От того, с кем и как проходит обучение вождению, подчас зависит и то, как будущий водитель будет вести себя на дороге. Большинство нынешних водителей училось с инструкторами старой закалки — теми самыми стереотипными дяденьками, что могут и приложить крепким словом, и наорать, если вздумается. Да и сейчас встречается этот замечательный подвид учителей, после которых выезжать на дорогу не хочется вообще. Результат — с трудом сданные, кровью отработанные права есть, а дорога и другие водители пугают до состояния паники.


Конечно, эта ситуация актуальна далеко не для всех. Но, задумавшись о тех, кто боится сесть за руль, наша редакция совместно со школой инновационного вождения Avtotest провела эксперимент — не имея никакого фактического опыта, вооружившись лишь правами, полученными три года назад, наш арт-директор на один день стал водителем.



Почему возник эксперимент?


При школе Avtotest, о которой мы уже однажды писали, появилась новая услуга — «Дополнительное вождение». Суть сервиса — помочь новичкам освоиться на дороге, почувствовать себя увереннее и перестать бояться своего автомобиля и окружающих водителей. Работает все так: начинающий водитель, не имеющий опыта, приходит в школу, покупает один из пакетов — Red, Yellow или Green, получает инструктора и расписание и начинает дополнительное обучение. Пакеты считаются по убывающей — чем больше часов, тем дешевле цена за час, максимальная стоимость — 80 000 сумов, минимальная — 50 000.


Грубо говоря, новичок садится за руль учебной машины, на пассажирское сиденье садится инструктор, и они начинают движение по городу, по выбранному клиентом маршруту. В день дается не более двух часов, так как начинающий водитель устанет ездить больше. Проехав до необходимой точки, клиент оставляет машину там, где ему необходимо, а инструктор увозит ее обратно.


Арт-директор VOT Роман Сайфутдинов получил права около трех лет назад и с тех пор ни разу не садился за руль. Проехавшись с инструктором, он рассказывает, насколько новая услуга может помочь водителям и что делать, если вы боитесь дороги.


Недоброе утро

Мой график загружен, инструктор тоже много работает, поэтому мы решили, что за руль я сяду в четверг, в 10 часов утра. Подъехав к школе, я дождался сопровождающего и инструктора, и мы пошли выяснять, насколько плохи мои дела. Перед самым началом я искренне считал, что все на самом деле ужасно. Утром, думая о том, что мне придется столкнуться с другими водителями и управлять машиной на оживленной трассе, я волновался настолько, что не смог позавтракать, и единственной пищей с утра был чай, который, к слову, немного успокоил


Итак, час икс. Мы встречаемся с координатором эксперимента и моим инструктором на эти два часа — Вилоятом Хидоятовичем Джалиловым. К слову, машина тоже немного испугала — я учился водить на маленьком «Матизе», у которого нет ни капота, ни багажника, и привык именно к таким габаритам. А провести эксперимент мне предстояло на фирменном «Кобальте» компании, с которым я вообще не знаком. Правда, это единственное, что меня смущало, так как в сравнении с тем же «Матизом» эта машина мягче, удобнее и, как выяснилось, намного легче в управлении.


Пообщавшись с инструктором, я с облегчением узнал, что в город мы не поедем. Так как практических навыков вождения у меня нет никаких, а договор об обучении я не подписывал, выезжать в город было нельзя, дабы не нарушать правил движения и не быть оштрафованным. Дело в том, что сесть за руль и выехать на городские дороги можно только с доверенностью, которая оформляется одновременно с подписанием контракта.


В общем, мы поехали на один из немногих ташкентских автодромов, находящийся на Каракамыше.


Приключения начинаются

Пока мы ехали, инструктор рассказывал о своей жизни и работе с людьми. Например, я узнал, что многие инструкторы не учитывают психологию ученика, его возраст, жизненные ситуации, положение. То есть схема обучения едина для всех, а индивидуальный подход — совсем не та фишка, что практикуется на уроках. А как выяснилось, это один из важнейших факторов в подготовке будущего водителя.

Например, в том же «Дополнительном вождении» предусмотрено определенное количество часов, при которых любой адекватный человек с легкостью выходит на дорогу и уверенно водит свою машину. Но всегда есть исключения: к примеру, чем старше человек, тем тяжелее ему дается вождение и тем сложнее ему вклиниться в движение. Или тот факт, что, практикуясь минимум по два часа в день, профессиональным водителем ты станешь только через год. Зато через год можно будет с легкостью определять новичков, вычислять, с какой скоростью едет машина, с точностью до километра и выворачиваться из любых, даже самых сложных ситуаций. Наконец мы доехали до места и поменялись с инструктором. Я сел за руль.


Пересев на водительское сиденье, я снова начал волноваться: а если что-то пойдет не так? Кто будет платить за машину, если я ее разобью? А вдруг я не успею затормозить и наеду на человека? Но меня быстро успокоили — во-первых, при найме на работу инструкторы школы подписывают договор, в котором указано, что полную ответственность за машину несут именно они.


Выходит, что задача инструктора в данном случае — следить, чтобы я вел машину аккуратно, понимал, что и зачем делаю, и избегал аварийных ситуаций. Во-вторых, машина все-таки учебная, а значит, инструктор, следя одновременно и за дорогой, и за мной, может притормозить, если что-то пойдет не так. Услышав эти новости, я немного успокоился и почувствовал себя чуточку увереннее.


