Пилоты и организаторы полетов на параплане — об истории этого спорта в Узбекистане, бюрократических сложностях и полетах во сне и наяву.


TrebisovSKY Accuracy Cup

1 апреля в районе Алмалыка прошли соревнования за кубок TrebisovSKY Accuracy Cup среди пилотов-парапланеристов. Более 30 участников из Узбекистана, Казахстана и даже Франции взмывали в небо и демонстрировали свое мастерство в точности приземления.


Главная цель соревнований — отработка точности приземления, а значит, это не просто гонка за результатом, но и практическая польза. Никто не знает, где порой приходится садиться: в лесу или джунглях, в ущелье или на небольшой участок земли. Внештатная посадка может случиться где, с кем и когда угодно, и чрезвычайно важно не растеряться и завершить полет.


Впервые в узбекистанском первенстве приняли участие спортсмены из других стран — пара французов и команда парапланеристов из Казахстана. Результаты полетов можно изучить по ссылке.



Турнир прошел в честь Константина Требисовского, который не раз становился победителем подобных состязаний. 5 ноября 2015 года в горах Индии параплан Кости вошел в облако, и, потеряв управление и ориентацию, молодой человек разбился. Ему было неполных 23 года.


Первый в небе

Григорий Требисовский, горный гид


В 90-е я работал гидом с туристами из Швейцарии, Франции, Германии. Рассказывал им о восхождениях на семитысячники и другие высоты Памира и Тянь-Шаня, и тогда мне рассказали, что большая часть горняков в Европе не только катается, но и летает.



Рассказали о парапланах, а затем и подарили один из них — правда, на нем заплаток было больше, чем материала. Тем не менее, был ему неимоверно рад, начал изучать и осваивать «крыло». Не было ни интернета, ни руководств и пособий, а значит, все шишки приходилось набивать самостоятельно. Счастье, что выжил. В одной книге написано: «Если вы самоучка, то получаете сведения у очень некомпетентного учителя. И многие, кто учился сам, живы до сих пор». Я из этих людей. Но ни в коем случае не беритесь учиться самостоятельно!



В Узбекистане все подходит для параплана — воздушные потоки, горная местность. В других странах людям приходится летать на лебедке — когда нет достаточного ветряного потока пилотов, поднимают скоростью автомобиля.


Большое будущее парапланов

Алексей Волков, организатор соревнований


Несмотря на то, что я и мои товарищи летаем более двадцати лет, клуб парапланеризма и дельтапланеризма Узбекистана существует совсем не долго. У этого спорта не было большого развития, пока два года назад мы не организовали клуб при федерации экстремального горного туризма. Назвались просто и понятно — «Крылья Узбекистана». Не так давно подали документы на официальную аккредитацию и вступление в государственный реестр, ждем решения. Сегодня в стране около 40 парапланеристов, а в мире Узбекистан занимает 68-е место из 70 в рейтинге FAI. Воздушные виды спорта должны быть регламентированы международной федерацией аэронавтики, а там нас не могут зарегистрировать, пока в родной стране мы не станем официальным видом спорта.



Стараемся создать свою систему развития, популяризировать спорт среди молодежи, привлекая молодых пилотов — хотим выпускать пять пилотов в год. Но пока все упирается в отсутствие финансирования. Все средства идут из наших карманов в «общак» клуба. Мы искренне верим, что как только станем признанным видом спорта, эта проблема иссякнет, открыв во всех смыслах «новые горизонты» нашим спортсменам.


Соревнования проводим уже третий сезон и будем расширяться. Например, в этом году к концу лета планируем провести «Чимганскую битву». Приедут пилоты из разных стран, и будем выявлять лучших.


Летать, чтобы жить

Елена Волкова, преподаватель английского языка, первая женщина-пилот в Узбекистане


Летаю с 1998 года. Ребята, с которыми летала, всегда очень поддерживали мое начинание. Раньше всегда боялась показаться слабой и нуждающейся в помощи, так как все-таки это не самый легкий вид спорта. Я училась сама, сама же таскала на себе экипировку. Тогда не было ни оборудования, ни касок. Все основывалось на чистом энтузиазме и жажде открытий. Наверное, благодаря этому ребята и воспринимали меня как равную себе.



Самый опасный случай за время полетов — попадание в авторотацию — воронку из воздушных потоков. Случилось это во время маршрутного полета в Индии. Тогда мне пришлось выбросить запасной парашют, который и спас. Я упала в джунгли и затем выбиралась оттуда. Благо, все обошлось без последствий.


Хочу летать! Что делать?

Летать в пригороде Ташкента можно круглый год. Зимой полеты сопровождают катанием на сноуборде и лыжах, а летом — с прогулками по горным окрестностям.


Максимальная скорость, развиваемая парапланом, составляет 70 км/ч.


В районе Ташкента есть три площадки для полетов на параплане — Балгалы (поселок в 30 километрах от города, не доезжая Алмалыка), парадром на Чарваке (около 40 километров от столицы), и так называемые «игрушки» — тренировочная зона, расположенная на подъезде к Чимгану.



Стоимость полета на парадроме в горах Чимгана — 150 000 сумов. Заранее договориться о полете с инструкторами можно на странице «Крылья Узбекистана» в Facebook или непосредственно с Алексеем Волковым. Для полета нужно обуть плотно сидящую пару обуви — в идеале ботинки или кроссовки на шнурках), удобную и не сковывающую движений одежду, которая закроет ноги и руки. Не забудьте хотя бы лицо помазать солнцезащитным кремом.


Первый полет всегда проходит в тандеме с инструктором. Но если занятие все-таки увлечет, и захочется заниматься, пилоты дадут необходимые ценные указания, запишут вас в члены клуба и начнут обучать.



Стоимость нового крыла стартует от 2 000 евро, но купить его в Узбекистане невозможно, поэтому все «крылья» заказывают из других стран — Индии, Китая, стран Прибалтики.


Заниматься парапланом могут все вне зависимости от пола, возраста, комплекции. Главное — желание и стремление, а остальное — дело наживное.


Текст: Маргарита Урманцева

Фото: Надежда Риксиева