Если вдруг вы давно не были в театре, то разумно спросить: как выбрать постановку, чтобы не разочароваться? VOT и руководитель волонтерского Фестиваля короткометражного кино «АФИШКА» и выставки «Пазлы искусств», режиссер Шавкат Юлдашев рассказывает, какие постановки сезона заслуживают внимания.


Академический русский драматический театр Узбекистана

Театр не один год радует зрителя спектаклями — здесь и драма, и сатира, и сказка, и экспериментальные спектакли. Режиссеры пробуют себя в разных жанрах, чем и притягивают зрителя каждый театральный сезон. Спектакли идут в двух залах — в уже знакомом большом зале и малом, где проходят не менее интересные постановки. Замечательный, на мой взгляд, актерский состав вносит что-то свежее и неповторимое даже в те спектакли, которые в репертуаре давно. Такая вот магия театра.


«Жанна»


Пьеса молодого востребованного драматурга Ярославы Пулинович, уже хорошо знакомая сцене российских театров, добралась и до ташкентских зрителей. Трагикомедия из жизни успешной женщины, которая, не останавливаясь ни перед чем, сумела преодолеть невероятные жизненные трудности. Постановка спектакля «Жанна» известного режиссера, актера Михаила Каминского благодаря его большому опыту особенно актуальна на сцене Академического русского драматического театра. Этот спектакль прежде всего о человеке, о его возможном праве решать что-то в чужой жизни, о любви и предательстве.



«Зритель сам должен принять решение, дать оценку поступкам наших героев и сделать выводы, — говорит в одном из своих интервью режиссер Каминский. — Для меня это очень важно, потому что я мечтал, чтобы в зрительном зале возникла атмосфера духовного очищения».

Спектакль полон прекрасных актерских работ. Великолепная Марина Турпищева, невероятно эмоциональный Алексей Писцов завораживает своими монологами. В спектакле есть все, что может покорить зрителей: роскошные женщины и не отстающие от них мужчины, замечательная музыка, песни, мастерство актеров.


«Зойкина квартира»

Начнем с того, что это Булгаков. Михаил Афанасьевич — прекрасный художник, замечательный писатель. Постановщик спектакля Владимир Шапиро, как и каждый режиссер, использовал свою версию произведения, но вместе с тем постарался сохранить почерк мастера.



Актеры, музыка и сценическое решение режиссера — то, что тонко передает атмосферу начала XIX века. И вот мы в зрительном зале. Начинается история о Зое Пельц, которая не пропадает в жизненных ситуациях. Зоя решает провернуть искусную аферу, чтобы заработать денег в той стране, где это почти невозможно, и переехать в Париж. Париж здесь — символ недосягаемой мечты, которая, к сожалению, останется только мечтой.


История невеселая, но в спектакле много юмора. Особенно в первом акте смех доводит зрителя до изнеможения благодаря игре Ивана Ненашева. А трогательный финал заставляет зрителей утирать тайком слезы. Уходя из театра, невольно вспоминаешь просмотренное, анализируешь, пытаешься найти ответы на вопросы. И понимаешь, что спектакль не оставляет равнодушным, что великое искусство произведений Булгакова будет будоражить умы и сердца людей.


«Лю»


Спектакль двух молодых режиссеров Тимура Шарафутдинова и Аскара Урманова — успешная попытка эксперимента, которая поставлена на малой сцене театра. Взятый материал — ранние рассказы Чехова, различные выдержки из поздних произведений автора.



То, что происходит на сцене, не всегда понимаешь умом. Скорее, чувствуешь и находишься под впечатлением. И хотя эта история сплетена из кусочков, она абсолютно законченная и целостная. Гордость вызывает то, что недавно этот спектакль достойно представлял Узбекистан на фестивале в Санкт-Петербурге «Встречи в России».



Тем, кто еще не успел увидеть этот спектакль, предстоит счастливая возможность прийти в уютный зал малой сцены и оценить новый эксперимент молодых режиссеров, ну и, конечно, узнать, что же все-таки значит «Лю».

Театр Марка Вайля «Ильхом»

Первоначальное название ЭСТМ «Ильхом» — экспериментальная студия театральной молодежи, актеров, художников, музыкантов, театроведов. Из студии получился театр, который объединяет разных представителей искусств и притягивает как магнит зрителя.



Для меня «Ильхом» — храм искусств. Входишь в фойе и как на лодке плывешь среди выставок интересных художников столицы, успеваешь на ходу увидеть небольшую библиотеку театра, выпиваешь чашечку кофе в кафетерии, плывешь вниз по течению, где все так же с фото доброй улыбкой встречает мастер — основатель театра Марк Яковлевич Вайль. Видишь афиши спектаклей разных времен, стены расписаны пожеланиями и комментариями театральных деятелей со всего мира. И вот плавно течение приносит к сцене, которая не разделима со зрительным залом. Эта особенность «Ильхома» выделяет его из ряда других театров.


Сцена театра «Ильхом» встречает зрителя замечательными спектаклями, которые на протяжении долгих лет пересматриваешь и всегда по-разному воспринимаешь, находя все новые и новые стороны постановки, которые учат жизни. Конечно же, радуют и премьеры.


