Мы уже писали про первый стартап-акселератор столицы, StartupFactory, задача которого — помогать молодым стартаперам найти инвестора, понять свои слабые места и поработать над ошибками. Теперь пришло время рассказать о Startup Initiatives — проекте, помогающем молодым студентам найти своего бизнес-ангела.


Для чего создавалась программа, как туда попасть и с какими трудностями на пути придется столкнуться, читайте в материале.


О чем идет речь?

Многие уже имеют какое-либо представление о том, что такое стартап. Это уникальная компания или проект, изюминка которых заключается в инновационной идее. Проект считается стартапом до тех пор, пока не получит признание и поддержку инвесторов или пока не закроется как невостребованный и неконкурентоспособный. Тем, у кого есть уникальная идея, команда, но нет понимания того, как реализовать свой план, может помочь стартап-акселератор — программа поддержки и развития проектов, осуществляемая за короткий срок. Сегодня речь пойдет об одной из таких программ — Startup Initiatives.


Цели и идеи

Программа запустилась в январе 2016 года. В ней могут принять участие все студенты и сотрудники высших учебных заведений, включая преподавателей и исследователей. Критерии, по которым отбираются заявки: идея и проект соответствуют направлению высшего образовательного учреждения, наличие технологической новизны, продукт или услуга ориентированы на рынок и получение прибыли и у вас есть команда, состоящая как минимум из двоих человек.


Главная цель создания — продвигать молодое поколение, помочь им постепенно и самостоятельно влиться в бизнес, разрабатывая свою уникальную идею. Проще говоря — сделать свой проект уникальным, не опираясь на традиционную сторону бизнеса, то есть не открывая простые фабрики по пошиву одежды или кофейни, и самое главное — используя инновации и IT-технологии.


Здесь учат грамотно распределять средства на продвижение и разработку продукта, избегая больших кредитов. Идея бережливого стартапа взята из методологии Кайзена, которая гласит: «Делайте маленькие шаги каждый день и добивайтесь своего».


Стартаперов учат чувствовать и понимать, необходим ли данный проект на сегодняшний день на рынке, анализировать рынок методом проведения опроса среди потребителей, партнеров и поставщиков на выявление их нужд и потребностей. По завершении программы участники научатся работать с методологиям, узнают, как правильно создавать бизнес, как действует маркетинг, как нужно опрашивать своих пользователей и как создавать минимальную рабочую модель (MVP).


Бехзод Ботиров
руководитель проекта


Пока это пилотная версия программы, и для нас очень важны отзывы/комментарии, которые мы получим, так как в ближайшем будущем хотим расширяться и запускать обучение дважды в год: в январе и сентябре. Надеемся на успех программы. Планируем посмотреть, как все это будет в целом, и в скором времени всю методологию обучения передать в университеты, чтобы их студенты также придумывали и создавали проекты, может, даже открывали свои бизнес-сообщества или бизнес-клубы. Почему так? Все просто. На данный момент лишь в некоторых университетах у учащихся есть возможность обучаться ведению бизнеса. Изначально была цель — поднять предпринимательскую деятельность Узбекистана на более высокий уровень. Мы надеемся, что, постепенно поднимая эту деятельность среди молодежи, в скором времени у нас в стране появится больше инициативных студентов, готовых находить решения проблем потребителей и значительно упрощать их жизнь.


Тернистый путь к успеху

Первый отбор проходил в январе этого года. Первое правило — подать заявку на сайт. Заявки принимались до февраля включительно, и общее число поступивших заявок составило 308. Из них комиссия отобрала только 157 заявок, авторов которых пригласили на второй этап — интервью.


Целью интервью было узнать побольше развернутой информации о проекте и о том, каким он должен быть по мнению участника. Отбор на третий этап — презентацию — был нелегким, прошло 87 проектов. Презентация проводилась перед экспертным жюри, в которое входили эксперты различных отраслей, и выступающие должны были доказать рентабельность проекта. По окончании презентации эксперты дали конструктивную оценку всем проектам, и некоторые из проектов получили поддержку каких-либо министерств. В конечном итоге из 308 прошли 33 проекта.


Обучение длится три месяца и, соответственно, разделено на три базовых этапа. Первый месяц — теория, где студенты будут изучать азы и направления бизнеса, виды маркетинга, гипотетическое тестирование стартапа, то, как устроена реклама, как работать через социальные сети.


Следующий месяц — практика: создание прототипа минимальной рабочей модели, с которой стартап может быть представлен потребителям и инвесторам.


Третий месяц — исследовательская работа, которая включает в себя бизнес-моделирование и изучение отечественного рынка: то есть опрашивать людей, чтобы выявить, найдет ли данный проект свое место в нише. Еще на этапе создания прототипа нужно понять, какая есть проблема у потребителя и как ее решить, а в конечном итоге проверить, решена ли проблема. Если же так не случится, то команда должна усовершенствовать прототип MVP, опираясь на отзывы и комментарии, которые получит при опросе.


