуть ту жизнь в Ташкент, и принял реальность. Тогда начал по-новому открывать свою же культуру. Стал замечать и радоваться мелочам: то, каким образом у нас выражают уважение к старшим, дипломатичность и сдержанность в культуре, разнообразие красок национальной одежды и танцев.

Смотрю на учебу за рубежом как на три этапа: до отлета, время обучения и возвращение обратно. Только тогда, когда переживешь сложности каждого периода, можно сказать, что ты действительно учился по обмену.

 

В последнее время местные университеты дают возможность студентам поучиться в Республике Корея, Японии и Европе. Считаю, нужно усиливать данную практику, а может быть, и принимать студентов по обмену в университетах Узбекистана. Разнообразие культур поможет понять наши слабые и сильные стороны.

 

Прежде чем решиться подавать на учебу по обмену, нужно четко сформировать видение, что вы ожидаете от определенной программы, образования и себя самого. Часто бывает так, что молодые люди подают заявки на программы только потому, что это модно. В таких случаях человек уменьшает шансы пройти в финал. Надо осознанно понимать, что цель программ — учеба, а не развлечение.

Меня часто спрашивают о том, почему вернулся и до сих пор живу в Узбекистане? Считаю, что получить знания и хранить их только для себя — эгоистично. Нужно делиться ими с теми, кому не выпала такая возможность, как нам. Шесть месяцев назад мы организовали первую конференцию TEDx в Узбекистане и хотим приносить пользу у себя дома. Уверен, что страна будет процветать, если каждый человек займется делом, в котором проявит себя.


Текст и фото: Жахонгир Азимов