Бег с препятствиями

Так как за три года почти все, что я знал, улетучилось, первые 40 минут было сложно — эстакады, повороты, торможения и парковки выходили не так хорошо, как хотелось бы. Например, на эстакаде мне долго объясняли, что я должен сделать — нажать тормоз и сцепление, опустить ручник, отпустить тормоз, постоять на сцеплении, поднять ручник и мягко, без резких движений подняться в гору. Кстати, о горах. Инструктор предупредил, что начинающему будет сложно проехать по горной местности, потому что эта операция повторяется часто, а если ненароком спутать педали и газануть, то и вовсе начнутся неприятности.


Но благодаря грамотным и достаточно мягким объяснениям инструктора уже к третьему подъему я начал с легкостью справляться с этим испытанием.

Помимо меня, на автодроме было еще несколько начинающих водителей, которые так же, как и я, только справлялись с превратностями вождения, создавая иногда странные ситуации. Например, на кольце мне не уступили дорогу, хотя должны были, пару раз останавливали движение, пытаясь проехать задом. Были и те, что соблюдали нехитрые правила — пропускали меня, когда я ехал по главной дороге, а им нужно было повернуть. Но это отнюдь не значит, что я был идеален. Начнем с того, что я не привык к крупногабаритной машине — после «Матиза» мне было очень сложно первые 20 минут передвигаться на «Кобальте».


Машина казалась очень большой, я подсознательно боялся во что-нибудь врезаться, но через какое-то время привык и освоился. Кроме того, после машин моей автошколы было не привычно, что не нужно прилагать усилия, когда крутишь руль, а на педаль тормоза или газа достаточно лишь немного надавить, а не жать до упора.


С поворотами тоже было весело — пытаясь выехать, я тормознул так резко, что мы с водителем дружно подпрыгнули. А в один момент я запаниковал и спутал право и лево, так что минуты три не мог развернуться и выехать из тупика. Я думал, что, может, хотя бы от этой откровенной глупости инструктор осерчает и скажет мне что-нибудь, но даже тут он улыбнулся и показал мне на лобовое стекло, где с каждой стороны были наклейки «Налево» и «Направо». Удобная подсказка: она очень помогла бы в офисе, где редактор и пара журналистов вечно путают право и лево. Пару-тройку раз я въехал в яму и узнал, как их объезжать и что будет с ходовой моей машины через год, если этого не делать.


Спустя час с небольшим, катаясь кругами по автодрому, я стал справляться все лучше и лучше. Инструктор мягко направлял меня, отвечал абсолютно на все вопросы, даже если они казались глупыми, поправлял меня и помогал всем, чем мог. По пути мы довольно приятельски общались о том, почему он стал работать в этой профессии, каких учеников ему нравится обучать больше всего, и о том, что человек, учившийся водить на «Жигулях», справится с чем угодно.

Наши два часа почти истекли, и мне стало откровенно жаль, что мы не можем выехать в город. Я был уверен, что спокойно проедусь по дорогам родного Каракамыша и справлюсь с местным движением.


Вперед, на дорогу

Возвращаясь к обоснованию эксперимента, я задумался о том, что хороший инструктор — это самая важная часть обучения. Я помню, как учился три года назад и несколько раз за все время хотел бросить эту затею, так и не получив права. Каждый раз, когда на меня повышали голос, моя мотивация сесть за руль опускалась все ниже.


Слушая истории друзей о том, как кого-то учил суровый дядька на «Жигулях», папа или муж, я понимал, что большинство водителей создает аварийные ситуации хотя бы потому, что рядом сидит вечно ругающийся и орущий сосед, который усугубляет ситуацию и мешает сосредоточиться, путая своими указаниями и временами доводящий до сердечного приступа. Наверное, если бы изначально моим инструктором был такой же человек, как и сегодня, я бы купил машину и не боялся выезжать на дорогу. Поездив сегодня, я размышляю над тем, чтобы оплатить себе «Дополнительное вождение» и покататься несколько часов по знакомым мне маршрутам — от работы до дома или до института, поездить по городу и стать более уверенным водителем, по сравнению с тем, каким я являюсь сейчас.

Почему именно в Avtotest? Наверное, потому что пока это единственная школа, предоставляющая такую услугу на комфортных условиях: можно ездить без определенного, установленного школой маршрута, а машину доставят в любое место по желанию. Также мне подсказали, что инструктором моей девушки может стать женщина-инструктор.


Но если у вас пока нет такой возможности, можно воспользоваться рекомендациями моего сегодняшнего инструктора:


      • Ездить на небольшой скорости, по правой полосе, чтобы не мешать другим водителям.
      • Стараться ездить без «помощников» с неустойчивой нервной системой.
      • Обкатывать машину на небольших квартальных дорогах или в махаллях.
      • Ездить ранним утром или ближе к ночи, когда движение почти сходит на нет.
      • И наконец, чтобы чувствовать себя увереннее и не бояться дороги, нужно ездить. Водить как можно больше и чаще — пожалуй, это единственный способ справиться с волнением.



*На правах рекламы


Текст: Роман Сайфутдинов