Относительно недавно на просторах узнета появился блог «Заметки.уз» дизайнера Азамата Шамузафарова. Там он предлагает концепт каких-то привычных вещей, вроде паспорта, рассказывает о некачественном дизайне, дает примеры хороших работ. И неизменно почти каждая запись вызывает бурю эмоций и обсуждений.


VOT связался с дизайнером и узнал, зачем он ведет блог, какую мысль хочет донести и что думает о дизайне Ташкента в целом.


БИО: Азамат Шамузафаров, дизайнер. Директор дизайн-студии «Гротеск». Родился в Ташкенте в семье геофизиков, детство проводил в Яккабаге вместе с родителями. Позже вернулся в Ташкент, окончил экономический институт, решил не продолжать работу по специальности и ушел в сферу дизайна. Работал в компании «Стайлмикс», в студии Артемия Лебедева, в 2015 году открыл свое агентство. Ведет личный блог «Заметки.уз».


Немного о себе

Как таковых весомых регалий у меня нет, есть пара неких достижений в стиле «сайт года», где выигрывали мои проекты. Дизайном я начал заниматься в 1998 году, уже больше десяти лет. И лучше об этом никому не говорить, так как люди начинают ожидать от тебя каких-то совершенно невероятных вещей. И если ты их не делаешь, то интерес и уважение к дизайнеру становятся заметно меньше. Поэтому обычно я говорю, что занимаюсь дизайном достаточно долго.

Я не создаю wow-проекты, так как это сложно и не на все хватает видения. Если бы я проработал в студии Лебедева хотя бы год, мог бы создавать какие-то уникальные решения, но задержался там только на пару месяцев. Было ощущение, что зашел в воду по колено, огляделся вокруг, понял, что дальше бескрайний океан, и вышел из воды.


Студия Лебедева: как я туда попал

Странно думать, что попасть в студию Лебедева — невероятное достижение, доступное только избранным. Там очень много ребят из Узбекистана. Пока работал, насчитал минимум пять человек. У них, кстати, есть статистика того, из каких городов к ним приходят сотрудники, и есть несколько человек из разных городов нашей страны — Ташкента, Шахрисабза и Бекабада. Забавно, что я жил во всех этих городах и по статистике попадал во все регионы.


В студию я попал случайно. Обычно Артемий пишет на своем сайте, что им нужны дизайнеры, и дает к этому посту тестовую задачу. Как правило, тестовые задания очень сложные и занимают много времени, поэтому на этапе ТЗ отсеиваются такие ребята, как я, которым лень его выполнять.


Но в тот раз им были нужны люди, и тестового задания не было. Мои портфолио и резюме переотправили в отдел кадров, со мной связались и пригласили в Москву на испытательный срок. После него студия помогает иногородним работникам с документами по работе, однако не компенсирует расходы.


Москва, так же, как и раньше, мне совершенно не понравилась, по-моему, в этом городе ничего не меняется. Вся жизнь сводится к тому, что ты снимаешь комнату где-то в 20 минутах от последней станции метро и ездишь на работу по три часа. Мне не хотелось там оставаться, и спустя два месяца я написал отделу кадров, что у меня заканчивается регистрация и я собираюсь обратно в Ташкент. Мне, конечно, предложили переехать в Киев и работать в филиале студии, но я отказался и, глядя на события в Украине, ни капли об этом не жалею.


В студии очень строгие порядки — первым делом тебя ведут в отдел кадров, который объясняет, что к чему, ты подписываешь договоры о неразглашении з/п, согласие не использовать их фирменный шрифт нигде, кроме дел студии, не использовать разработанные для студии проекты в своих целях и т. д.

Работа в принципе интересная, дизайнеры участвуют в общих проектах, она всегда разная — делаются какие-то карты, графика, web. Кроме того, в студии очень развит командный дух, постоянно работая над проектами, ты чувствуешь себя причастным к чему-то большому и крутому, что очень мотивирует.


В принципе, я не жалею, что ушел из студии, потому что это бессмысленно и по сути ничего не меняет. Но там я мог получить большой опыт, так как те два месяца, что я провел, работая на Лебедева, уже научили меня каким-то новым и интересным вещам.


Отправка в большое плавание

Вернувшись в Ташкент, я продолжил работу в «Стайлмикс», но позже уволился оттуда, потому что двигаться дальше в компании было уже некуда. Кроме того, мне не нравилось, что мы просто выполняем заказы, не предлагая своих решений. Мне все время хотелось что-то развивать, а там не стояло такого вопроса. И я зарегистрировал свою компанию с мыслью «теперь я буду делать так, как захочу». Но на самом деле все не так просто.


Мы занимаемся графическим дизайном и фирменным стилем. Фирменный стиль — самая сложная задача во всем этом — его много, сделать его крутым тяжело, и это имидж и долгая работа. Лично мне больше по душе web-дизайн, так как он помогает решать больше задач, там нужно продумывать логику, оптимизировать его под устройства и так далее. А в логотипах и брендинге тоже есть задачи, но они не такие тактичные, как в веб-дизайне. Но брать большие деньги нужно именно за брендинг и логотипы, потому что они могут кормить тебя гораздо дольше.


