Образование в сфере информационных технологий сейчас актуально как никогда, но оно не всегда должным образом представляется в университетах и колледжах. Необходимость сторонних курсов и центров нельзя отрицать. И на сегодня эта сфера деятельности выгодна как для клиента, так и для организатора подобных курсов.


VOT пообщался со сравнительно юным создателем учебного центра Android Club Юсуфом Абдуллаевым, расспросив о подводных камнях и «кухне» преподавательского бизнеса


Кто я и откуда?

Родился в среднестатистической семье в Ангрене в 1998 году. По национальности я «чистый» таджик, но, по счастливому стечению обстоятельств, владею узбекским и русским языками. В детстве был далек от компьютеров и технологий. Скорее, даже, наоборот, душа стремилась к творческой деятельности. Мечтал стать актером, хотя не прилагал к этому никаких усилий и лишь смотрел на свое «звездное» будущее сквозь розовые очки.


Но время шло, грезы с треском разбивались о реалии жизни, и я продолжал свое существование, шатаясь по государственным учебным заведениям. По наставлению родителей готовился к Вестминстерскому университету. Факультет выбрал с уклоном на информационные технологии только потому, что остальные профессии были крепко связаны с бумажной волокитой, которую я с детства ненавидел.

Как возникла школа?

Успешно сдав экзамены и готовясь к обучению, я осознал, что «нулевость» в технической сфере будет вставлять мне палки в колеса во время учебы. Этот пробел я решил заполнить хоть какими-нибудь навыками. Не сильно утруждаясь, выбрал первые попавшиеся курсы, в которых был открыт набор. То, что собой представляет Android-программирование, на тот момент я толком не знал, но по вышеуказанной причине отправился на первое занятие с отцовским ноутбуком в руках. Шел на курсы с опаской и небольшим нежеланием, так как воспитанный по «советскому» образцу, я не слишком понимал, как из протяжной работы за компьютером может выйти какая-то польза. Но урок за уроком я все больше втягивался в эту атмосферу, и желание создать свое приложение буквально заставляло меня посещать каждое занятие. И вот курсы подошли к концу, я с одним самым простейшим приложением из всех возможных отправился в свободное плавание.


Вопреки моим ожиданиям, по окончании курса никакого «бума» в моей жизни не произошло. И вместо того, чтобы пожинать плоды с моего приложения, я был вынужден искать работу. Так как опыта у меня не было, то самая высокая должность, на которую я мог рассчитывать, это стажер в какой-нибудь небольшой компании. Я работал в маленькой фирме, параллельно совмещая с разработкой внештатных проектов и учебой в институте. Подобным образом я прожил год, ежемесячно откладывая понемногу деньги в ожидании своеобразного «чуда».

И вот наступило лето, и мои поиски этого самого «чуда» стали приоритетом, так как у меня было много свободного времени. Разгуливая по Интернету в поисках вдохновения, залез на местный сайт объявлений и, к моему удивлению, заметил, что на тот момент не было ни одного более-менее достойного курса по разработке приложений. Загоревшись желанием… нет, не открыть свой центр, а лишь исправить подобную оплошность, я связался с моим бывшим преподавателем, чтобы узнать, почему нет объявлений о курсах на столь популярном сайте. Ответ оказался довольно удручающим. Центр, фактически раскрывший мне глаза на современный мир, обанкротился в связи с малым количеством студентов. И лишь после этого, пересчитав свои сбережения, я решил попытать удачу.


О пути и преградах

Первым пунктом в списке стояла разработка учебного плана. К сожалению, на тот момент я отнесся к этому довольно халатно, наспех сделав несколько презентаций, по одной на каждый урок, и позже мне пришлось за это поплатиться, постоянно придумывая для учеников отговорки из-за ошибок грамматического и логического характера.


Определив оптимальное количество уроков, я перешел к всевозможному продвижению и поиску учеников. В первую очередь разместил объявление на вышеупомянутом сайте. Осознав, что этого недостаточно, пустил рекламу в несколько локальных пабликов в социальных сетях. К сожалению, мои объявления были подвергнуты критике в комментариях и обвинены в наглом выкачивании денег. Но, несмотря на это, люди периодически звонили и записывались на курс.

Подобным образом набралось человек десять, и я решил перейти к поиску подходящего для обучения места. И, к моему удивлению, с этим не возникло особых проблем — я без труда нашел уютное место за разумную цену. Обзвонил потенциальных учеников и сообщил адрес и время первого занятия. И все бы хорошо, если бы не одно, но — из всех десяти обещавших пришли лишь четверо.


