Пять лет назад на НТВ появилась программа о путешествиях по миру с гастрономическим уклоном. «Поедем, поедим!» быстро стала популярной, и сейчас ее аудитория насчитывает около трех миллионов человек.


Ведущий Джон Уоррен и съемочная группа из пяти человек уже приезжали в Узбекистан, но вся программа была посвящена только Самарканду, Бухаре и их кулинарным особенностям. На этой неделе команда снова вернулась в страну, только теперь «главными героями» стали Ташкент и Хива. Отснятый выпуск выйдет в эфир в конце октября—начале ноября, а пока мы расскажем, как все прошло, и что обычно остается за кадром.


При чем тут VOT?

Все началось в четверг, 29 сентября, когда нам в редакцию позвонили с неизвестного номера. Звонивший представился продюсером программы «Поедем, поедим!» на НТВ и попросил нас помочь ему найти героев для передачи. Чуть позже выяснилось, что в ближайшем будущем команда будет снимать выпуск о Ташкенте и Хиве и хочет включить туда нескольких героев, о которых мы уже писали, — автора «пирожков» Олесю Цай и правнука Шаляпина Робина Манби.

Найти контакты Олеси Цай было просто, а вот Робин успел уехать из города. Передав эти новости Алексадру Абрамову, продюсеру, мы получили приглашение поприсутствовать на съемках и своими глазами увидеть, как создается передача.


Бекстейдж. Кто делает передачу

В штате программы три продюсера, несколько операторов, сценаристов и один ведущий — Джон (интервью с ним можно прочитать здесь). Каждый продюсер готовит свой выпуск, выбирает страну и город и начинает думать над тем, что показать и о чем рассказать зрителям. Подготовка начинается за две недели до поездки, на каждую командировку дается пять дней, после чего команда возвращается в Москву и оформляет передачу. Практически все члены группы чередуются, исключение лишь у Джона — у него есть только два выходных в неделю, когда он может отоспаться и отдохнуть от тяжелого графика.

Готовятся к поездкам так: ищут в интернете интересные локации и героев, отправляют запросы на разрешение съемок по стране и составляют сценарий. Сложностей достаточно уже на этапе подготовки — в выбранной стране могут измениться погодные условия, дипломатическая ситуация, а иногда принимающая сторона может просто не ответить на запрос.


Как готовились к съемкам в Ташкенте

Начальная подготовка всегда выглядит одинаково. В начале сезона команда выбирает порядка 18 стран, где будут проходить съемки, но официальные письма и запросы отправляются сразу в 30, чтобы не было проволочек с ответами. В этот список попал и Узбекистан: после съемок первой передачи страна понравилась всем, в том числе и самому Джону. За один выпуск было невозможно охватить страну целиком, кроме того, Уоррену хотелось вернуться, и поэтому продюсеры решили приехать еще раз, но теперь в Ташкент и Хиву. Кроме того, рейтинги показывали, что очередной выпуск про Узбекистан будет интересен зрителям.

Часто не все идет, как задумано, и на эти случаи у продюсеров всегда есть план «Б». Это необходимо, если в стране, например, резко поменяется климат. Так было, когда программа снималась в Дубае — группе повезло попасть в ураган с градом и дождем, который бывает в эмирате раз в двадцать лет. Так как на месте была объявлена чрезвычайная ситуация, практически весь город был закрыт, и сценарий пришлось переписывать на ходу — снимать аквапарки, ночные рестораны и клубы.


Съемка в Ташкенте также прошла по плану «Б» — вместо планируемых локаций появились другие, о которых не думали при составлении первого сценария. Запасной план существует всегда: «на всякий случай» обычно прописано 5–6 мест. В Ташкенте выбрали площадь Мустакиллик, Ташкентскую международную туристическую ярмаркую, медресе Абдулкасым Шейха, ГАБТ имени Алишера Навои, сквер, телебашню, комплекс Хазрати Имам, ресторан «Голубые купола» и парк «Анхор-Локомотив». Среди героев — юная звезда ютьюба Джурабек Джураев, автор «пирожков» Олеся Цай и граффитист Михаил Пашков.

Принимающая сторона

Во многом то, как пройдут съемки, зависит от принимающей стороны — если страна прибытия идет на контакт и помогает съемочной группе, все проходит практически идеально. От принимающей стороны зависит, где съемочная группа будет жить, на чем будет ездить, что будет есть и много других возникающих в процессе нюансов.

У программы есть свой бюджет, но принимающая сторона берет на себя определенную часть затрат и обеспечивает бригаду всем необходимым. Такое сотрудничество удобно всем: как программе, позволяя ей укладываться в установленные рамки бюджета, так и стране, ведь благодаря этому российские туристы узнают о тех или иных местах на планете. Одним из плюсов съемок в Ташкенте была независимость в принятии решений: назначение локаций, объектов и людей не зависело ни от кого, кроме продюсера и ведущего, что облегчало работу.


За прием гостей отвечал «Узбектуризм». В случае с Ташкентом работа была максимально комфортной, хотя и не обошлось без заминок — по первоначальному плану в программе должно было быть ташкентское метро, Институт солнца и несколько других локаций. Продюсер не может начать подготовку к командировке раньше, чем за две недели, а чтобы получить разрешение на съемку в этих местах, нужно чуть больше времени.

Локации, проходки и доброе утро

В Ташкент команда попала сразу же после Кении, ненадолго заглянув в Москву, чтобы сдать оборудование и подготовиться к новым съемкам. По определенным причинам вместо пяти дней на Узбекистан осталось только три, а значит, работа намечалась трудная.


Во вторник, 4 октября, съемочная группа приземлилась в Ташкенте, доехала до гостиницы, распаковалась и сразу же отправилась в «Голубые купола» снимать, как готовится лагман. Следующий день обещал быть более интересным и насыщенным.

