В этом году в Ташкенте появилось сразу несколько интересных гастрономических проектов. Мы уже писали об одном из них (проект «Сам себе повар»), сегодня мы расскажем о проекте Gastronomica, который объясняет, как готовить сложные ресторанные блюда самостоятельно под чутким наблюдением профессиональных поваров.


VOT поговорил с управляющим проекта Аленой Ерценкиной о том, как появилась идея, как считается стоимость мастер-класса и куда проект будет расти дальше.


О проекте

Gastronomica — образовательный проект, он помогает людям учиться готовить классные, модные и вкусные блюда в домашних условиях. В процессе наши повара рассказывают гостям о продуктах и способах готовки, если речь идет об эксклюзивных ингредиентах — объясняют, где их брать и чем можно заменить. Также показывают, как лучше работать с продуктами и как каждый из них ведет себя во время готовки.

Проект интересен тем, что построен на коммуникации, работу поваров мы организовываем так, чтобы все было максимально интерактивно и каждый гость участвовал в процессе. Наша аудитория — активные молодые люди от 25 лет, которым интересно общение, и многие из них продолжают дружить, обмениваться опытом и знаниями даже после окончания мастер-классов.


Отчасти проект — заслуга Тамары Самадовой, которая занималась им с самого начала, а отчасти — результат наших совместных усилий. У нас с ней были собственные идеи, мы были ими буквально одержимы. Пообщавшись, поняли, что сможем сделать общий проект, совместными усилиями продвигать его и развиваться дальше.


Модель работы «Гастрономики» не новая. Один из ориентиров, на который мы обращали внимание, — площадка «Кулинарион», работающая в Москве. Не скажу, что в городе у нас нет конкурентов, но именно оригинальных проектов я не видела. Недавно был бум среди ресторанов — многие из них стали проводить свои мастер-классы, похожие на наш.



С самого первого мероприятия мы наблюдаем за происходящим: отмечаем нюансы, трудности, ищем свои ошибки и учимся на них. Потом вносим правки, которые делают мастер-классы комфортнее, интереснее и интерактивнее.


Внутренняя работа

В штате Gastronomica всего три человека. Тамара Самадова — организатор, я — ее правая рука, менеджер проекта и управляющий. Есть еще Ярослав Резяпкин, шеф-повар практически во всех наших проектах. Уже к нему мы прикрепляем других поваров, работающих в заведениях, где проводятся мастер-классы. С Ярославом работаем давно. Он расположил нас к себе своим мышлением, способностью развивать новые идеи и не бросать их на полпути.


Для привлечения новых посетителей мы используем интернет-площадки — социальные сети и информационные ресурсы. В этом нам помогают друзья и компаньоны. А еще работает сарафанное радио. Люди, которые приходят на наши мастер-классы, рассказывают об этом друзьям и тем самым привлекают внимание хотя бы нескольких человек.


Закупки для Gastronomica мы делаем самостоятельно. Но есть продукты, достать которые не очень просто. Такое было, когда мы готовили суши, — и в этих случаях нам помогают заведения, в которых работаем. Даем им список того, что нужно, и оплачиваем затраты.


Стоимость наших мастер-классов рассчитывается из расходов. Во-первых, закуп продуктов и расходных материалов, а во-вторых, оплата рекламы, публикаций в СМИ и постов на Facebook.


Площадки

У нас есть контакты в ресторанном бизнесе и, как следствие, — возможность проводить мастер-классы на многих площадках. Мы выбираем лучшие заведения города — те, которые интересны людям, отличаются своим сервисом и качеством работы. Все они разные, и каждое отличается своей тематикой. Это дает нам выбор: договариваться с заведением, исходя из темы мастер-класса, или же пересматривать свои идеи, исходя из направленности того или иного заведения.


Мы уже провели несколько успешных мастер-классов с очень хорошими отзывами. Поэтому рестораны относятся к проекту позитивно, и не было такого, чтобы заведение отказывало нам в проведении мастер-класса. Заведения не преследуют выгоду, предоставляя нам площадку или помощь, они и так уже известны и популярны. И мы благодарны тем, с кем работали и будем работать в будущем, ведь одна из целей, которую преследует «Гастрономика», — это поднятие культуры еды, ее подачи, развитие ресторанного бизнеса в целом.


Подготовка к мастер-классам

Подготовка к одному мастер-классу занимает от одной до двух недель. Здесь играет роль не только вопрос организации, но и сбор гостей. Обычно встречи проходят раз в две недели, по субботам, и среднее число участвующих в них — 10 человек. Это оптимальное количество людей для того, чтобы было комфортно находиться вместе и работать бок о бок. Самое большое количество гостей было 12, а минимальное — 7 человек.


Поначалу мы выбирали темы для мастер-классов, отталкиваясь от популярности блюд. Учитывая целевую аудиторию — а это люди от 25 до 50 лет, — сюда можно отнести блюда вроде суши или стейков. Они известные, в меру модные и легкие в приготовлении.


Но, кроме своих идей, кроме того, что может предложить повар, мы отталкиваемся и от мнения посетителей. Пять из десяти человек могут сказать, что на следующей встрече хотели бы приготовить то или иное блюдо, и эти пожелания учитываются. У нас есть постоянные посетители, для них даже существует система бонусов и скидок.


Планы на будущее

Мы хотим освоить собственную площадку. Планируем организовать свою базу, где будем проводить мероприятия, и вместе с этим развивать и дополнять их. Сейчас нацелены на непрофессионалов — людей, которые просто любят кухню и увлекаются готовкой. Но потом мы будем проводить мастер-классы и для специалистов.


Сейчас проект работает на самоокупаемость — понятно, что с самого начала невозможно зарабатывать миллионы. Но в дальнейшем это будет коммерческий проект. Мы будем расширять его и осваивать новые горизонты.




Текст: Дарина Солод, Борис Жуковский

Фото: Финат Разяпов