Под конец театрального сезона, как мы узнаем со страничек самого театра, спектакли, которые не так давно поставлены, продолжают премьерные показы. Это постановки:


«Девятый вал бал (репетиция)», выпускной бал девятой студии театра, спектакль, состоящий из лучших этюдов, миниатюр, песен и танцев студийцев.

«Замок. К.». Неоконченный роман Франца Кафки «Замок» причисляют к самым значимым и загадочным явлениям мировой литературы XX века. Герой романа — К., стремящийся попасть в Замок, с каждым днем становится только дальше от заветной цели.

«Жестяной барабан» — новый спектакль, проводящий нас через ад войны. Философская драма по роману Гюнтера Грасса о жизни семьи мальчика запала в души зрителей всего мира. Премьеры спектакля состоятся 26 и 27 мая.



Посмотрев сам как зритель разные спектакли сезона, хочу рассказать о некоторых из них, опираясь на комментарии зрителей, у которых остались положительные эмоции от увиденного.


«Счастливые нищие»


Один из старых спектаклей по мотивам пьесы итальянского драматурга К. Гоцци, поставленный режиссером Марком Вайлем в интересной форме, которая объединяет комедию дель арте (комедию масок) с игровым представлением национальных Кизикчи или Маскарабозов.


Действие, которое вводит в атмосферу спектакля, начинается уже с прихода зрителя в зал. Вокзал, Самарканд, герои в масках, актеры с гитарой поют Неаполитанскую песню Ди Капуа-Руссо «О, соле мио!», и постепенно погружаемся в историю. «Самаркандский царь Узбек решил стать нищим. Четыре года он скитался по стране. В это время власть захватил мясник Мудзафер, и он беспощадно грабил народ» — да, да, именно так писал автор пьесы, действие он поставил в культурной столице нашей страны.



Дальше узнаем героев, их судьбы, характеры. Актеры «купаются» в своей роли, и каждый запоминается, каждого хочется шутливо цитировать. Удивительно разыграны сценки, импровизация — основа комедии дель арте. Она всегда рождается по-новому, отталкиваясь от времени и тем, которые знакомы зрителю. В мае спектаклю исполняется 25 лет, он все такой же свежий, юморной, и не скучно смотреть его вновь.


«Удивительное путешествие Кролика Эдварда»


Спектакль поставлен в апреле 2015 года. Это единственный семейный спектакль в «Ильхоме», объединивший элементы различных видов театров: драматический, музыкальный, кукольный и теневой. Каждый режиссер всегда экспериментирует, поэтому и получается некий творческий синтез.



«Спектакль тронул своей актуальностью. Изначально идешь и думаешь: «Наверное, что-то детское». Аллегоричный, похожий на стиль Экзюпери, он кажется сначала детским. Но он далеко не детский. Погружаешься и понимаешь, сколько же в нем глубины, но осмысливаешь все лишь после просмотра. Есть и юмор, и трагичные моменты, и лирика. Нет пошлостей. Атмосферный», — мнение зрителя Владимира Киршина. И если спектакли нравятся, то зритель всегда будет возвращаться в любимый театр. «Однажды жил на свете кролик, который в один прекрасный день вернулся домой…»


«Аэропорт»


Режиссерская постановка композитора Артема Кима — событие для театра «Ильхом». Премьера состоялась в сентябре 2016-го, и уже сейчас спектакль стал визитной карточкой театра.


Думаешь, что раз режиссер — это и композитор, значит, спектакль будет, как музыкальный концерт, но это не так. Из аннотации к спектаклю узнаем, что мастерски собранные эпизоды, придуманные коллективом театра, объединены в один сюжет молодым драматургом Никитой Макаренко и режиссером Артемом Кимом.



В спектакле музыканты расположились сбоку сцены, но они — важная часть постановки. Своей музыкой и звуками подчеркивают акценты, задают характер разыгранным сценкам. Это интригует. Когда понимаешь, что работа командная, интересная, да и еще в театре, где ожидаешь что-то необычное, бежишь за билетом и с интересом ждешь спектакля.


«Мне кажется, эта постановка — яркое театральное событие прошлого года, — делится впечатлениями зритель Александр Александров.— Спектакль начинается с порога театра. Зритель становится соучастником процесса в импровизированном аэропорту. В нем разыгрываются, как мне кажется, реальные истории людей, связанные с темой аэропорта. Все это смотрится на одном дыхании. Учитывая то, что ты как зритель находишься в процессе, после просмотра в тебе открывается второе дыхание».



Продолжаются премьерные показы, и здорово, что зрители, которые не видели спектакль, еще успеют влиться в атмосферу и остаться с невероятными ощущениями от увиденного.


Завершая, хочу сказать: не отдавайте себя в заложники виртуального мира, ходите в театр, ведь, как говорит художественный руководитель театра «Ильхом» Борис Гафуров: «Театр — это то место, которое может и должно предложить зрителю что-то живое».


Текст: Шавкат Юлдашев

Фото из архива театров