Талгат Исабеков, также известный как Мастер Tell — основатель тату-салона «База 4169», призер многих международных тату-конвенций. Мы пообщались с ним о пути к успеху, о мифах, недопонимании со стороны клиентов и об индустрии тату в стране.


Как все начиналось

Я интересовался тату-индустрией уже тогда, когда учился в Республиканском художественном колледже (ранее — художественное училище им. Бенькова). Помню, как знакомые ребята предлагали мне «забить» им татуировки с помощью самодельной машинки. Конечно, сначала я отказывался — не было опыта, был страх, — но после долгих уговоров все-таки попробовал и впервые в жизни набил кому-то тату. Боялся, но сделал это.


После колледжа я на два года уехал в Алма-Ату. Занимался граффити, пока моя двоюродная сестра, заметив мой интерес к тату-индустрии, не посоветовала мне обратиться в тату-студию по поводу обучения. В той студии я проучился полгода. Спустя какое-то время меня на месяц отправили в Чехию. Совершенствуя свои навыки, я получил несколько предложений о дальнейшей работе. Предлагали работать мастером в салоне Москвы, но я отказался: хотел вернуться обратно в Алма-Ату. Пробыв в Казахстане два года, я почувствовал, что очень соскучился по маме, и решил на полторы-две недели приехать в Ташкент. Но так получилось, что задержался надолго. В Ташкенте поступило предложение от известного тату-салона Pigmentarius, и я, не задумываясь, вышел на работу.


Поначалу было очень тяжело. У меня не было своей базы клиентов и была острая нехватка средств. Часто я думал бросить это дело и вернуться к росписи стен, которой занимался еще до того, как пришел к татуировкам, но благодаря поддержке моих друзей и близких я нашел в себе силы, чтобы продолжить заниматься творчеством.


Сначала делал множество бесплатных татуировок своим знакомым. Таким образом я совершенствовал навыки, а знакомые рассказывали обо мне своим знакомым. Работало сарафанное радио. Через год у меня появилась более-менее стабильная клиентская база. С каждым годом она увеличивалась, желающих набить себе татуировку становилось все больше.

Я проработал в студии Pigmentarius восемь лет и понял, что хочу открыть что-то свое. В конце марта 2016 года открыл свое собственное детище — тату-студию «База 4169». Было тяжело расставаться с Pigmentarius, ведь это был мой второй дом на протяжении многих лет. Я очень благодарен Веронике Евдокимовой и ее супругу Дмитрию Морозову за совместный вклад в тату-индустрию нашего города.


Клиенты, мифы и часто задаваемые вопросы

Тату-сфера в Узбекистане развивается, и это не может не радовать. Ко мне приходит множество клиентов, и все они разные. Кто-то занимается творчеством, а кто-то, напротив, работает в государственных учреждениях. Это миф, что люди, находящиеся вне творческой сферы, не делают татуировок: у меня есть много клиентов, которые работают в банках или офисах. Самое главное требование — не делать татуировку на видном месте. И все. Большинство из них делают весьма интересные и объемные работы. Я просто подбираю более подходящий эскиз под определенный участок тела совместно с клиентом.


Мой главный совет всем желающим сделать себе татуировку — это созреть для этого. Ведь она делается раз и навсегда. Нужно хорошо подумать: это не вещь, которую можно будет снять. Выбрав эскиз и мастера, важно учитывать специфику кожи и локацию татуировки. Очень часто я советую клиентам не делать татуировки на некоторых частях тела. Например, боковая часть фаланги пальца — не лучший вариант. Дело в том, что структура кожи там очень мягкая, а пальцы постоянно соприкасаются друг с другом. Получается, что татуировка находится под постоянным воздействием трения и теряет в скором времени свой приглядный вид. Я пытаюсь донести эту важную информацию до каждого клиента, но, к сожалению, люди не всегда прислушиваются к мастеру. Стараюсь вежливо отказывать таким клиентам: понимаю, что татуировка из-за неудачной локации со временем потеряет свой вид, а это плохой знак для мастера. Я предпочту потерять деньги, чем испортить свою репутацию и чужую кожу.


Дело в том, что я не гонюсь за коммерцией. Всегда настаиваю на качестве и аккуратности в работе. Именно поэтому для меня очень важно обсудить с клиентом все тонкости процедуры. Бывают и такие клиенты, которые задают весьма глупые и известные всем вопросы. Ярким примером может служить вопрос о нанесении временной татуировки. Дело в том, что временных татуировок не бывает. Это миф.


