В прошлом году у соседей, в Казахстане, открылась кофейня Starbucks. И стало интересно, ждет ли нас такая же участь и что будет, если популярный кофейный бренд появится у нас.


О том, почему в Ташкенте нет Starbucks и как отразится появление «кофейного Бога» на местном рынке, рассказывают представители кофеен Ташкента и сама компания.


Встречался ли бренд в Ташкенте?

В апреле на странице «Выходи, погуляем» в Facebook появилось сообщение и фото о том, что Starbucks открывается в Ташкенте:

Благодаря каналу в Telegram публикацию увидели более 4000 пользователей. Завязались бурные обсуждения, но оказалось, что это первоапрельская шутка. Других упоминаний бренда замечено не было.


Что думают владельцы столичных кофеен?

Тамара Самадова

Директор по маркетингу в компании Ecorn


На мой взгляд, одной из причин отсутствия представительства Starbucks в Узбекистане являются жесткие условия, выдвигаемые самой компанией при приобретении лицензии, их, мягко говоря, очень непросто выполнить.


К тому же наш рынок пока еще только-только набирает обороты в кофейном деле. Очень радует то, что мы растем и развиваемся в этом направлении.


Но нужно еще время для того, чтобы эта культура укреплялась и развивалась. Потребуется как минимум несколько лет для того, чтобы крупные кофейные компании увидели потенциал в стране, которая прежде отличалась исключительной любовью к чаю. Тем не менее, если случится такое событие и на улицах города появятся заведения с хорошо известной нам Сиреной, это, конечно, простимулирует остальных: стабильность качества, должный сервис и непередаваемый запах заставят всех шевелиться еще активнее. Рентабельность — вопрос спорный, придется работать с импортной продукцией, что значительно скажется на ценах. Выбор — за конечным потребителем.



Геннадий Уханов

Учредитель Room5


Я больше чем уверен, что многие в Ташкенте прорабатывали этот вопрос. И ответ более чем банален: во-первых и, скорее всего, самое главное — Starbucks Corporation на данный момент просто не интересен наш регион. Ответ менеджера будет примерно таков: «Мы пока ищем возможности для развития сети в Узбекистане».


Обычно при выходе на новые рынки Starbucks подыскивает партнера, которого, видимо, до сих пор и не нашла.


А во-вторых, все вопросы должны быть согласованы только напрямую с главой компании лично. Головной офис будет руководить всем, что происходит в кофейне. Ремонт — в строжайшем соответствии с дизайном интерьера других кофеен, музыка — только из плейлиста головного офиса и так далее.


В-третьих, это просто дорого. Хотя Starbucks и избегает слова франшиза, но для открытия необходимо выложить крупную сумму. Года 3–4 назад я слышал цифры в районе $200 000.


Starbucks в Ташкенте безусловно быть. Рано или поздно бодрая экспансия бренда должна добраться до нас. Тем более совсем недавно открылся Starbucks у наших ближайших соседей в Алмате.


На других кофейнях, которых сейчас уже очень много, отразилось бы не сильно. Учитывая популярность бренда, профессиональность маркетологов, Starbucks, конечно же, захватил бы часть кофейного рынка, но все зависело бы от его локации. И, скорее всего, Starbucks стал бы очень популярным в Ташкенте — это уже без сомнений.



Алина Цимерман

Директор проекта «ЧайКоф»


Даже если Starbucks был бы заинтересован в выходе на наш рынок, вряд ли франшиза была бы подъемной для узбекского рынка.


Культура потребления кофе не настолько развита, и покупательская способность населения не достаточно высока. Грубо говоря, вложения вернуть будет крайне сложно, вернее — невозможно. Не думаю, что такого рода бизнес будет интересным для самой большой кофейной компании в мире. Такая же история с Макдональдс и KFC.



Что думает о вопросе Starbucks?

Мы написали в Starbucks два раза: в первом случае поинтересовались, почему представительства нет в Узбекистане, а во второй раз — попросили указать причины, по которым ему не быть в Ташкенте. И получили один и тот же ответ, причем во второй раз был жирно выделен абзац, на который нужно обратить особое внимание.


Джеррика Б.
Представитель «Старбакс»


Спасибо за интерес к нашей компании.


Мы открыли нашу первую международную кофейню в Токио в 1996 году. С тех пор у нас появилось более 5500 кофеен в 50 странах мира.


Во многом нашему успеху мы обязаны нашим международным партнерам, однако сейчас, благодаря уже существующей партнерской базе, мы не ищем нового партнерства или других франчайзинговых возможностей.


Компания не нуждается в сотрудничестве в связи с хорошей и надежной партнерской базой.


И что это за жесткие условия?

Если же бизнесмену из Узбекистана удастся заинтересовать компанию своим выгодным предложением о сотрудничестве и договор на открытие будет подписан, ему придется выполнить обязательные условия:

- Вложение не менее 170 тысяч долларов;
- Наличие недвижимости в прибыльном месте. Желательно, чтобы это был крупный торговый центр;
- Лицо, выступающее в роли руководителя, должно иметь хорошую репутацию. Лучше всего, если это будет известный бизнесмен;
- Желательно, чтобы входные двери в кафе смотрели на восток и юг, но ни в коем случае не на север. Важно, чтобы посетители наслаждались солнечным светом, но в то же время чтобы солнце не светило им в лицо;
- Компания сама задает музыкальный плейлист кафе.

И другие не менее важные пункты.


И пока Starbucks не гонится за количеством кофеен по всему миру, ставя качество превыше всего. Но возможно, в ближайшем будущем в городе найдется предприниматель, который захочет вложить такую сумму во франшизу, и всемирно известный кофе появится и у нас. Но, скорее всего, произойдет это не скоро.


Текст: Жанона Ахмедова