В конце прошлой недели в городе, на телевидении и в Сети появилась реклама сервиса inDriver. Его главная особенность в том, что цену за проезд назначает сам пассажир.


VOT связался со Станиславом Троскиным — маркетологом компании — и получил эксклюзивные подробности работы сервиса - бизнес-модель, что получает пассажир и сколько за это платит сам водитель. А также, протестировали сам сервис.


Какую проблему решает сервис?

Станислав Троскин

Маркетолог InDriver


Чтобы поехать на такси, человек выходит на улицу и голосует или звонит в диспетчерскую службы такси. Проблема в том, что, с одной стороны, ловить машину на улице небезопасно, а с другой — заказывать через службу такси дорого.


Тем не менее, водители служб часто берут людей с улицы, соглашаясь на их цену. Наш сервис призван связать их: через приложение пассажир оформляет заявку — откуда и куда он едет и сколько за это платит. Водитель видит эту заявку в ленте заказов и, если она его устраивает, звонит пассажиру и забирает его.


История: Группа «ВКонтакте», ставшая стартапом

В июне сервису исполнится три года, а начинался он пять лет назад в Якутске с группы «Сообщество независимых водителей» сети «ВКонтакте», которая появилась в качестве протеста на резкое повышение цен. На тот момент средняя цена за проезд по городу на такси составляла 150 рублей, но на Новый год цены выросли в два раза. В это время город испытывал бум популярности социальной сети «ВКонтакте». Именно тогда и была создана группа «Сообщество независимых водителей», целью которой было дать людям высокотехнологичную альтернативу такси, где пассажиры бы сами назначали цену за поездку, а водители отвозили их в том случае, если цена и маршрут их устраивали.


Набрав бешеную популярность, сообщество в сети «Вконтакте» перестало справляться с потоком людей. Простая лента, на которой люди пишут, куда они хотят ехать и когда, а водители подбирают заказ. Это было неудобно и тем, что нужно было войти в приложение, найти паблик, где-то там найти запись, скопировать номер и вставить его в окно набора. Кроме того, мы не могли отследить водителей, заказы. Но даже с неудобной лентой и полным хаосом в записях заказов было очень много.


Позже на паблик обратила внимание группа компаний «Синет» и предложила инвестировать в идею, создав вполне жизнеспособный и популярный стартап. Сначала было написано приложение под Android и появилась возможность заказывать и через приложение, и через сообщество. Позже появилось приложение на iPhone, и заказ через сообщество был закрыт.


Сервис представляет собой мобильное приложение для платформ Android, iOS и Windows Phone, объединяющее в себе пассажирский и водительский режимы. Чтобы стать частью сервиса, водителю нужно иметь устройство на одной из операционных систем, которое может звонить и ничего больше.


С 2014 года мы начали выходить на другие города России, а потом уже и на другие страны. Сейчас работаем в более 60 городах РФ, Казахстана и Киргизии. Узбекистан — четвертое государство, в котором работает inDriver.


Как работает сервис: Условия, монетизация и качество

Принцип сервиса заключается в том, что в одном приложении объединяются водители и пассажиры. Аналогичных сервисов в Ташкенте пока нет: у нас действует механизм свободного ценообразования, пассажир сам назначает цену — это главная фишка. Еще он может выбрать машину по отзывам или просто по близости на карте свободных авто.


Когда мы заходим на новый рынок, запустившись в новой стране, то первое время сервис для водителей работает бесплатно. Первое время — это от шести месяцев, в зависимости от особенностей рынка и того, как люди принимают сервис. Мы полагаем, что это не очень правильно, брать деньги с водителей, когда приложение еще «не раскачано» и он не сможет окупить ежедневный доступ с лихвой. А когда мы уверены, что водитель сможет нормально заработать с помощью нашего сервиса, то начинаем вводить платное пользование inDriver.


