17 июня в Radisson Blu Hotel прошла презентация книги «10 причин посетить Узбекистан». Через несколько месяцев ее представили в Лондоне и начали продавать за рубежом.

VOT пообщался с основателем издательского дома Динарой Дултаевой о том, как создавалась книга, какие цели ставили перед собой создатели и какие люди стояли за разработкой и производством книги.


Идея книги

Мысли о создании книги появились давно, а идея красиво и качественно представить Узбекистан жила всегда. Когда мы путешествуем или общаемся с зарубежными коллегами, партнерами и друзьями, то всегда с гордостью отвечаем на вопросы или рассказываем о нашей стране. Мы пытаемся поделиться самым лучшим, что есть в Узбекистане, — нашими традициями, культурой, современной жизнью. Однако все то, что живет в нашем воображении, те яркие кадры из памяти, трудно передать словами, а под рукой не всегда есть подходящий для этого материал.

Работа над изданием началась осенью 2015 года. Сначала был текст, который мы решили собрать в одну книгу. Стали подбирать фотографии, проводить съемки и разрабатывать дизайн.


Получилась книга объемом более 300 страниц. Команде, работавшей над ней, удалось собрать и представить миру весь накопленный материал в достойном виде. И сегодня, общаясь с международными профессионалами мира коллекционных изданий, мы получаем от них высокие оценки и признание.


Кто занимался проектом

Над книгой работала небольшая, но талантливая команда. Самое главное — все были вдохновлены и вложили в проект частичку своей души. Сегодня в мире большого успеха достигают гибкие и эффективные компании. Когда самый крупный создатель контента — это Facebook, самый большой перевозчик — Uber, а самая успешная компания в сфере гостеприимства — это AirBnB, становится ясно, что громоздкие структуры больше не оправдывают себя. Можно делать масштабные проекты с очень небольшой, гибкой и продуктивной командой. Главное — то, насколько все будут вдохновлены общей идеей. Даже 3–4 человека могут создавать гениальные вещи.

В целом на создание книги ушло около трех месяцев: мы работали с огромным архивом фотографа Эрнеста Куртвелиева, проводили новые фотосессии, дополняли и перепроверяли материал, изучали тонкости издательского дела. Автор идеи Мурад Назаров, несмотря на свою занятость, лично принимал участие в различных этапах, делился идеями и поддерживал команду.


Русский текст книги написала я сама. Над английской версией работали двое международных редакторов из Нью-Йорка и Кембриджа, так что мы сохранили баланс между американским и британским английским. Дизайн книги выполнен талантливым дизайнером Давроном Абдуллаевым, который просто живет книгами и искусством их создания.

Когда началась работа над книгой, не было никаких сомнений, что будут использованы именно работы Эрнеста Куртвелиева. Они как нельзя лучше иллюстрируют те 10 причин, которые представлены в книге. О таланте Эрнеста излишне что-то говорить. Он готов не спать ночами, подниматься на тысячи километров, ждать, снимать и переснимать, чтобы поймать «нужный момент» рассвета, невероятного кадра в пустыне, на вершине горы, в мечети или где-либо еще.


Все его работы глубоко прочувствованы. Он создавал эти произведения искусства на протяжении 15 или даже 20 лет. В книге есть фотографии, которые снимались еще на пленку. Во всех них видны любовь и трепетное отношение к Узбекистану. Эрнест и сам загорелся идеей создания такого проекта: он всегда предлагал новые идеи, искал места для съемок и был готов отправиться в путь в любое время дня и ночи. Его работы — достойное представление страны на международном уровне.


Где печаталась книга

Дизайн книги требовал высокого мастерства печатников, и мы стояли перед выбором достойной международной полиграфии.


Многим кажется, что создание книг — это механический процесс, зависящий в основном от качества оборудования, но в нишевом сегменте задействовано очень много ручного труда.

Мы остановились на стамбульском полиграфическом доме Mega Basim, в первую очередь в силу схожего менталитета, высокого сервиса и наличия рейсов в Турцию по три раза в день. Эта типография специализируется на коллекционных и VIP-книгах и печатает издания для большинства глав государств и крупных компаний.


