У узбекской фэшн-индустрии уже есть свои успехи — одни дизайнеры попадают в британский GQ, другие покоряют итальянские подиумы, а третьи показывают свои коллекции на Неделе высокой моды в Париже. И это не предел. Какие они — продукты с ярлыком Made in Uzbekistan и чего от них ждать дальше?


В рамках предстоящей Недели моды поговорили с местными дизайнерами и узнали, кто и как задает тренды в стране, что особенного в узбекском дизайне и что нас ждет за горизонтом.



Тимур Ташкенбаев

Fratelli Casa


Наши люди чаще одеваются в зарубежную одежду. Это при том, что отечественная продукция ничуть не хуже. В Узбекистане есть достойные дизайнеры, они в состоянии вывести эту сферу на новый уровень, и не только в стране, но и за рубежом. Пусть это попахивает саморекламой, но у нас хороший вкус, нестандартное видение, а главное — стремление, и этого достаточно, чтобы понять, что и как создавать.


Большинство начинающих дизайнеров ошибаются у самого старта — они хотят делать невероятные вещи, но не изучают свою целевую аудиторию. Например, в Узбекистане есть цвета, которые не пользуются спросом у широкой публики, — это все цвета, кроме черного, серого и белого. Поэтому для того, чтобы создавать одежду для местного рынка крупными партиями, нужно учитывать все — цветовую гамму, длину наряда, форму, ткань. Это главная задача дизайнера.


Мы так часто говорим о «наших» продуктах, но чтобы «наше» стало уникальным, нужны особенности. У нас есть индивидуальные черты, у нас есть ресурсы, а все остальное зависит от дизайнера: стоит лишь выделить свою особенность, не для всех очевидную.


У узбекского дизайна хорошее будущее. Если мы будем двигаться в таком же ритме и немного поднажмем, то прорвемся на мировой рынок и покажем, чего на самом деле стоим.



Камола Рустамова

Azucar Moreno


В последнее время я все чаще встречаю людей, которые предпочитают отечественных дизайнеров. Среди моих клиентов есть современные женщины, комбинирующие свой образ из нарядов многих дизайнеров. Например, иногда на одной женщине я вижу юбку, приобретенную у меня, а верхнюю одежду — от другого местного бренда.


Мировая тенденция диктует одно, но мы — дизайнеры — все равно придерживаемся традиций нашего менталитета, мест, в которых мы росли и живем сейчас. Наверное, именно поэтому на наших подиумах и в работах местных дизайнеров мы видим узбекские мотивы. За годы практики в Узбекистане я поняла, что наш народ все-таки универсальный. Обязательно найдутся те, кто любит традиционную одежду, и те, кто не боится принимать что-то новое и экспериментировать.


Учитывая развитие социальных сетей, местные потребители тщательно следят за узбекскими и зарубежными брендами. Часто вижу в ленте положительные, а иногда и негативные обсуждения местных мастеров. И это говорит о большом интересе потребителя. И вообще, чем больше наши потребители воспринимают нашу продукцию, тем больше шансов у отечественных дизайнеров вкладываться в новые проекты.


Дизайн — дело тонкое. Каждый сам ставит перед собой цель — заработать, произвести впечатление, выйти за рамки своего региона или работать только на свой местный рынок. На своем опыте я перепробовала все, поэтому никогда не отказываюсь от интересных проектов.



Зарина Исмадиярова

IZY


Если дизайнер хочет работать на Узбекистан, следует учитывать наш местный колорит, традиции и предпочтения. Я за новый подход и тренды: национальные ткани уже немного поднадоели, хочется глотка свежего воздуха, но с внедрением чего-то нового бывает сложно. Наш народ не любит рисковать. Если посмотреть на предпочтения в одежде, то все одеваются одинаково, и лишь малый процент обладает собственным стилем. Это связано с тем, что наши люди консервативны: они слушают мнение других и поэтому предпочитают что-то вроде классики.


В связи с этим у меня как у дизайнера есть проблема — моя одежда слишком дерзкая для нашего потребителя и нравится людям только на картинке. Не знаю, как быть в этом случае — думаю, лучше творить, невзирая на протесты. Но если ты как модельер хочешь быть популярным на нашем рынке, то твоя обязанность — подстраиваться под клиента.


Я за то, чтобы дизайнер стал образом своего виденья — он должен носить свою одежду на себе, крича о своем стиле. Именно так можно привлечь внимание к своему продукту — с помощью самопиара. Но к рекламе бренда у всех свой подход. Это спорный вопрос, но у каждого должна быть своя идея, как зацепить потребителя.


Сегодня потребители хорошо относятся к местным, узбекским дизайнерам, хотя несколько лет назад все было не так радужно. И я придерживаюсь мнения, что у людей должно быть больше вещей от местных брендов.


Если у дизайнера есть желание охватить большую аудиторию, то ему нужно сотрудничать с фабриками. Плюс фабрик в том, что ты делаешь эскизы, полностью разрабатываешь дизайн, выбираешь ткань и другие детали, а фабрика просто отшивает для тебя эту вещь. Такой вариант сейчас очень распространен — большой объем поможет захватить регионы и даже выйти на международный рынок. Открывать свой собственный магазин затратно, но если есть возможность, то почему бы и нет. Фирменный магазин больше нужен для самоутверждения бренда.