Программа поддержки помогает всем ученикам разработать свой стартап так, чтобы он помогал и упрощал жизнь людей и снабжал их рабочими местами. Пилотная версия запускается в июне этого года. По окончании обучения команды встретятся с инвесторами на так называемом demo day, где будут проведены финальные презентации проектов, и большинство команд найдут своего инвестора. Что касается инвесторов, то на demo day, помимо зарубежных представителей, также будут присутствовать и отечественные: учредители различных фондов, партнеры и представители Торгово-промышленной палаты Узбекистана и представители банков Узбекистана.


Поддержка извне

На протяжении всего обучения молодым студентам будут помогать такие люди, как трекеры, менторы и эксперты в финансовой и юридической сферах. Трекеры — бизнес-наставники, на данный момент уже владеющие бизнесом, добившиеся успеха в своих начинаниях. Менторы — эксперты рынка, тоже достигшие успеха, и постоянные консультанты этого проекта. Помимо менторов и трекеров, помощь также будут оказывать эксперты юридической, финансовой и других сфер деятельности. Очень важно донести до обучающихся, как законно вести свой бизнес, избегая штрафов за нарушения, как работает налоговая система, а также как вести общение с инвестором и разумно составлять инвест-договор, чтобы обе стороны сошлись на выгодном предложении друг для друга. Также благодаря поддержке представительства компании «Sasol» в Узбекистане, Посольства Великобритании в Республике Узбекистан, большинства коммерческих банков и Торгово-промышленной палаты Узбекистана мы находим инвесторов и спонсоров для будущих проектов.


Достижения и планы на будущее

Бехзод Ботиров
руководитель проекта


Мы уже добились некоторых успехов: на рынке стали появляться акселераторы, возможность запустить свой стартап стала более доступной, также радует то, что много организаций оказывают в этом деле поддержку. Ну, а пока ждем запуска нескольких довольно успешных проектов и надеемся, что их будет немало. Хотим развить бизнес-мышление с применением технологий.


Трехмесячное обучение хотим проводить в университетах столицы, чтобы сделать его наиболее удобным для студентов и заинтересовать других желающих. На данный момент подбираем наиболее удобные локации, скорее всего, одна из них будет в Вестминстерском международном университете в Ташкенте благодаря хорошей дорожной развязке и транспортному удобству.


Участник о проекте, процессе отбора и личных ожиданиях


Сардор Хусанов

23 года, студент. Проект «Мастер Шеф»


Идея создания проекта «Мастер Шеф» (название проекта пока рабочее, скорее всего, сам продукт будет называться по-другому) пришла после того, как я и моя команда задумались над тем, что было бы неплохо облегчить труд наших мам, ну и всех женщин Узбекистана соответственно.


Вот и пришла идея создать сеты из наиболее востребованных блюд на 3–7 персон, чтобы по дороге домой любая женщина смогла зайти в магазин и приобрести их. В упаковке все будет почищено, нарезано и ровно в том количестве, которое требуется. Весь процесс подготовки мы взяли на себя. Дома нужно будет лишь соблюдать очередность приготовления и следить за процессом. Первоначально наш проект выглядел именно как «Сам себе повар», но мы его полностью пересмотрели. С учетом всех советов и комментариев мы остановились на обычных блюдах, хотя изначально идея была подавать еду ресторанного типа.


Сам отбор был несложным, несмотря на то, что конкуренция была большая. Более 300 инициатив.


Мы встречались с нашими прямыми конкурентами, которые предлагали абсолютно идентичный проект, но, несмотря на это, мы быстро сориентировались и диверсифицировали наш продукт.


Нам дали уникальную возможность встретиться с директором Академии ресторанного бизнеса, который указал нам на наши ошибки и дал несколько советов. В процессе мы, соответственно, улучшили наш проект и учли все комментарии. Сложность в нашем случае заключалась в том, чтобы принять все замечания и учесть их, пусть они даже и прозвучали где-то грубо. Это сделало нас сильнее и придало нам больше уверенности.


От предстоящего обучения я жду, конечно, знаний, навыков и побольше кейс-стади. Мы с командой хотели бы встретиться с успешными бизнесменами и услышать их путь к успеху, трудности, с которыми они столкнулись, и как они их преодолели. Еще не менее важно для нас встретиться с людьми, которые уже пытались открыть свой стартап, но у них не получилось развить его. Так мы сможем узнать, что нас ждет впереди, какие инструменты работают в этом деле, а какие — нет, к чему готовиться и чего опасаться. Одним словом, по итогам хочу увидеть дорожную карту развития нашего проекта, чтобы понять, чего мы добились. Очень благодарен проекту Startup Initiatives за такую возможность.


Текст: Самара Ахмад