VOT делится мнениями студентов-первокурсников и выпускников ведущих вузов Ташкента об образовании и его роли в карьере, новых трендах на рынке труда и необходимых навыках в будущей профессии. Студенты рассказывают о своих ощущениях и планах на будущее, а выпускники делятся своим опытом с нынешними и будущими студентами и размышляют о карьере.


Студенты вузов и приглашенный эксперт рассказывают о том, как развивается реальность в области образования и будущей карьеры в наши дни.


Камилла Рустамова, 20 лет
Студентка Вюрцбургского университета им. Людвига Максимиллиана

Как выбирала вуз: В 2014 году окончила академический лицей № 2 при УзГУМЯ (немецкая филология). Появилась возможность поступить в немецкий вуз, решила, что это мое.


За последние три года меня бросало из стороны в сторону: хотела стать ветеринаром, социологом, инженером и переводчиком. Одно время полностью ушла в рисование, хотела стать тату-мастером. В итоге оказалась на факультете журналистики. Журналисты — это люди, которые постоянно что-то изучают, познают и открывают что-то новое, часто путешествуют, работники, которым платят за то, что они учатся. Поэтому и выбрала это направление.


Сейчас трудно сказать что-то про свое будущее. Собираюсь пробовать себя в разных сферах. Не знаю, кем я буду в будущем, но точно знаю, что не собираюсь работать на одном месте и быть карьеристкой любой ценой. Хочу в итоге вернуться в Узбекистан, но при этом мечтаю сначала поработать в разных городах мира, — совместить приятное с полезным. Мне кажется, что люди постарше привыкли к однообразию, а молодежь сейчас старается везде преуспеть, что-то активно менять вокруг себя. Наверное, так было всегда. Для меня главное, чтобы будущая работа была мне в радость. Возможно, это юношеская наивность, но уровень доходов меня интересует в последнюю очередь.


Язык для меня оказался важным фактором, я смогла поступить в немецкий вуз, он же мне помогает в работе переводчиком. Понятно при этом, что английский язык пригодится всем. Другой важный фактор — успеть записать свои мысли или нужную информацию, поэтому всегда держу при себе тетрадь и черную ручку, в моей будущей профессии это немаловажный аспект. Еще выработала в себе качество — постоянно что-то учить или узнавать новое и интересное.


Как выбрать профессию? Все сейчас хранится в облаках, наших лэптопах, телефонах и прочих устройствах. Работаем, учимся, читаем и общаемся тоже через них. Возможно, глубокие познания в IT-сфере важны, но я сама ничего не понимаю во всем этом.


Несмотря на развитие технологий и возрастающие возможности для самообразования, считаю, что формальное образование играет важнейшую роль в выборе будущей профессии. Да, все меняется слишком быстро, но это не значит, что старые профессии вымирают. Это примерно как появление телевидения не убило радио, хотя и уменьшило его популярность на порядок.


Профессионал своего дела всегда найдет себе работу, хотя стоит присматриваться к трендам на рынке труда. В любом случае, две профессии всегда будут уважаемы и востребованы — это врачи и инженеры. Люди всегда что-то строят, возводят, проектируют, но также и болеют.


Темур-Малик Юлдашев, 24 года
Выпускник Ташкентской медицинской академии. Медико-профилактический факультет.

Как выбирал вуз: Образование для меня — это твердый фундамент для осуществления своих планов, основа будущей профессии. Часто школьникам и выпускникам колледжей и лицеев непонятно, куда податься и какую профессию выбрать. От получаса раздумий по поводу будущей профессии зависит вся жизнь человека.


За время обучения в медицинской академии, помимо полученных знаний и навыков, я прошел сильную школу жизни. Без опыта, который часто дает вуз, не каждый сможет сделать операцию или, например, спроектировать самолет. Мой вуз это доказал. Он же научил самоконтролю — одной из самых сложных вещей при нашем ритме жизни, тем более учитывая важность «холодной головы» в нашей профессии. Для меня активный отдых на выходных, чтобы снять недельное напряжение, — идеальное решение этой проблемы. А поддерживать желание учиться и развиваться поможет конкуренция, я ее не боюсь.


Как выбрать профессию? Я твердо решил, что буду работать в сфере фармацевтики. Помимо основной профессии, буду пробовать себя в разных сферах медицины. Для меня медицина и есть одна из самых перспективных отраслей будущего. В отличие от многих, собираюсь жить и работать исключительно на родине. Хотя хотел бы как можно больше путешествовать. Знание других языков и культур только расширит мой кругозор.


