Что такое «невкусная еда»? Наверняка многие при посещении ресторана сталкивались с проблемой невкусной еды. Это достаточно субъективное понятие — продукт хорошего качества, с нормальным сроком годности, но совершенно не нравится гостю. Можно ли в таком случае отказаться платить за блюдо?


Руководители кулинарных проектов, рестораторы и юрист рассказывают, как быть в такой ситуации и есть ли такая проблема в мировой практике общепита?


Рестораторы о проблеме

Бекзод Саъдуллаев
Соавтор проекта «Гаштак — клуб рестораторов узбекской кухни»


Понятия «невкусно» и «мне не понравилось» очень субъективны. Можно отказаться платить в ряде случаев: если еда несвежая; если испорчена (попало что-то инородное); не соблюдены санитарные нормы; не соответствует ценнику по меню и так далее — это объективные причины, но нельзя аргументировать возврат еды тем, что она вам не понравилась, так как нет определенных стандартов вкуса.


Конечно же, если плов по вкусу похож на борщ, то это говорит об очень своеобразном восприятии понятия вкуса или же о полнейшем игнорировании классических рецептов приготовления блюд. В таком случае лучше вообще держаться подальше от таких точек общественного питания.



Рифъат Ирмухамедов
Руководитель проекта Dasturxon.сom


Вкусная еда — достаточно расплывчатое определение. То, что нравится одному или даже большинству, может не нравиться другому гостю. Вкусы у всех разные. Может случиться так, что сегодня блюдо не нравится человеку, а через определенное время то же самое блюдо становится его любимым. Поэтому данный критерий не может являться поводом для отказа от оплаты в ресторане.

Другое дело, если еда явно испорчена, использованы некачественные продукты, блюдо приготовлено абсолютно не правильно. В этом случае ресторан обязан решить проблему в пользу своего гостя.



Дильшод Садыков
Директор кафе OshMakon


Политика нашего заведения построена на том, что каждый случай возврата блюда должен рассматриваться отдельно.


Были моменты, когда беременной женщине не понравился внешний вид шашлыка (розовый оттенок, который она приняла за непрожаренность), и она напрочь отказалась его даже пробовать.


Мы пошли навстречу и не стали вписывать блюдо в счет. Но если человек приходит, заказывает, а потом пробует и говорит, что невкусно, то это может быть его личным восприятием, а мы готовим по классическим рецептам или же добавляем какую-то свою изюминку, что как раз и притягивает людей.


Мнение юриста

Шерзод Уткирходжаев
Юрист Legalmax Law Firm


Согласно статье 17 «Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в РУз», при обнаружении недостатков в качестве кулинарной продукции (оказываемой услуги), недовесов или обсчетов руководство и работники предприятия общественного питания обязаны по выбору потребителя:


Безвозмездно устранить установленные недостатки;

Уменьшить размер оплаты за кулинарную продукцию (услугу);
Без дополнительной оплаты изготовить аналогичное блюдо, кулинарное изделие (повторно выполнить услугу);
Полностью возместить расходы потребителя, связанные с приобретением некачественной кулинарной продукции (выполнением услуги);
Компенсировать моральный вред.


Нарушение Правил, а в данном случае реализация некачественных товаров, кулинарных изделий и заведомо нестандартной продукции, а также отказ в обмене проданного покупателю некачественного товара, продукции или возврате денег влекут ответственность в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности и Уголовным кодексом Республики Узбекистан.


Однако случай вкусной или невкусной продукции не попадает под действие этой статьи и не регулируется законом, поэтому здесь все зависит непосредственно от руководства заведения.


А что происходит в мире?

Интересно то, что с ситуацией «невкусной еды» сталкиваются практически во всех странах мира. К примеру, в Республике Беларусь есть аналогичный закон «О защите прав потребителей», в котором неоднократно используется слово «недостаток» и не единожды — «невкусно», равно как и у нас в стране. То есть белорус может не оплачивать еду, если та объективно невкусная. Также и в России, и в Украине. Подобное происходит и в Германии.


Потребитель вправе отправить обратно на кухню недожаренное или пережаренное мясо, и даже поставить «на счетчик» повара, которому дается 10–15 минут на изготовление новой порции либо нового блюда, а также при расчете официант обязан сделать скидку.


И все-таки

Резюмируя — если, придя в ресторан, гость заказал фрикасе из кролика в винном соусе, а принесли уху, он может смело требовать замены или не платить, так как блюдо объективно не соответствует нормам, и клиент прав.


Но заказав то блюдо, с которым он не был знаком ранее, и не оценив незнакомого вкуса, к счастью или нет, он обязан за него заплатить, опять же при условии, что заказ соответствует всем нормам, не испорчен и соответствует стандартам заказанного блюда. Ведь здесь начинает действовать простое жизненное правило — «О вкусах не спорят».


Текст: Тимур Мустафин