Другой пример — вопрос цены. Огромное количество людей считает своим долгом сообщить мне, что другой мастер назвал им более низкую цену. Мне кажется, что хорошая работа должна стоить своих денег. Я всегда смотрю на сложность и объем эскиза и только потом называю клиенту стоимость. Никому не хочется обращаться к врачам, чтобы свести татуировку, верно? Намного легче сразу заплатить мастеру и носить тату с удовольствием и комфортом. Я даже не сосчитаю, сколько людей обращались ко мне с просьбой переделать то, что сделал кто-то другой. Это называется cover-up — исправление татуировки. Перебивать чужую работу сложно, и, на самом деле, куда логичнее сразу прийти к мастеру и не пожалеть своих средств на татуировку, которая останется с вами на всю жизнь.


Многие клиенты удивляются, что запись ко мне происходит за три месяца до процедуры. У меня очень много работы, и работаю я без выходных. Думаю, такая запись — хороший показатель для тех, кто хочет себе татуировку. Хороший мастер всегда нарасхват. К сожалению, я не могу записывать желающих раньше графика, как бы они не просили. Не важно, кто ко мне записывается — молодой человек с улицы или популярная личность, — все ждут в порядке очереди.


Кстати, еще один часто задаваемый вопрос — болезненность процедуры. Да, скажу честно, процедура бывает болезненной. Это зависит от болевого порога человека и локации татуировки. Например, делать тату на ребрах больно. И у меня на сеансах бывали очень неприятные ситуации. Помню, как во время одной из процедур моя клиентка потеряла сознание от болевого шока. Стараюсь всегда спрашивать, как человек чувствует себя во время сеанса. Это очень важно — следить за состоянием клиента. Более того, администратор в студии всегда предупреждает, что человек должен приходить на сеанс выспавшимся, не голодным и не под воздействием алкоголя. Не желательно и употребление кофеина, аспирина и антибиотиков. Эти компоненты способствуют разжижению крови, 3% пигмента краски сходит во время заживления. Само заживление в этом случае тоже протекает плохо. Если клиенту невыносимо больно, мастер может использовать гель-анестетик.


Я уже говорил, что татуировка — это не вещь. Более того, татуировка — это не мода, это культура и красота. А за красоту, как говорят, нужно платить любую цену. Вытерпеть татуировку с болью — это плата за экзотику.

В общем, ко мне приходят самые разные клиенты. Но есть одна категория людей, которых я не принимаю, — это люди до 18 лет. Подростки могут записаться на процедуру только с разрешения своих родителей. В моей практике был случай, когда на сеанс записалась девочка 15 лет. Обязательным условием было принести с собой документы и привести родителей, у которых так же должны присутствовать подтверждающие личность бумаги.


Я видел несколько веяний новой тенденции — забивание татуировок детям. По мне, так это полный бред. Ребенок не осознает, что ему делают и что это на всю жизнь. Каждый человек должен сам решить, хочет ли он татуировку.


Фестивали и конвенции

В 2010 году я участвовал в ташкентском фестивале «Модификация тела-2010» и занял первое место. В 2012 году занял третье место на питерской международной тату-конвенции в номинации черно-белое индивидуальное тату. Я забрал звание лучшего мастера Средней Азии в 2014 году на фестивале в Алма-Ате. В том же году участвовал в международной тату-конвенции в Праге: занял первое место в номинации «Черно-белое тату» и второе место — в номинации «Большая татуировка».


В 2015 году сбылась моя мечта — я попал на Международную тату-конвенцию в Берлине. Я был очень рад и волновался, ведь встретил там мастеров, с которых беру пример, работами которых вдохновляюсь. Отбор был очень жестким: нужно было прислать свои работы, упомянуть о своих заслугах, рассказать об участии в различных фестивалях и статусе. Самым приятным было то, что на этой конвенции я забрал три золотых и одну серебряную медаль. Это дало мне огромный опыт и признание, а мой статус мастера стал мировым. Когда ты занимаешь первое место на конвенции, то известные тату-журналы пишут о тебе статьи, и это приносит тебе еще больше признания и известности. В сентябре и октябре 2016 года я планирую посетить еще два фестиваля, которые пройдут в Минске и Малаге.