Студентам посоветовал бы выбрать то, что им по душе, попробовать себя в разных сферах как в студенческой жизни, так и вне ее. Социализация очень важна, но фокус должен быть на обучении и самосовершенствовании.


Комментарий эксперта

Дмитрий Кисель
Глава Представительства Intel в странах Центральной Азии и Закавказья


В XX веке индивидуализированный подход к ученику могли обеспечить лишь вузы, но образование в целом было ориентировано на преподавателя. Технологии нынешнего века меняют картину кардинально. Наиболее подходящей в нынешних условиях моделью обучения нам в Intel кажется образовательная среда «1 ученик: 1 компьютер», в которой основным инструментом обучения школьника и студента является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов.


Уже в школе должна происходить ориентация на ученика, преподаватель становится таким же источником знания, как сами сверстники, школьные сообщества, библиотеки, порталы и web-ресурсы, а также эксперты в изучаемых областях. Мы не пытаемся убить профессию учителя, скорее, продвигаем концепцию, согласно которой преподаватель становится наставником, помогающим найти нужные направления в образовании, но он не должен быть основным, и тем более единственным источником знаний.


Можно выделить ключевые тренды в современном образовании, изменяющие его. Это в первую очередь повсеместный интернет-доступ и повышающаяся культура его пользования. Бесплатные образовательные курсы от новых сервисов и старых престижных университетов позволяют ученикам освоить необходимые программы для продвижения в выбранной сфере. Другой тренд: персонализированное обучение и оценка повышают интерес к образованию и его качество уже с начальной школы.


Мы как корпорация, производящая широкий спектр электронных устройств и компьютерных компонентов, заинтересованы в росте компьютерной и интернет-грамотности, в том числе и в рамках образования в Узбекистане. Около 150 национальных мастер-тренеров были подготовлены по программам Intel Teach «Getting Started» и провели обучение приблизительно 70 000 учителей Узбекистана, организованное Министерством народного образования Республики Узбекистан и ЮНЕСКО.


Однако навыки XXI века, необходимые для успеха в учебе и будущей карьере, неспецифичны для вашей страны. Это в первую очередь коммуникативные навыки, а также навыки сотрудничества, в том числе и посредством онлайн-платформ и электронных устройств. Медиа- и цифровая грамотность становятся критически важны для сбора и обработки все больших объемов информации.


В то же время постиндустриальная эпоха увеличивает требования к уровню креативности во всех сферах. По нашим данным, примерно 65% сегодняшних учеников начальных школ будут иметь профессии, о которых мы сегодня даже не догадываемся, большинство из них будут связаны с компьютерными технологиями. Конечно, значительная часть профессий так и останется вне сферы IT. Однако сегодня, согласно данным Intel, 90% школ не преподают компьютерные науки, в то время как уже 80% профессий будут предъявлять высокие требования к компьютерной и технологической грамотности уже в ближайшие 10 лет. Образование же должно учить школьников и студентов адаптироваться в стремительно меняющемся мире и самостоятельно постоянно обновлять свои знания на протяжении всей жизни.


В заключение

Большинство опрошенных считают современное образование слишком унифицированным и теоретичным, хотя видят, как новые технологии обеспечивают иные подходы к образованию.


Молодежь все больше считает, что образование и карьера не должны быть ограничены территориями родной страны. Молодые девушки и юноши, получающие или получившие высшее образование, нацелены на карьеру и поиск интересных занятий и ощущений. Из опрошенных девушек лишь одна ставит приоритетом семью, и то наряду с успешной карьерой. Студенты и выпускники сходятся во мнении, что профессионалы своего дела всегда будут в цене, но наиболее перспективными направлениями считают медицину, технические профессии и IT.


Знание языков, в первую очередь английского, критически важно для современных профессионалов, особенно учитывая количество платных и бесплатных образовательных онлайн-ресурсов на этом языке. Компьютерные навыки важны, но опрошенные имеют разное представление о минимальном необходимом уровне этих навыков. Выпускники советуют студентам, нынешним и будущим, не терять времени, пробовать себя в разных сферах, чтобы найти свое, социализироваться и главное — развивать навыки упорства и целеполагания.


Текст: Миразиз Базаров