Зачем дизайнеру высшее образование?

Изначально я хотел заниматься архитектурой, но выяснилось, что там нужно уметь рисовать, то есть владеть техникой академического рисунка, а я не поступал в университет, где этому учат.


Я окончил экономический институт по специальности «управление персоналом». Правда, мне этот навык пока никак не пригодился. Да и в общем образование почти не актуально. Оно работает тогда, когда сталкиваешься с реальностью и нужно выполнять актуальные, настоящие задачи, а не слушать некого профессора, который десять лет читает лекции по бумажке.

Если брать крупные зарубежные вузы, то их роль, на мой взгляд, несколько отличается от нашей — там это в первую очередь нетворкинг, который поможет тебе в дальнейшем. А если человеку нужно профильное образование и знания, то можно проходить короткие курсы или учиться в Интернете. Кстати, обучение в школе дизайна более эффективно. В Британской школе дизайна, которая находится в Москве, вам дают сразу готовую программу, которая точно понадобится и будет работать. Из таких школ вы сразу выпускаетесь готовым дизайнером, который знает и теорию, и практику, и умеет работать. А занимаясь самообразованием, вам еще предстоит решить, что работает, а что нет, что будет полезно, а что не очень.


Почему Ташкенту нужны школы по дизайну

Почти год назад в Ташкенте запускалась школа рекламы и дизайна, и у них был не очень удачный опыт, потому что пришла не их ЦА. И ребята были не правы в том, что поставили это дело на паузу. Если проект окупается, то не стоит останавливаться, потому что через 5–6 выпусков, когда перебесятся маркетологи, будет приходить именно та аудитория, которой это нужно, которая заинтересована в образовании.


Нам необходимо развивать дизайн. Хотя бы потому, что в Ташкенте есть реклама. У нас есть институты, где его преподают, но, как и во всем мире, система образования немного отстает от реалий. И нужно создавать места для образования и преподносить их правильно, чтобы это действительно было нужно студентам. Вариантов два — коммерческая основа, где своим дипломом студент подтверждает, что действительно учился, либо делать школы бесплатными, о чем скажу дальше. Это будет мотивировать людей двигаться, развиваться и учиться.


Допустим, создать Центр дизайна и организовать необходимые условия — лектории, галереи, библиотеки и так далее. Проводить там лекции по искусству, дизайну и архитектуре, куда будут приходить те, кому это действительно интересно. Те, кто уже работает в дизайне, смогут пополнить свой багаж знаний, а те, кто только начал, смогут учиться на опыте и примерах. И таким образом на уровне города мастерство дизайна будет повышаться — это простой механизм. Когда вы ежедневно смотрите классные картинки, со временем начинаете делать свои вещи лучше, у вас воспитывается вкус, меняется восприятие.

Кроме того, благодаря такому центру люди будут понимать, что они занимаются чем-то важным и полезным, а не тупо нажимают какие-то кнопки и владеют фотошопом. И у дизайнера, и у клиента будет другое отношение к проекту, над которым они работают. Дизайнер сможет аргументированно доказывать неправоту клиента, если тот действительно не прав, он будет знать, как надо делать и как надо работать. Сейчас наших дизайнеров воспринимают как строителей — просто подрядчики, которые должны что-то сделать. В студии Лебедева мне нравилось то, что ты ощущаешь, что делаешь хорошую работу, и она ценится, что это реальная профессия, как тот же учитель или инженер. А в Ташкенте нет такого восприятия — это непрофессиональный подход, здесь ты не видишь, что то, что ты делаешь, приносит пользу. И это восприятие нужно менять.


И для этого тоже нужно создавать школы и курсы, где каждый день вы будете объяснять учащимся, что от них есть польза, что они решают важные задачи в жизни людей, что они должны гордиться тем, что делают, понимать, что могут не только «по-быстрому срубить бабла», а делать какие-то не коммерческие, но влияющие на жизнь города вещи. Потому что это важно, это развивает и рынок, и клиентов, и самого дизайнера. У нас почти нет дизайнеров, которые делали бы некоммерческие и социальные проекты просто потому, что им есть что сказать и их прет.


Как создавать школу?

Возникает логичный вопрос: зачем делать это дизайнерам и вкладывать свои деньги? Но создать что-то подобное можно и с минимальными вложениями, привлекая инвесторов и спонсоров, в том числе и государство. Условно говоря, можно привлечь банк или несколько банков, чьи логотипы будут мелькать на всех мероприятиях. То же самое с госучреждениями — можно попросить выделить для проекта здание, где не нужно платить за аренду, и во всех возможных вариациях упоминать, что эта организация поддерживает проект.