Кстати, недавно в Like Bar прошло третье ташкентское тату-шоу. Организаторы пригласили меня в жюри. Работы участников оценивались по качеству исполнения, сложности, чистоте и наименьшей травматизации кожи у модели. Все участники имели право выбрать любой эскиз для конкурса и на нанесение татуировки им было выделено пять часов. Среди участников были двое моих учеников: Бернара Фазылова и Костя Цибизов. Я сразу предупредил их обоих, что статус ученика никак не повлияет на мое отношение к их работе, и если кто-то из них допустит погрешность или выполнит работу недостаточно хорошо, то он будет оценен точно так же, как и любой другой участник шоу. Тем более, я был не единственным членом жюри. Меня очень радует, что тату-индустрия развивается в Ташкенте с каждым днем, однако организация подобного феста прошла не на достойном уровне. Присутствовали орфографические ошибки в сертификатах, которые были вручены победителям, была какая-то спешка среди организаторов и казалось, что у них что-то пошло не так. Лично для меня на этом фесте очень приятным оказалось то, что первое место занял мой ученик Костя. Я горжусь, что он развивается и не стоит на месте.


Тату-школа, как стать учеником

Ко мне обращается много людей, желающих обучаться тату-мастерству. Самое главное — это иметь потенциал и талант. С каждым из них я разговариваю вживую. Мне очень важно знать, что человек будет заниматься творчеством и что он горит желанием работать в этой сфере. Я всегда уточняю, есть ли у человека художественное образование и может ли он предоставить мне свои эскизы.


Бывает и такое, что человек без специального образования талантлив и рисует невероятные вещи. Именно поэтому я прошу каждого желающего показать свои работы. Более того, я смотрю на человека и пытаюсь понять его характер во время разговора с ним. Мне хотелось бы знать, нужно ли это человеку на самом деле и будет ли он заниматься этим в будущем. Потому что бывают и неблагодарные ученики, которые халатно относятся к работе. Отучившись у меня, они в дальнейшем могут экономить и работать на китайском оборудовании либо вообще прекратить стараться и развиваться. Почему-то кто-то из них считает, что раз он взял в руки тату-машинку, то он уже мастер. На самом деле звание мастера еще нужно заслужить упорным трудом и терпением. Мне иногда поступают жалобы на некоторых моих учеников, и на самом деле это очень расстраивает.


Мой главный совет желающим учиться у меня — вы должны быть терпеливыми. Каждому требуется разное количество времени для совершенствования. От вашего терпения зависит качество вашей работы. Эта работа требует проработки каждой детали, ведь на вас ответственность за то, с чем клиент будет ходить всю жизнь.


График и свободное время

Я уже говорил, что запись ко мне на сеанс делается за три месяца. Большое количество работы, конечно же, оставляет немного времени на общение с друзьями. Если ты хочешь быть мастером, то должен понимать, что работа для тебя должна быть на первом месте. Все остальное потом. Я люблю свою работу и очень рад, что занимаюсь любимым делом. Немногим так везет. Я по сей день делаю бесплатные интересные работы для того, чтобы развивать свои навыки.


Да, недостаток времени сказывается на отношениях с друзьями и близкими. Но именно благодаря их поддержке я стал тем, кем являюсь сейчас, и они понимают, что такое рабочий график мастера. Я стараюсь по возможности никогда не обделять временем и вниманием свою семью.


Но каждый желающий заниматься искусством татуировок должен осознавать, что это требует колоссального количества времени.


Главное, чтобы это было в кайф.


Советы

Я бы хотел дать пару советов начинающим мастерам. Главное — следите за стерильностью своей работы. Изучайте все правила, используйте только одноразовые иглы, качественные тату-машинки и специальные жидкости для стерилизации. Стерильность должна быть всегда.


Справки о СПИДе — это всего лишь справки, он не передается через татуировки, только через переливание. А вот передать гепатит от одного клиента к другому реально. Поэтому крайне важно соблюдать все меры предосторожности. Ваша репутация и здоровье вашего клиента превыше всего.


К тому же старайтесь работать качественно. Делайте бесплатные татуировки, набивайте руку. Будьте терпеливы и упорно идите к цели. И не портите человеку, пришедшему к вам, полжизни. Клиент заслуживает хорошего качества, старайтесь развиваться и стремитесь к более высокому уровню. Всегда изучайте что-то новое.


Я по сей день вдохновляюсь мастерами Дмитрием Самохиным из Украины, Деном Яковлевым из Беларуси и Никко Хартадо из США. Не забывайте: звание мастера заслуживают временем, опытом и терпением.


Текст и фото: Феруза Некбаева