Жизнь городов запрограммирована для тех, кто видит. Для зрячего человека все просто: зайти в магазин и купить нужную вещь, приготовить обед, добраться до работы.


Но рядом с нами живут те, кто лишен зрения с первых минут своей жизни.


VOT о том, как специализированная школа-интернат дает возможность незрячим детям найти свою дорогу в жизнь.


О школе

Школа была создана в далеком 1923 году по инициативе Юлдаша Ахунбабаева. В 1969 году она была кардинально перестроена и приобрела практически тот вид, который имеет и поныне.


Учебное заведение дает среднее образование детям, имеющим проблемы со зрением. Среди них есть и полностью слепые, и слабовидящие. Направление на обучение в специализированную школу-интернат таким ребятам дает Министерство народного образования. При необходимости педагоги школы осуществляют обучение на дому.


Интернат финансируется государством, однако принимается и спонсорская помощь. Всего в школе учатся 263 ученика, а еще 30 детей посещают детский сад. Наполняемость в классе меньше, чем в обычной школе: в начальных классах — от восьми до десяти учеников, а в старших — от 10 до 12.


Уроки начинаются в 8.30, идут по 45 минут, лишь перемены между занятиями несколько длиннее. После обеда ребята отправляются домой.


О процессе обучения

В интернате та же программа, что и в обычной школе. Только учеба продлена на год, то есть длится не 9, а 10 лет. Помимо общеобразовательных дисциплин, имеются коррекционные предметы. Так, до 5 класса в расписание введены ритмика, лечебная физкультура, логопедия, развитие мелкой моторики, до 9 класса — ориентация в пространстве, до 10 класса — социально-бытовая ориентировка. Именно на уроке социально-бытовой ориентировки ребята учатся готовить, гладить, обращаться с бытовыми приборами и выполнять все те, казалось бы, простые дела, которые зрячий делает, не задумываясь.


Вся учеба в школе основана на азбуке Брайля. Буквы пишутся по точкам. Например, первая точка — буква, А, первая и вторая — буква Б, вторая, четвертая, пятая, шестая — буква В и т. д. Школа оснащена «говорящими» компьютерами.

В Ташкенте есть специальная типография, которая печатает книги для незрячих, но, к сожалению, ресурсов не хватает. Особенно школа нуждается в специальных тетрадях для незрячих.


Об учителях

Все учителя, работающие в школе-интернате, являются тифлопедагогами (с греческого «тифлос» — «слепой»). Где обучают этой профессии? В Ташкентском педагогическом университете имени Низами есть курсы переквалификации, после прохождения которых учитель-предметник сможет работать с незрячими детьми.


Около 50% педагогического состава сейчас состоит из бывших учеников школы-интерната. Они получили соответствующее образование и вернулись в свою же школу в качестве учителей.


О школьной жизни и увлечениях

Жизнь незрячих детей не слишком отличается от жизни обычных ребят. Это задорные, жизнерадостные и полные любопытства дети. Их волнует все то же, что и их сверстников. Они дружат, ссорятся, мирятся, ищут ответы на важные жизненные вопросы, влюбляются. Кстати, многие ребята, повзрослев, создают семьи со своими бывшими однокашниками.


Природа компенсирует отсутствие одного из органов чувств развитием другого. Незрячие люди обладают замечательным слухом. 75 человек из ташкентского интерната учатся в музыкальной школе. До сих пор учеба была бесплатна, однако с сентября есть большая вероятность, что за нее придется платить.


А между тем ученики добиваются больших успехов. К примеру, совсем недавно ученик 7 класса Азимжон Обиджонов (игра на национальном инструменте гиджаке) занял первое место на конкурсе во Франции. А девятиклассник Мирсаид Мухтаров (игра на фортепиано) также был первым на конкурсе в Италии.


Среди учеников много тех, кто занимается спортом, если врач дает разрешение на занятия. Чаще всего выбор падает на легкую атлетику, дзюдо, шахматы, армрестлинг. В дальнейшем незрячие спортсмены выступают на Паралимпийских играх.


Жизнь после

После окончания школы-интерната выпускники продолжают обучение в колледжах и лицеях. Учеба для них усложняется, ведь нет специальных учебников. Всю информацию незрячие черпают из лекций преподавателя, стараясь записать ее шрифтом Брайля.


После окончания лицея (колледжа) ребята могут поступать в институт. Они сдают экзамены на общих основаниях, только не письменно, а устно.


С какими проблемами сталкиваются незрячие люди в городе? Пожалуй, самой важной является проблема передвижения. Хорошо, если есть дорожный знак, указывающий на то, что в этом месте дорогу переходят люди, не способные видеть (хотя и он зачастую просто игнорируется водителями). Но их в городе очень мало, так что переход дороги для незрячих всегда сопряжен с трудностями.


Не так давно один из педагогов школы и студенты Ташкентского университета информационных технологий разработали специальный прибор. Этот небольшой аппарат, работающий на батарейках, дает голосовое сообщение о номере приближающегося автобуса. Проект передан на рассмотрение в вышестоящие органы. Если его утвердят и найдут средства для финансирования, это существенно облегчит жизнь незрячих.


Другой важной проблемой становится трудоустройство. В каждом районе есть Общество слепых, которое помогает решить этот вопрос. Как правило, незрячие люди работают на сборочном производстве несложных изделий.


Текст: Алена Петрякова


Редакция и автор статьи выражают благодарность завучу специализированной школы-интерната для незрячих детей Аноре Кадыровой.