Так же можно решить вопрос с кафе — у нас множество кофеен, которые могут сделать там свой филиал, обеспечивать необходимыми вам услугами и делать для них некие поблажки по аренде.
Можно находить спонсоров под выставки и митинги, которые будут помогать в организации, приглашать каких-то зарубежных лекторов, главное — грамотно донести свою идею. Вопрос монетизации тоже решаем — те, кто бесплатно учится в школе, могут практиковаться на реальных заказах агентств, поддерживающих проект. То есть, грубо говоря, вы расширите штат за счет учащихся, выполните работу, а у учеников будет реальный опыт.


Так же можно брендировать какие-то места компаниями-спонсорами.

И можно развивать эту тему дальше, создавая сообщество дизайнеров, устраивая продвинутые, уже платные курсы, но должен быть центр притяжения, где все эти люди будут собираться и развивать сферу дизайна в стране. И если этим не заниматься, то ситуация не будет меняться. По идее, то, что мы делали 10 лет назад, и то, что мы делаем сейчас, почти не отличается. Хотя с развитием Интернета и технологий это регресс, а рост должен быть заметен каждый год. Если дизайнер не вырос за год, то у него, скорее всего, все плохо. А мы не растем десятилетиями.


И масштабы развития должны быть большими. К примеру, тот же «Reklama Servis» запрещает публиковать рекламу с алкоголем, обнаженными телами или никотином, но разрешает некачественную, совершенно безвкусную и ужасную рекламу. Помимо того, что рекламщики завалили весь город своей наружкой, которая по большей части неэффективна, так там еще и нет никакого дизайна. По сути, работая над этими билбордами, дизайнер сам оказывается жертвой, которая слепо выполняет приказы, чтобы заработать деньги. И большинство жителей Ташкента — тоже жертвы этой некачественной рекламы.


Любого рода шедевры, литературные ли, рекламные, в целом обогащают общество, и если их не будет, то мы попадем в темные века. И этот вопрос тоже нужно регулировать, выработать критерии наружной рекламы и не пропускать в город шлак, который его портит. Когда клиент поймет, что публиковать отстой нельзя, он начнет обращаться к дизайнеру не с требованиями, а за советами, слушая его как профессионала.


Налет скандальности на Zametki.uz

Заметки.уз создавались не для рекламы своего агентства, не для того, чтобы монетизировать свою работу. Переходов на сайт очень мало, за все время его существования около 120. И люди могут узнавать обо мне, но никак не связывают это с моей студией.


Блог я создал с двумя целями — освобождать мозг от кучи мыслей и обратиться к общественности, потому что мне не все равно. Мне не нравятся многие аспекты, которые есть сейчас в плане дизайна. Кроме того, сегодня я обращаюсь к людям, а завтра мы вместе сможем что-то изменить. Раньше я делал публикации на PR.uz, но проект не обновляется уже примерно 900 лет. Потом я перешел к записям на Facebook, но они начали теряться и пропадать в ленте. И я перешел к сайту.


Я не отношусь к этому, как к творчеству, — просто у меня есть мысли, и я их высказываю. Но не всегда все проходит гладко. С критикой и большим шумом получается и вовсе веселая ситуация. Например, с adweek. Сначала я просто честно высказал свое мнение о затее, но потом задумался: они пытаются что-то создать, как-то повлиять на рынок, и извинился за то, что выражался слишком грубо. Но по-прежнему не отказывался и не отказываюсь от своих слов.


С «Мурад Билдингс» вышло почти так же — мне не хотелось ждать до понедельника, и я опубликовал свой пост вечером пятницы. Мне позвонил Алишер Эльмурадов, который спросил, почему его компании не дали слова, чтобы рассказать, что и как. Я подумал, что он прав, и скрыл публикацию, ожидая его точки зрения. Но за выходные Алишер передумал и написал у себя на фейсбуке, и на основе разговора с ним я изменил публикацию.


Я думаю, что те скандалы, которые случаются, не более чем совпадения. Хотя сидеть и объяснять людям, что никто ничего не будет менять и они не правильно поняли то, что я хотел сказать, порой утомительно. На примере поста с паспортом я сделал вывод, что люди читают по диагонали, и нужно более доступно объяснять свою позицию. У меня нет желания обливать всех водой, а потом извиняться.

Порой люди просят меня высказать свое мнение об их дизайне, но с поправкой: если я буду разносить их работу, они обидятся. Но я не занимаюсь сложным анализом, как правило, просто в нескольких предложениях пишу свое мнение.


Темы я выбираю очень просто — хожу по городу и порой вижу какие-то проблемы. Делаю себе пометки и, когда появляется время, пишу об этом.


Дальше я буду развивать свой блог — у меня постоянно возникают вопросы, например, почему в городе почти нет скульптур, скамеек. Есть куча людей, про которых можно писать, некие работы, которые будут интересны. Возможно, когда мне надоест, я закрою свой блог, потому что, возможно, у меня кончатся идеи. Ну и я бы хотел заниматься вещами стратегического характера, направлять людей на эти дела и развивать наш город.


Текст: Дарина Солод

Фото: Камила Наврузова