В конце апреля в Ташкенте прошла очередная ярмарка вакансий Job Fair. Ежегодно она собирает в одном месте работодателей и соискателей, помогая одним найти лучшую позицию, а другим — идеального сотрудника.


О том, что послужило стимулом для создания данной ярмарки, о ее особенностях рассказала Елена Андриевская, представитель деловой сети «Myjob.uz» и бизнес-издания «Карьера+», которые и были организаторами и партнерами проекта.


В двух словах: ярмарка — явление уникальное

Этот проект больше социального характера, нежели коммерческого. С одной стороны, мы уникальны в своем роде, но на начальных порах были не единственными. Раньше такие ярмарки проводили и другие компании, но через пару лет они перестали этим заниматься.


К сожалению, сегодня на рынке вакансий нет аналогичных проектов. Мы были бы рады, если организаторов было больше — чем больше будет таких ярмарок, тем продуктивнее будет рынок труда по закрытым вакансиям. Но для этого компаниям нужна финансовая устойчивость, ведь это затратный и объемный процесс на перспективу, он отнимает много сил и времени, и не у всех есть такие возможности или желание.


Почему один день?

Говоря о времени проведения, многие задаются вопросом, почему всего один день? Не у всех специалистов по кадрам физически хватает времени и сил для проведения мероприятия такого масштаба. Ежегодно у нас более 70 компаний, и представители HR-отдела каждой из них должны компетентно отвечать на вопросы посетителей целый день, а также некоторые из них проводили предварительное собеседование с кадрами, и одного дня, на мой взгляд, более чем достаточно.


Ведь функциональные обязанности кадровиков никто не отменял, и даже один пропущенный рабочий день — затраты и убытки для крупных компаний. Кроме того, это не выставочная площадка, как в других отраслях промышленности. Например, выставки по нефтегазовой промышленности, электроэнергетике, IT-разработкам и прочее, там все намного проще, и поток посетителей размеренный. Здесь же происходит беспрерывное общение по интересующим вопросам, в режиме нон-стоп.


Альтернатива: режим online

В наше время нет необходимости проводить проект в режиме оффлайн, поскольку после окончания ярмарки в павильоне еще неделю продолжается прием анкет в режиме онлайн.


Мы позаимствовали этот опыт у зарубежных коллег — в России, например, поток информации очень большой, темп жизни выше, и реагировать нужно быстрее. Да и потратить день, чтобы сходить на ярмарку вакансий, слишком большое удовольствие для людей бизнес-круга.


Поэтому в режиме оффлайн ярмарки вакансий почти не проводятся, так как это бессмысленно. Мы следим за тенденциями за рубежом. Ввиду того, что интернет-проекты пользуются популярностью и в Узбекистане, мы четыре года назад запустили онлайн-режим ярмарки и развиваем его по сей день. На сайте уже после ярмарки можно задавать вопросы представителям компаний, оставить свое резюме, подписаться на вакансии и просто просмотреть стенды с вакантными рабочими местами, ознакомиться с деятельностью компаний.


Рынок стимулируют спрос и предложение

В прошлом году соискателей было намного больше — около 8000. Мы делали рассылку по всем пользователям Сети, и тогда больше сработали агитация и праздное любопытство, чем профессиональный интерес к ярмарке.


В этом году мы сузили круг потенциальных посетителей. Пришли именно заинтересованные в мероприятии лица, те, кто действительно хочет найти работу, пройти собеседование, подать резюме, и т. д., то есть конкретно целевая аудитория. Если в предыдущих годах количество превышало ожидания, то на этот раз, хоть поток был и меньше, но качество соискателей повысилось.


Insight: как происходит подсчет соискателей?

Для этого мы заказываем специальный тираж наших бизнес-изданий, в среднем от 5000 газет, и отправляем на ярмарку. Таким образом мы отслеживаем приблизительное количество посетителей, которые пришли. Могу сказать, к примеру, что тираж газет увеличивается до 8000 в зависимости от потока. Помимо газеты, это некоего рода амуниции, рекламные материалы, promo-буклеты, пакеты, которые мы раздаем бесплатно посетителям. Но опять-таки физически очень сложно охватить всех, потому что выделенный для раздачи персонал может кого-то пропустить или устать, потому что поток постоянно увеличивается.


Преимущество в том, что в бизнес-изданиях, которые мы раздаем, также размещены вакансии и контакты компаний. Это на случай, если кто-то на ярмарке не успел сдать резюме, не смог пройти интервью на самом мероприятии или взять контакты работодателей. Уже после Job Fair они могут воспользоваться информацией из газет и отправлять свои СV компаниям, которые участвовали в ярмарке.


Стратегия партнерства — важный фактор

В прошлом году генеральным партнером был Beeline, но в этот раз мы отказались от идеи генерального партнера. Мы работали с семью компаниями: Artel, AKFA Imzo, ATM Partners, Ucell, Beeline, HRC Recruitment, Enter Engineering. Нельзя не отметить компанию UZEXPOCENTRE, каждый год они предоставляют нам помещение и содействуют в организации выставки. Они являются для нас стратегическим партнером.


Немного фактов

90% посетителей выставки в этом году — молодежь: студенты вузов и учреждений среднего специального образования, выпускники, потенциальные и реальные соискатели. Остальные 10% пришлись на долю «switch on» — соискателей, которые, имея одну работу, хотели сменить ее на другую, и обывателей, которым было интересно происходящее вокруг.


В этом году, по статистике, количество посетителей и соискателей составило более 2000. Это почти вдвое меньше, чем в предыдущих годах (в 2015-м посетителей было более 5000).


Текст: Навруз Базаров