В Галерее изобразительного искусства Узбекистана работает необычная для Ташкента выставка. Там представлены работы так называемых Молодых британских художников, которые представляют английское видение современного искусства.


Хотите, чтобы мы рассказали подробнее?


Давайте. Что происходит?


Повторим. В Галерее изобразительного искусства Узбекистана открылась выставка «Новое прошлое: современное искусство Великобритании», которую организовало Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, Академия художеств, непосредственно Галерея изобразительного искусства и Британский совет. Все это из-за юбилея: исполнилось 20 лет, как Совет сотрудничает с нашей страной.


На выставке представлены работы 20 британских художников, созданные за последние 20 лет. Все экспонаты выставки — часть коллекции Британского совета.

А откуда у Британского совета собственная коллекция?


А вот здесь все просто. Совет собирает свою коллекцию уже давно, с 1938 года. Сначала экспонаты приобретались не для каких-то великих целей — в Совете этими работами украшали стены офисов. Но однажды руководство решило, что это не очень хорошее применение для произведений искусства, и они стали предоставлять их для выставок, подобных той, что проходит сейчас.


Куратор выставки «Новое прошлое» Гаянэ Умерова приехала в Лондон и лично выбрала работы Молодых британских художников, которые вошли в экспозицию выставки.

А кто это такие? Они реально молодые?


Ну, не совсем. В среднем им уже по 50 лет. Молодыми британскими художниками, или YBA, называется группа современных художников, которая образовалась в 1988 году. Их отличают свобода — YBA используют в своих работах любые доступные материалы и формы — и предпринимательское отношение к собственному творчеству. С одной стороны, они продолжают традиции предыдущих поколений, а с другой — стараются переосмыслить искусство, сделать его более актуальным для современников, привлечь внимание форматом и подачей.

Интересно. Но вы уже показали фотографии и дали ссылки. Зачем мне туда идти?


А на это ответит человек, который сделал для выставки инсталляцию из живых людей. Они стояли, лежали, держали в руках синие ленты и читали Шекспира.


Джон Такер
Тренер по сценической речи


Технологии помогают постигать искусство и глубже понимать его, но ничто не может заменить живого контакта и прямого знакомства с работой. Если вы услышите запись моего голоса на ноутбуке, это будет плоский, двухмерный звук, который многого вам не скажет. А если я буду стоять рядом, мои слова будут облетать вас, они будут вокруг, будут внутри. Это трехмерный опыт. Главный элемент реальной жизни — это пространство, и никакая технология не может передать вам его ощущение.


Наш мозг работает не как карта памяти. Он познает мир вместе со всеми звуками, ощущениями, расстоянием. И даже самый большой монитор не передаст вам тот синий цвет, который вы увидите в глазах собеседника. Подойдете ближе — он станет глубже, отойдете — он тоже изменится. Пространство само по себе отражает течение времени, и поэтому оно становится большим и незаменимым элементом искусства.

Стоп. Люди, синие ленты, Шекспир? Зачем?


Джон Такер

Тренер по сценической речи


Еще в мае мы со студентами Института культуры и искусства делали сценическую постановку монологов из произведений Шекспира. Выбирали сонеты, написанные им в разное время, чтобы проиллюстрировать жизненный путь поэта. И вот Британский совет пригласил нас поучаствовать в открытии выставки. Но для того, чтобы вжиться в ее название и дух, мы попросили артистов встать в статичные позы, изобразить статуи и читать те стихи, которые они готовили для постановки.


Главная цель искусства — размышления на тему жизни. Самая известная работа участника YBA Дэмьена Херста — акула. Он взял мертвую акулу, положил в аквариум и залил формальдегидом. Первая мысль, которая возникает у зрителя: «А что там делает акула?» А она там просто есть. Она в формальдегиде, и она никогда не сгниет. Из чего-то проходящего, вроде жизни, Херст сделал что-то вечное, что будет всегда. То же самое можно сказать и о Шекспире. Он брал обычные слова и переводил их в формат сонета. И они остались с нами даже после его смерти и останутся навсегда.

Ладно, вернемся. Когда можно прийти и посмотреть на все это?


Люди с лентами уже ушли, но все остальное осталось. Приходите, когда будет время: выставка работает до 29 декабря. Только учтите, что Галерея изобразительного искусства открыта со вторника по субботу, с 10:00 до 17:00.

Спасибо. А будут еще выставки?


Скорее всего — да.

А наших художников выставляют в Великобритании?


Да, но пусть ответит тот, кто занимается этим:


Марк Кросси
Директор Британского совета


Наша работа заключается не только в том, чтобы распространять британскую культуру и искусство по всему миру, но и в том, чтобы показывать Британии искусство и культуру тех стран, в которых мы работаем.


Программа сотрудничества Британского совета в сфере искусств — не односторонний процесс. Наша цель — не просто привезти и показать британское искусство, здесь обе стороны должны обогащать и дополнять друг друга. Например, в прошлом году мы организовали выставку графических произведений великого художника XX века Генри Мура. К этому событию мы приурочили целый комплекс мероприятий, в том числе и обучение — пригласили мастеров графики из Великобритании, которые провели мастер-классы с молодыми узбекскими художниками. И в результате узбекские ребята создали ряд прекрасных графических работ, которые мы затем собрали и показали в Посольстве Узбекистана в Лондоне. Выставка получила высокие оценки от британских посетителей.


А на сегодняшнюю выставку я пришел бы, даже не являясь директором Британского совета. Атмосфера, которая создана здесь, очень напоминает дух, который вы чувствуете, посещая галерею Tate в Лондоне. А люди ходят на выставки, чтобы прочувствовать атмосферу, погрузиться в нее и встретиться с такими же любителями искусства, как они сами.


Текст: Борис Жуковский

Фото: Камила Наврузова