За несколько лет Ташкент сильно изменился: исчезали троллейбусы и трамваи, районы меняли названия, появлялись новые мосты и целые проспекты. А перед саммитом ШОС некоторые центральные улицы были полностью реконструированы и поменяли свой вешний вид.


VOT прошелся по городу и выяснил, как меняется Ташкент.


Новые названия

На карте Ташкента изменились многие названия. В 2014 году власти переименовали более сотни улиц, проездов и тупиков, а тем из них, что были безымянными, наконец, дали названия.


Свои названия сменили два городских района. В начале декабря 2010 года Сабир-Рахимовский район Ташкента стал Алмазарским, а летом 2014 года Хамзинский район переименовали в Яшнабадский.

Юго-западная конечная станция Чиланзарской линии метро с 5 ноября 2010 года также называется «Олмазор». В октябре 2012 года станцию «Чкалов» переименовали в «Дустлик», а через три года сразу две станции, «Хамза» и «Хабиб Абдуллаев», стали называться «Новза» и «Шахристан».


Дороги и мосты

Транспортная система Ташкента сильно изменилась за последние десять лет. Всё началось с того, что к концу 2010 года на улицах города не осталось ни одного троллейбуса.


В марте 2016 года хоким Ташкента Рахмонбек Усманов провел пресс-конференцию, на которой рассказал о планах по масштабному изменению транспортной сети города. Первой громкой новостью, которую потом долго обсуждали в социальных сетях, стал отказ от трамваев. Сейчас ни один трамвайный маршрут уже не работает, а оставшиеся линии демонтируют к концу лета.

Проблемой для жителей города стали пробки. Они возникают из-за большого количества машин (в среднем по 177 на каждую тысячу жителей города) и старой планировки улиц, которые не справляются с нагрузкой. О проблеме открыто заговорили в 2013 году.


На той же пресс-конференции Р. Усманов рассказал, что в городе появится еще одно транспортное кольцо. За основу возьмут улицу Нурафшон — ее построили в 2014 году, соединив метро «Тинчлик» напрямую с центром города, — продлят ее и соединят развязками с улицами Мукими и Нукусской. Городские власти считают, что этот шаг позволит сильно разгрузить центральные дороги.


Строить развязки уже начали. Так, например, будет выглядеть развязка на перекрестке улиц Мукими и Шота Руставели. Говорят, что новое кольцо заработает уже в сентябре, и это вполне возможно. Например, мост на Себзаре построили всего за восемь месяцев: 24 сентября 2014 года объявили о строительстве, 28 октября показали проект, начали работать, а 12 мая 2015 года уже открыли. Президент Узбекистана Ислам Каримов, который осматривал новый мост в тот день, сказал, что в нашей стране полностью сформирована система современного градостроительства, накоплен опыт дорожного строительства и мостостроения. И если раньше на то, чтобы построить мост, уходило два-три года, то теперь хватает и восьми месяцев.


Кроме новых объектов, городские власти ремонтируют старые. Под реконструкцию попал мост возле старого ТашМИ: убирают трамвайные пути, лишние колонны, расширяют сам мост. Говорят, что он может заработать уже в начале августа.


Стиль города

О планах по реконструкции города стало известно в августе 2015 года. Городские власти определили 12 главных магистральных улиц, которые нужно «привести в порядок». Изменения начались с домов в районе метро «Буюк Ипак Йули» — многоэтажки выкрашивали в бежевый цвет и украшали восточным орнаментом. Такой же реконструкции, только чуть позже подверглись жилые дома по проспекту Амира Темура — дома вдоль дороги стали бежевыми, а все магазины, офисы и заведения на первых этажах этих зданий сменили свои вывески. Теперь все они выполнены в тех же нейтральных светлых тонах.


Глобальным изменениям подверглись и частные жилые дома, расположенные по улице Нукусской, — двухэтажные строения переделывались и менялись, чтобы внешне соответствовать друг другу и не выбиваться из общей стилистики.


На всех центральных улицах постепенно заменяют дорожные фонари. До конца 2018 года «Ташгорсвет» установит 116 083 штуки.

Кроме домов и административных зданий, которые только меняют свой внешний вид, в Ташкенте появилось много новых строений. Например — гостиница «Hyatt Regency» или здание «UzAuto» и Политехнического музея, занявшее место старого завода «FOTON». Изменился городской хокимият, преобразился угол на месте Первой нотариальной.


В 2014 году построили новую мечеть «Минор», а вместе с этим закончили обустраивать центральную часть набережной канала Анхор. Этот процесс длился более трех лет.


Оформление всего города в единой стилистике — вполне устоявшаяся мировая практика, которая дошла и до Ташкента. Сложно сказать, являются ли эти изменения частью глобального брендинга столицы и есть ли план брендировать наш город, но аккуратные и чистые дома вдоль дорог выглядят намного эстетичнее и приятнее, чем многообразие вывесок, баннеров и разноцветных строений.


Чтобы город был чище, четыре года назад Управление по благоустройству закупило около четырех с половиной тысяч новых мусорных урн. Какое-то время власти хотели повсеместно использовать урны нового типа, в которых мусор можно сортировать, но эта идея пока не реализована.


Городские рынки

Зимой 2016 года на реконструкцию закрыли сразу два базара — Алайский и Мирабадский (оба уже работают). На ремонт в общей сложности выделили 15 млрд сумов. В будущем реконструкция коснется и базара на Куйлюке. Городские власти оценивают предстоящую работу в 20 млрд сумов.

Новые парки

В последнее время в Ташкенте открылось два новых парка — «Нурафшон» в Алмазарском районе города и «Пушкинские времена» в Яккасарайском.


В ближайшее время состоится открытие нового водного развлекательного комплекса «Бахт» на Рохате. Он расположился на месте старого озера, которое было чрезвычайно популярно у жителей Ташкента в конце прошлого века. Создатели обещают несколько зон: картинг, детские аттракционы, бассейны, кафе и даже небольшой водоем для любителей рыбалки.

Технический прогресс

На дорогах Ташкента устанавливают камеры видеонаблюдения. Сейчас эта система работает в тестовом режиме. Представители УБДД сообщали нам, что камеры будут полностью функционировать уже этой весной, но официального анонса пока не было. Помимо камер, в городе появлялись и другие технические новинки. Например, в начале 2016 года в некоторых автобусах ненадолго заработал Wi-Fi. Так же не долго работала система по отслеживанию городского транспорта и зарядные устройства на нескольких автобусных остановках.


Сами автобусные остановки постепенно заменяют новыми. В 2014 году городские власти сообщили, что за несколько лет установят более 400 штук. В последнее время все остановки вдоль основных магистралей застекляют и оснащают кондиционерами, но первая такая остановка появилась еще в 2014 году.


От редакции

Изменения могут создавать неудобства. Некоторые из них поначалу непонятны. В любом случае неважно, что из этого приходится нам по душе, ведь город будет меняться. И если отбросить консервативный взгляд и попытаться охватить картину целиком, то станет понятно, что все, что ни делается, делается к лучшему.


Фото: Денис Мукимов (2, 5, превью); Камила Наврузова (4); Финат Разяпов (6); TourBlogger (3)