Утро началось на площади Мустакиллик. Здесь снимались общие кадры и проходки, а команда просыпалась перед долгим рабочим днем. После знакомства съемочная группа и наша редакция отправились на Ярмарку туризма в «Узэкспоцентр», где и было основное веселье: ведущего узнавал каждый второй посетитель, журналисты просили «буквально пару минут» на интервью, а съемки все задерживались и задерживались. Здесь прошла дегустация бешбармака от ресторана «Манас», национальной кухни от сети ресторанов «Караван Груп», нескольких закусок от «Апреля» и других заведений города. В целом на выставке команда провела три часа, чтобы познакомить российского туриста с многообразием узбекской кухни.


После выставки съемочная группа двинулась в медресе Абдулкасым Шейха, где в девяностые годы была открыта школа ремесленничества регионов Узбекистана. Там Джону показали, как занимаются резьбой по дереву, как создаются местные сувениры и чего стоит работа ремесленников.


Последней локацией этого дня стал ГАБТ имени А. Навои, где специально для группы включили уже закрытый на зимний период фонтан, а Джон спел с молодым певцом узбекскую народную песню.


Второй ташкентский день был более «молодежным»: зрителей знакомили с малоизвестными по стране, но, тем не менее, значимыми героями Ташкента — граффитистом Михаилом Пашковым, который сделал для Джона памятный подарок, и сочинительницей «пирожков» Олесей Цай. Второй день съемок в Ташкенте прошел быстрее, так как группа выехала раньше и готовилась к отлету, который был намечен на 19:00 по нашему времени.

Там, где сплю, там и мой дом

Как бы люди ни любили свое дело, у каждой профессии есть обратная сторона. В данном случае — это сложность постоянных перелетов. Только-только попав на съемки, ты пропитываешься определенной романтикой этого дела, но спустя некоторое время эйфория угасает: постоянные перелеты, сбитый режим дня, проблемы с питанием, акклиматизация, разные часовые пояса и практически никакой личной жизни. На второй день съемок появляется ощущение, что прошло уже две недели, так как за эти два дня мимо команды проходит огромное количество людей и мест. Джон Уоррен, в отличие от остальной группы, отдыхает только пару дней в неделю.

Вся команда выработала себе привычку — они могут спать в любом спокойном положении и везде, где только можно. Порой команда забывает поесть, иногда же просто не успевает. Например, на съемках в Хиве из-за задержек все пропустили обед. Вечером тоже возник вопрос: поужинать или улететь в Ташкент. Выбор был сделан в пользу перелета, а ужин так и не состоялся.


Кроме того, происходит некая профессиональная деформация. Участники съемочной группы смотрят на новые страны не как восторженные туристы, а как профессионалы: размышляют, что можно показать, как это снять и как это будет выглядеть на экране.


Иногда происходят и конфликты в команде. Сказывается усталость и то, что принимающая сторона не всегда информирует об изменении сценария. Но при этом сплоченность и дружеские отношения сглаживают острые углы.


Что происходит после съемок

У программы всегда есть предварительный сценарий, но не всегда съемочная группа привозит то, что планировала. Получив материал, несмотря ни на что, монтажники начинают свою работу, заканчивая ее за два дня, а уже потом сценарист перерабатывает и переписывает готовый текст под удавшиеся планы.

Из Москвы текст отправляют на озвучку Джону, который почти всегда находится в командировках и записывает его по вечерам, после съемок. С этим также могут возникнуть проблемы, так как далеко не во всех странах есть хороший интернет. Порой продюсер может не присутствовать на съемках, отправляя готовую озвучку в Москву по медленному и совершенно не стабильному интернету. Так было, например, на Гоа. Кроме того, нужно заботиться об авторском праве на музыку и фрагменты из фильмов, что используются в программе, запрашивая разрешение или покупая его.


В общей сложности на создание готовой передачи уходит еще неделя после съемок. А вот выход в ротацию зависит от множества других факторов — погоды, праздников, схожести стран.


«Заболеть страной»

Помимо бюрократически-официальной части, важную роль в программе играет и отношение местных жителей к съемочной группе, к стране, в которой они живут. На съемках в Хиве команда единодушно согласилась, что Узбекистан — это точно то место, куда бы они вернулись еще. Но не для того, чтобы готовить программу — хотя, почему бы и нет? — а чтобы побыть здесь туристами, просто гостями, которым ничего не нужно снимать.

Для команды нет ни одной страны или места, которые были бы объективно плохи. Все зависит от восприятия — к примеру, стоит вылететь из холодной Москвы в теплый Ташкент, как вся команда уже рада. Зависит это от людей, которые могут заново открыть гостям, казалось бы, знакомое место. Всегда запоминаются не страны, а конкретные места и конкретные люди.


Есть города, где очень сложно снимать, но благодаря людям, которые сопровождают съемочную группу, эти места начинают играть новыми красками, а передача становится только лучше.

Какой бы ни была подготовка, даже самые красивые места можно показать нейтрально, если принимающие люди относятся к гостям равнодушно, делая свою работу просто потому, что надо, а не потому, что им хочется. Всегда видно, когда человек влюблен в свое дело, и это «всегда» передается: любой гость так или иначе заражается местом и отношением к нему.


И Узбекистан — это место, которым «заболела» вся съемочная группа. Этот личностный момент невероятно важен в подготовке, в съемках и в готовой программе.


Программа «Поедем, поедим!» о Ташкенте и Хиве появится в эфире в двадцатых числах ноября.


Редакция «Voice of Tashkent» благодарит съемочную группу за возможность присутствовать на съемках.


Текст: Даша Солод

Фото: Камила Наврузова