Наши особенности:

- Натуральное сырье. Мне нравится, что наши местные дизайнеры используют натуральные материалы. В этом наше преимущество относительно других стран.
- Патриотизм. Все, что произведено в Узбекистане, — на сто процентов отечественный продукт.
- Почерк. У наших дизайнеров свой стиль, своя манера создавать, украшать и балансировать. Мы будем отличаться в любом случае, учитывая место нашей локации и местный колорит. Все это отражается на почерке.
- Боязнь делать новые шаги. Это больше не особенность, а замечание. У нас небольшой ассортимент, и дизайнеры пока не рискуют создавать что-то новое, а надо бы.
- Прогресс. Я слежу за трендами в стране и вижу, что мы совершенствуемся — осваиваем новые технологии, методы. Наша страна может вырваться вперед и привлечь к себе внимание, я в этом уверена.



Нариман Григорян

Именной бренд


Очень тяжело донести новую идею до нашего потребителя, доказать, что это модно и стильно — он еще не привык к этому. В основном наши люди ориентируются на публику, которую они видят: если все одеваются так, значит, это модно, и им тоже нужно выглядеть так же, как и все. К сожалению, индивидуализма почти нет. Иногда встречаются редкие, уникальные люди, отличающиеся своим вкусом, но это небольшой процент. Когда речь идет о новом смелом решении в одежде, тяжело внедрить это в массы и ждать, что они оценят это по достоинству, эксперимент — всегда большой риск.
Все больше людей обращаются к местным дизайнерам, и с недавних времен это стало трендом. Пройдет немного времени, и потребители полностью вольются в эту тенденцию и будут предпочитать одежду только от наших специалистов. Плюс отечественного продукта в том, что мы подходим к каждому запросу индивидуально и отдаемся работе полностью. Также учитывается ручная работа дизайнера, что ценилось и ценится во всем мире.


Для меня важно иметь свой магазин, где будут представлены только мои изделия. Поэтому я и начал свою деятельность с открытия своей мастерской, шоурума, где есть возможность посидеть, выпить кофе и выбрать одежду. Но каждый дизайнер сам выбирает вариант рынка, на который он будет работать-либо изготавливать 30 футболок и пускать на рынок, либо одну — эксклюзивную, которую потом продавать по цене тридцати.


На что должен ориентироваться дизайнер при создании одежды? Я больше ориентируюсь на западные тенденции и стараюсь прививать народу то, что вижу. Я привлекаю свою аудиторию, демонстрируя свой стиль и вкус на себе. Кажется, я — один из немногих дизайнеров в стране, которые не шьют одежду из атласа и адраса. Не использую этот мотив не потому, что не люблю, а потому что считаю, что его и так достаточно на рынке.


У каждого мастера свой почерк, своя изюминка, секретные трюки. Привлекать внимание нужно своим талантом, вкусом. Кстати, о вкусе: у многих дизайнеров в стране его нет. Сначала нужно одеть стильно себя, а потом уже остальных.



Индира Иссамидинова

INDIRA


Что учитывает дизайнер при создании одежды? В первую очередь он смотрит на мировые тренды. Берет идею, общий концепт и пытается воссоздать свою копию, которая во многом отличается от первоначального образа. Я вовсе не имею ввиду плагиат: во всем мире моду диктуют европейские бренды, и все дизайнеры ориентируются на них. Но каждый дизайнер соблюдает определенный порядок — следует правилам менталитета, требованиям колорита.


Я люблю вносить в обыденную жизнь что-то новое и необычное. Мне нравится создавать вещи, которые на первый взгляд кажутся непонятными, но если присмотреться, то в них кроется глубокий смысл. Одеваться одинаково никому неинтересно, все хотят нового. Сейчас стиль человека говорит о нем больше, чем слова, что он произносит. И задача дизайнера — создать что-то новое и сделать вещь необычной. Но также важно знать меру и не переусердствовать, чтобы не пугать потребителя.


В Узбекистане много фабрик и цехов, но эту продукцию покупают, потому что она дешевая, а качество и эстетика оставляют желать лучшего. Многие предприниматели открывают цеха, оставаясь дилетантами: у них нет понимания сферы, нет интереса к внутренним процессам. Если такое отношение будет развиваться и дальше, то не стоит ждать прогресса.



Камола Сахибова

Komosha


Для меня как для модельера важно прививать людям свой стиль и показывать тот мир, который вижу я. Мне приятно, когда я встречаю клиентку в своем наряде, а он ей к лицу, делает ее еще интереснее. Наряд дизайнера должен вызывать интерес, создавать некую интригу.


Я слежу за международными брендами и согласна с тем, что они задают тренды. Люди хотят иметь в гардеробе то же самое, что только что увидели у Louis Vuitton. Но это ни в коем случае не должно быть толчком для плагиата. Лично мне предпочтительнее следовать своему стилю, чем идти за мировыми стандартами, какой бы интерес они не вызвали у аудитории. Я свято верю в то, что на каждый товар найдется свой купец.


Я против ориентации на существующие изделия. Даже если очень хочется заимствовать маленькую деталь и выдать это за свою задумку, так нельзя. Если видишь, что твоя идея опередила тебя и пришла в голову другому дизайнеру, попрощайся с ней, иначе ты обесценишься.


Наши дизайнеры обращают внимание на качество, а потом уже думают о ценах. Но в вопросе цены нужен баланс — качество должно быть хорошим, а цена — доступной для всех слоев населения.


Плюс нашего дизайна — высокое качество. Но остается вопрос цен, которые не всегда доступны всем слоям населения.


Текст: Жанона Ахмедова


Фото на превью: со страницы Тимура Ташкенбаева