Часто меня настигала мысль бросить все, прекратить обучение, вернуть всем деньги и продолжить свою жизнь в качестве офисного сотрудника, не неся при этом никакой ответственности. Но мысль о том, что столько усилий было потрачено впустую, угнетала меня пуще всякой ответственности…

Время шло, я обучал студентов, давал задания, поддерживал, и в таком духе они дошли до конца учебного курса. Все больше задаваясь вопросом продвижения курсов, я набрел на несколько идей. Проводил презентации в своем университете, расхаживал по коридорам в фирменной майке в надежде привлечь внимание, раскручивал группу на facebook и выставлял объявления на торговых площадках. Это давало результат, хоть и не большой. Таким образом накопилось достаточно человек для создания второй группы. Далее я продолжал действовать по этой схеме. На руку мне сыграл эффект «сарафанного радио», студенты приводили своих друзей и родственников, тем самым помогая мне держаться на плаву. Не то чтобы я просил их это делать, но, видимо, дружеская обстановка на уроках давала свои плоды.


Несмотря на увеличение количества учеников, я все еще работал себе в убыток. Оплата Интернета, аренда помещения, покупка оборудования и материалов давали о себе знать. Благо, накопленные сбережения позволяли продолжать обучение, не чувствуя при этом сильного дискомфорта. День за днем становилось все больше учеников, покупалось все необходимое оборудование и мало по малу я дошел до положительной планки заработка.

Как дело обстоит сейчас?

Сейчас Android Club посещает около десяти человек. Из-за увеличения количества студентов я предложил своему бывшему ученику исполнять роль преподавателя, с которой он и по сей день неплохо справляется. Огромных доходов я пока не получаю, большую часть трачу на развитие центра, но хватает на то, чтобы оплачивать свою учебу в институте, чем я и доволен. На сегодняшний день уже имеются два готовых проекта и один в процессе разработки, с которым мы надеемся выступить на Eurasia Mobile Challenge.


Мой обычный день на курсах

Среднестатистический урок у нас проходит следующим образом. В начале я обговариваю время с учениками. Хоть график и фиксированный, приходится постоянно вносить изменения, так как каждый урок действительно важен, и пропустившему ученику будет довольно трудно в последующем обучении. Затем мы собираемся, начинаем урок с дружеских рукопожатий и бытовых вопросов. Потом я объясняю им суть занятия, включаю проектор, и тут уже начинается сам процесс программирования.

Я начинаю «кодить», параллельно описывая буквально каждую строчку. Они повторяют за мной, в каких-то моментах я их корректирую, иногда даю своеобразные самостоятельные задания. Каждый час мы делаем перерывы на отдых, обсуждая при этом какие-либо повседневные темы, по типу просмотренных сериалов, забавных ситуаций и т. п. В среднем урок продолжается два-три часа, в конце даю им домашнее задание, впрочем, здесь ничего необычного. Зачастую после занятий мы всей группой идем в ближайшее кафе перекусить и пообщаться, после этого уже расходимся.


Чем отличаются мои курсы

Особенность моих курсов в том, что здесь нет такой строгой и давящей атмосферы, как в других учебных заведениях. Здесь не царит диктатура преподавателя. На споры с учениками у меня уходит довольно много времени, причем не во всех я оказываюсь победителем, что мне и нравится.

Пару слов о проектах учеников

Проекты, создаваемые учениками, весьма разнообразны и в своем роде уникальны. Ввиду отсутствия должного опыта разработки они не гонятся за прибылью, а создают приложения лишь для угоды их интересов и амбиций. К примеру, сейчас в процессе развития находится приложение, представляющее из себя подобие инстаграма, только с музыкой вместо картинок.


О будущем

Мои намерения весьма банальны: расширять свой учебный центр как в плане количества студентов, так и в плане преподаваемых специализаций. В ближайший год подумываю арендовать более большой и комфортабельный офис и найти учителей, владеющих необходимыми навыками. Даже если мне не повезет, я не буду жалеть, так как полученный опыт наверняка благоприятно скажется на моем будущем. Ведь я абсолютно уверен, что лучше потерпеть неудачу в чем-то стоящем, чем постоянно ликовать по поводу мелких достижений.


Текст: Тимур Расулев

Фото: Камила Наврузова