В процессе предпечатной подготовки активно участвовали все, включая топ-менеджеров, мастеров ручной работы, специалистов по фотокоррекции и дизайнеров с обеих сторон. Каждый элемент, узор, сочетание оттенков кожи на футляре книги — обсуждения были достаточно бурными. Идейным вдохновителем при разработке коллекционной лимитированной версии был Мурад Назаров.


Он как архитектор предложил интересное решение в стиле национального ганча. Переложение архитектурной традиции на оформление книги стало успешным решением, как нельзя лучше отражающим особенность и глубину всего проекта. Печать и ручная сборка книги заняли около месяца.

Каждая деталь в оформлении книги была продумана до мелочей. Ведь даже многие узбекистанцы, просматривая книгу, говорят: «Вау! Неужели это все у нас? Я тоже хочу в эти места». Что уже говорить об иностранцах? Держа книгу в руках, можно прочувствовать красоту и аутентичность страны. Основная миссия проекта — показать Узбекистан таким, каким мы его любим — разнообразным, колоритными и необыкновенным.


Почему для международной презентации выбрали Лондон?

Лондон — признанный мировой хаб, здесь проходит нулевой меридиан, отсюда начинается отсчет времени. Из Лондона удобно осуществлять выход на международную аудиторию. При поддержке Посольства Узбекистана в Великобритании, которое тоже заинтересовалось проектом, состоялась презентация книги.

Издание вызвало большой интерес. Реакция гостей во время приема говорила не только о качестве и интересной подаче материала, но и о том, что проект очень своевременный. В мировых книжных магазинах можно встретить не так много интересных публикаций о Центральной Азии. Возможно, поэтому ведущие лондонские книжные магазины и бутики выразили интерес к нашему изданию.


Эта презентация вызвала «эффект домино»: другие европейские страны уже начали проявлять интерес к сотрудничеству с нами, а британские организации предлагают участие в своих проектах.


Как распространяется книга?

Книгу можно найти на полках книжных магазинов Ташкента, таких, как «Китоб Олами», Artbox и Books&Gazzete.


В Британии нашими партнерами стали Daunt Books — очень уважаемая сеть книжных магазинов в самых престижных районах Лондона. Другие точки, где сегодня можно найти книгу в Лондоне, — это книжные и не книжные бутики, магазины искусства, галереи и музеи, связанные с Центральной Азией.

На данном этапе прорабатывается также вопрос распространения книги в международных онлайн-магазинах.


Для корпоративных и оптовых заказов есть форма на нашем сайте. Заказ можно оформить из любой точки мира.


Планы на будущее

«10 причин посетить Узбекистан» — первая книга из серии проектов, продвигающих национальный бренд нашей страны. Не буду сильно забегать вперед, но мы уже почти закончили достаточно прогрессивную разработку в виртуальной реальности, которая покажет страну в абсолютно новом формате и продемонстрирует технологичность и креативность наших молодых талантов. После презентации книги в Лондоне многие международные компании обращаются к нам. Они заинтересованы в том, чтобы представлять культуру Узбекистана на своих площадках. Мы, в свою очередь, будем помогать нашим представителям культуры, моды, гастрономии и искусства представлять свое творчество для международной аудитории.

Наша миссия — исключительно национальный брендинг. Мы считаем, что пришло время гордиться и демонстрировать свою страну на весь мир. Для этого не обязательно ждать каких-то инициатив и финансирования «сверху». В Узбекистане очень много талантов, богатое наследие, удивительная культура, люди, искусство и динамика происходящего на современном этапе. Самое главное — мы настоящие, аутентичные. Мы действительно носим адрас и другие национальные ткани, мы действительно отмечаем Навруз, действительно готовим и едим плов, мы действительно верим в семейные и духовные ценности. Это все не напоказ, не для туристов, не для маркетинга. И этим стоит гордиться. В мире очень важно сохранять свою индивидуальность, беречь традиции и ценить свои корни. И есть еще много вещей, о которых мы можем рассказать миру.


Текст: Андрей Прокудин