Что касается Ташкента, то в будущем, когда сервис наберет обороты, так же, как и в других странах присутствия, водители будут оплачивать доступ к приложению, который, как правило, составляет 3–5% от суточного заработка водителя. Для примера, в Казахстане эта сумма составляет около 400–500 тенге, или $1,20, по сути это стоимость одной «минималки» за вызов такси. И в Ташкенте эта сумма также будет небольшой — водитель сможет «отбить» доступ к сервису за пару поездок, а оплата за остальные поездки будет оставаться у него.


Наша бизнес-модель представляет собой классическую схему «win-win» — пассажир экономит на стоимости поездки, в то же время получая быстрый и качественный сервис, а таксисты получают возможность увеличить количество клиентов, не выискивая их по дороге, а видеть всех этих людей как на ладони, в приложении, выбирать сумму поездки, которая его устраивает, и значительно сокращать свои издержки.


К заказам мы допускаем только тех водителей, у которых имеется лицензия на перевозку пассажиров. Регистрация проходит онлайн: для этого нужно ввести фамилию, имя, отчество, загрузить свое фото, фотографию машины с двух сторон с номерами и фотографии прав с лицензией, тоже с обеих сторон. После проверки, которая длится от одного часа до суток, водитель или проходит проверку, или получает отказ с указанием причины.


Сегодня за сутки на линию выходит примерно 60 машин, и мы готовы к сотрудничеству с таксопарками, можем сразу подключить всех водителей.


Мы стараемся помогать водителям, работающим с приложением, или тем, кто хочет с ним работать, консультируя их в том, как собрать документы, оформить лицензию и зарегистрировать свою деятельность. То есть мы делаем все, чтобы наша работа была полезной, удобной и не нарушала никаких правил. В случае необходимости готовы оказывать такую поддержку и ташкентским водителям, желающим лицензионно развозить пассажиров и работать с нашим сервисом.


Что касается безопасности пассажиров, то кроме того, что водители лицензированы, каждый заказ фиксируется. Мы видим кто, кого, во сколько и куда повез. В большинстве случаев оставленные в салоне вещи возвращаются после обращения в службу поддержки.


Как работает приложение: Пара секретов

Один из плюсов приложения в том, что мы самостоятельно разрабатывали его под каждую операционную систему. Во всех городах, где работает inDriver, можно пользоваться одним аккаунтом.


Приложение одно, и оно автоматически определяет ваш регион. Приехав, например, в Казахстан, оно попросит подтверждения вашей новой локации, и вы сможете продолжать пользоваться сервисом без каких-либо проблем. Другое дело, что пользоваться придется в роуминге, поэтому лучше приобрести сим-карту страны пребывания и сменить номер в аккаунте.


У Ташкента есть своя особенность. В отличие от многих других городов, здесь очень много махаллей, переулков и маленьких улочек с неясными ориентирами и адресами, и не всегда водители могут доехать до клиентов. Карты работают на базе гугловских, но пока пользователь не может отметить свое местоположение на карте. Но мы будем работать над этим, выбирая оптимальный способ устранения проблемы, будь это GPS-сервисы, телеграм-боты или что-то другое, что будет удобно для Ташкента.


Но, к сожалению, любое усложнение приводит к увеличению потребления траффика, а это одна из главных проблем местного рынка. В Узбекистане почти нет безлимитного скоростного Интернета. Мы постараемся оптимизировать сервис и решить эту проблему.


И возможно, в скором времени запустим приложение на узбекском языке, так как есть пользователи, которым комфортнее работать с родным языком.


Ташкент — город такси

Узбекистан — это большой и перспективный рынок для сферы IT. Однако есть у него и ряд проблем. Здесь сравнительно низкая «интернетизация» и «смартфонизация» населения, нет безлимитного Интернета. Однако развитие отрасли активно идет, и, думаю, в скором времени эти проблемы уйдут в прошлое.


Люди готовы к подобному сервису, они привыкли торговаться и сами назначать цену. Кроме того, Узбекистан — густонаселенный регион со свободным рынком — «непаханое поле» для IT-проектов и lifestyle-приложений.


