С 22 по 27 ноября в Ташкенте пройдет очередная Неделя моды. Ожидается много местных и зарубежных дизайнеров, будут показы, мастер-классы и фестивали.


VOT узнал, зачем нужна Неделя моды, а помогла в этом председатель Ассоциации дизайнеров Узбекистана «OsiyoRamzi» Халида Камилова.


Что такое Ташкентская неделя моды?

Ташкентская неделя моды, или TFW, — комплекс мероприятий, связанных с модной индустрией. Организатором Недели выступает Ассоциация дизайнеров Узбекистана «OsiyoRamzi». О прошлогодней Неделе мы уже рассказывали.


Организаторы готовят большую программу TFW. В первый день пройдет текстильная выставка, на которой гостям покажут образцы узбекских художественных тканей. Немного позже состоится показ традиционного узбекского костюма.


В среду, 23 ноября, ожидается Международная научно-практическая конференция, в которой будут участвовать представители Италии, Латвии, Китая, Польши и Кореи. Также в этот день начнется молодежный показ #beyoung. В нем будут участвовать 75 молодых узбекских дизайнеров, которые представят 43 коллекции.


С 24 по 26 ноября пройдут авторские показы местных и зарубежных дизайнеров. Из зарубежных организаторы ожидают итальянца Маурицио Пекораро, а также Си Цзяци и Ву Чуанбао из Китая.


Закончится неделя мастер-классами местных и зарубежных мастеров и фестивалем «Национальное платье». Вход на все мероприятия будет бесплатным. К сожалению, попасть туда смогут не все: доступ будет только у людей, связанных с модной индустрией: у дизайнеров, представителей текстильной отрасли, владельцев магазинов и т. д.

Зачем нужна Неделя?

На пресс-конференции организаторы объявили свою основную цель: они хотят продвигать модную индустрию Узбекистана, развивать творческий потенциал местных дизайнеров и открывать для них новые перспективы.


Халида Камилова: Европейцы говорят, что в мире очень мало стран, способных так же умело, как и мы, использовать элементы национальных костюмов в своей одежде. Ни Польша, ни, например, Германия не могут этим похвастаться: где вы видели, чтобы в их современной одежде использовались национальные элементы?


Наши дизайнеры могут и делают, а благодаря профессиональному росту местных дизайнеров и дефиле, которые здесь проводятся, эти элементы стали проникать в коллекции зарубежных модельеров. Сейчас в Европе нехватка идей, и дизайнеры ищут источники вдохновения. Такой источник они нашли у нас. И даже много лет назад, когда я была председателем Союза дизайнеров, мы ездили в Россию и Китай и получали восторженные отзывы именно благодаря национальным элементам, которые использовали в своих работах наши дизайнеры. Узбекские элементы используются в коллекциях Роберто Кавалли и Гуччи — и модельеры говорят об этом, не стесняясь и ничего не скрывая.


На участие в TFW поступило множество заявок. Их было настолько много, что пришлось дипломатично отказывать через МИД: мы просто не смогли бы принять такое количество гостей. Например, американцы хотели прислать 18 человек, из которых трое были дизайнерами, а остальные — представителями магазинов и фирм. Пару дней назад заявку подали представители Швейцарии. Мы попросили их обратиться в следующем году пораньше. Интерес появляется тогда, когда кто-то может получить выгоду. И для зарубежных представителей самая большая выгода — это идеи и возможности сотрудничества.


Но наша Неделя ориентирована не только на зарубежных гостей. Мы учитываем и местный рынок. Он должен развиваться: должны быть торговые точки, свой рынок, где местные дизайнеры смогут создавать одежду отличного качества. Для этого мы и пригласили председателя палаты байеров: он должен помочь нашим дизайнерам научиться правильно выходить на местный рынок.


Результаты прошлой Недели моды

Х.К.: В том году иностранцы интересовались, есть ли в Ташкенте элементарные шоурумы, а нам оставалось только пожимать плечами. Сейчас же большинство дизайнеров, участвовавших в Неделе в прошлом году, обзавелись своими точками, шоурумами или расширили производство. Это хороший сдвиг.


К тому же местные дизайнеры начали понимать, как общаться с зарубежными представителями. Они знают, о чем с ними говорить, о чем спрашивать и что им можно предложить.


Упор на «люксовый» продукт

На Международной научно-практической конференции, которая пройдет 23 ноября, речь пойдет в основном об одежде класса «люкс»: там обсудят вопросы ее производства и продвижения.


Х.К.: Мы осознанно делаем акцент на «люксовую» продукцию. Ситуация на текстильном рынке Узбекистана такова: Китай стал производителем массовых товаров с низкой себестоимостью. А если мы здесь будем выпускать, скажем, «ширпотреб», который продается на Абу-Сахий, его стоимость все равно будет выше аналогичных китайских товаров.


Но, в отличие от китайцев, мы можем создавать одежду класса «люкс». У нас есть школа, опыт, есть условия. Мы можем делать одежду с использованием ручного труда, художественной ткани и национальных элементов дизайна. Можем и поэтому делаем. Мои знакомые итальянцы, связанные с модой, говорят, что это очень правильное направление.


Текст: Андрей Прокудин