Сейчас мы ведем активную рекламную кампанию по всем направлениям — размещение и онлайн, и оффлайн — BTL, телевидение, наружка. Скоро планируем запуск акций, которые однозначно будут интересны потенциальным пользователям.


Сервис пока не привычен для ташкентцев, они удивляются, что могут сами назначать цену, и поэтому в первые дни много тестовых заказов от тех, кто на самом деле не хочет никуда ехать, но им интересно посмотреть, как это работает.


Старт в Ташкенте покажет, как мы будем двигаться по Узбекистану дальше. В глобальных планах у сервиса inDriver выход на рынки других стран СНГ и дальнего зарубежья.


Тест сервиса от редакции

В день выпуска приложения, редакция также не осталась в стороне и на собственном опыте проверила как работает сервис и насколько он удобен для жителей Ташкента.


Дарина Солод
Редактор VOT


Сообщение о появлении нового сервиса по вызову такси восприняла с радостью. Дело в том, что я — один из немногих в этом городе обладатель Windows Phone, а так уж сложилось, что приложения на эту систему не пишет почти никто.


Не очень люблю разговаривать с операторами, поэтому не пользуюсь остальными службами такси, предпочитая прогуливаться от дома пешком. Да и если отмести в сторону фактор операционной системы телефона, пользоваться, например MyTaxi, в моем случае неоправданная роскошь — расстояние до своего дома я оцениваю в «три перекрестка» и 3 000 сумов. Но минималка любой службы вызова — 6 000. Если посчитать поездку туда и обратно, выходит совсем не приличная сумма. Для малых расстояний службы такси совсем неудобны.


В чем прелесть inDriver? Сумму я могу назначить сама, и дело водителей — соглашаться с ней или нет. Увидев новость, я скачала приложение, вбила все необходимые данные и приступила к оформлению заказа.


Первое окошко — подробности заказа. Необходимо ввести место отправки, конечный пункт, стоимость поездки и комментарий. Вбив адреса — от гостиницы «Тата» до гостиницы «Россия», сумму заказа — 3 000, я отправила заказ и принялась ждать.


Что не совсем удобно с самого начала — не очень понятно, кто из водителей принимает заказ, потому что водитель позвонил мне раньше, чем принятый заказ отобразился в окне приложения. Кроме того, приложение попросило определить, с каким из водителей я договорилась о сделке, а я не сообразила узнать у водителя номер машины. Пришлось перезвонить.


Что удобно — оформление заказа и подача машины заняли в общем около пяти минут. Вскоре машина была подана, за мной приехал молочный кобальт, за рулем которого сидел вполне вежливый и грамотный водитель Тимур. Второй интересный факт — водитель не может торговаться с клиентом и пытаться повысить сумму, если уже согласился на поездку.


Двигаемся дальше. Меня довезли до места, и приложение попросило оценить водителя, чтобы сделать сервис лучше. Первое, что спрашивают у пользователя: приехал ли водитель, сбросил ли он заказ или его отменила я сама. Так как никаких претензий и нареканий у меня не было, я оценила водителя на пять, добавив комментарий.


В целом, к сервису нет почти никаких претензий, кроме юзабилити приложения — по-прежнему не ясно, как добраться до контактов водителя, если заказ уже принят, но вам нужно дать ему дополнительные комментарии. Видимо, нужно продумывать все детали заказа с самого начала.


Также непонятно, когда и как машина подъезжает на место, об этом сообщает сам водитель, хотя хотелось бы, чтобы приложение сообщало и эти подробности. В истории заказов можно посмотреть только свой адрес и сумму, но не видно ни водителя, который тебя вез, ни ваших комментариев, адресованных ему.


Но в целом только запущенный сервис радует, потому что позволяет легально пользоваться услугами такси за сумму, которую считаешь нужной, без минималок и торга. Единственное, что не ясно вообще: как пользоваться сервисом, если заехать нужно больше, чем в одно место. Либо писать огромный комментарий, либо пользоваться другими службами. Но, быть может, чуть позже они доработают и эту функцию.


Текст: Дарина Солод, Шухрат Махсудов